Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности

При составлении консолидированной отчетности (КО) данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяй­ственную организацию. В этих целях сначала постатейно сумми­руют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции.

Консолидирование должно обеспечить исключение повтор­ного учета взаимных операций компаний группы.

При этом:

– голов­ная организация и дочерние общества должны использовать еди­ную учетную политику в отношении оценки аналогичных ста­тей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

– формы бух.отч-ти могут дополняться дан­ными, необходимыми пользователям сводной бухгалтер­ской отчетности;

– отчетность объединяется бухгал­терская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

– статьи (строки) форм бух.отч-ти, по ко­торым у группы отсутствуют показатели, могут не приво­диться, кроме случаев, когда соответствующие показате­ли получены в периоде, предшествовавшем отчетному;

числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны приводиться в свод­ной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них дляпользователей невозможна оценка фи­н.положения группы или фин.результата ее деятельности.

Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.

Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтер­ской отчетности дочерних и зависимых обществ головной орга­низации (в том числе дополнительной информации, необходи­мой для составления сводной бухгалтерской отчетности), уста­навливает головная организация.

До составления сводной бухгалтерской отчетности необхо­димо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные фи­нансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учреди­телям (участникам) головной организации, а иным заинтере­сованным пользователям — в случаях, установленных законо­дательством Российской Федерации, или по решению голов­ной организации

В консолидированную бухгалтерскую отчетность не включа­ются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу кон­солидации, но не представляющих интереса для объединения. К ним относятся:

а) компании, контроль над которыми можно считать вре­менным. Например, контрольный пакет акций дочернего обще­ства приобретается и находится в собственности материнского общества исключительно с целью его последующей продажи в недалеком будущем;

б) дочерние общества, действующие в условиях долгосроч­ных непреодолимых ограничений, которые лишают их возмож­ности (или существенным образом снижают ее) переводить де­нежные средства на счет материнского общества. Например, из-за валютных ограничений на зарубежных филиалах, «блокиро­вания» банковских счетов и т.п.;

в) дочерние компании, хоз.деят-ть кото­рых резко отличается от характера деятельности основной мате­ринской компании, например, банк и промышленное акцио­нерное общество, торговое и страховое общества.

Таким образом, процедура консолидации охватывает такие расчеты, как:

1. консолидация капитала;

2. консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;

3. консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой продажи продукции (ра­бот, услуг), а также взаимных объемов продажи продук­ции (работ, услуг) между основным и дочерними обще­ствами и соответствующих затрат;

4. консолидация прочих взаимных (операционных и внере­ализационных) доходов и расходов внутри группы;

5. суммы дивидендов основного и дочерних обществ.

В соответствии с международными стандартами консолиди­рованная отчетность должна базироваться на определенных прин­ципах и методах (отвечать определенным требованиям).

В зависимости от наличия или отсутствия взаимных опера­ций можно выделить следующие этапы консолидирования:

первичная консолидация производится при составлении впервые консолидированной отчетности ранее незави­симых предприятий и связана с приобретением инвести­руемого предприятия;

последующая консолидация производится при составле­нии консолидированной отчетности группы, образован­ной ранее и уже осуществляющей взаимные операции.

Техника и методы составления консолидированной отчет­ности в разных странах различны.

В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления пер­вичной консолидированной отчетности:

метод покупки (приобретения);

метод слияния (поглощения).

Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляе­мые в консолидированной отчетности.

Наши рекомендации