Сводная и консолидированная БО. Принципы консолидации. Информационно-аналитические возможности консолидированной отчетности

МФ Р. был принят приказ «О метод. Рек-циях по сост-ию и предст-ю сводной БО» от 30.12.96 № 112 В н.вр. сводная год. БО составл-ся любые орг-ции, вкл-я АО, ООО, унит.п/п, к-рые имеют вклады в дочерние и завис.об-ва. Хоз. об-во признается дочерним, если др. (осн.) хоз.об-во или тов-во в силу преобл-щего участия в его УК (в доле, превыш-щей 50% от УК), либо в соотв-ии с заключ-ым между ними д-ром, либо иным обр.имеет возм-сть определять реш-я, приним-мые таким об-вом. Пок-ли БО доч.орг-ций вкл-ся в свод.отч-сть путем сумм-ия с данными БО голов.орг-ции (с учетом необх. корр-к). Данные БО завис.об-в (более 20 % голос.акций (АО) или УК (ООО) не вкл-ся в свод.отч-сть. В сводной БО данные об участии в зависимых об-вах подлежат расшифровке.

Конс. БО явл. особым видом БО, сост-ся путём объед-ия пок-лей БО вз.связ-ных п/п, вх. в одну группу, и имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и др. заинтерес.л. рез-таты ФХД группы вз.св.п/п, юр-ски самост-ных, но факт.явл-хся единым хоз.орг-змом. Она явл. специфической, нетрадиционной формой БО, поскольку: содержит инф-цию об имуществ.и фин.полож-ии группы вз.св.п/п, т.е. нескольких ЮЛ, а не 1-го ЮЛ, что выходит за рамки принципа имущ-ной обособл-сти; сост-ся на основе д-х отч-ти п/п группы, а не д-х БУ. Конс. учёт по группе не ведётся. Осн. потреб-ть сост-ния конс. отчетов – элиминирование отд.пок-лей п/п, вх. в группу, с целью искл-чения повторного счета в итоговом (конс.) отчете группы. Т.о., свод.отч-ть составляется в рамках одного собств-ка или для стат. обобщения, а конс. – неск-ими собств-ками по совместно контролируемому им-ву.

При составлении сводной (конс.) отч-ти учит-ся такое понятие, как интерес (доля) меньш-ва - это доля в УК доч.общ-ва, принадл-щая всем ост.акц-рам, кроме осн.об-ва, и не обеспеч-ющая влад-цам этой доли контроля над деят-тью доч.об-ва. Опр-е доли меньш-ва: 1) % не принадл-щих гол.орг-ции голос.акций в их общ.кол-ве. (если у АО номинал акций одинак.) 2) доля УК, не принадл-щая гол. Орг-ции, в его общей величине.

В соотв. с МСФО конс. отч-ть д. баз-ся на опр. принципах и методах (отвечать опр.треб-ям). 1. П-п полноты. Все активы, обяз-ва, расх., дох. конс. группы прин-ся в полном объеме незав-мо от доли матер.компании. Доля меньш-ва показ-ся в балансе отд-но 2. П-п СК. Поскольку матер.компания и доч. п/п рассм-ся как единая эк. ед-ца, СК опред-ся по баланс. ст-ти акций консол-мых п/п, а ткж фин. рез-татов деят-ти этих п/п. 3. П-п справедлив.и достовер. оценкиактивов, обяз-в, фин. полож-я, приб. и уб. п/п. 4. П-п пост-ва исп-ния м-дов консолидации и оценки и п-п функц-щего п/п. Отклон-я допустимы в исключ.случаях, д.б. раскрыты в прил. к отч-ти с соотв. обоснов-ем. 5. П-п сущ-сти - раскрытие статей, величина к-рых м. повлиять на принятие или перемену реш-я о ФХД компании. 6. Единые методы оценки. 7. Единая дата составления.

Необх. обратить ос. вним. на то, что д-е конс. отч-ти не м.б. использованы в целях н/о. Вместе с тем, конс. отч-ть косвенно м.б. исп-на в фискальных целях для осущ-я контроля за операциями, совершаемыми м/у взаимосвязанными п/п. Т.о., конс. отч-ть занимает важ. место в сис-ме совр. эк. инф-ции, явл. осн. ист-ком инф-ции о деят-ти группы вз.св. п/п.

50. Сегментарная отчетность и ее информ-ан-е возмож. Виды сегментов, методика анализа сег. отчетности.Треб-я по формир-ю инф-ции о сегментах опред-ся ПБУ 12/00 «Инф-ция по сегментам» и МСФО 14 «Сегментная отч-ть». ПБУ 12/00 рекомендуют выделять 2 рзреза сегментир-я: операционный (по пр-ву опред. вида Т.) и географический (по пр-ву Т. в опред. регионе). Д/выд-я инф-ции об орг-ции в отд. сегмент д. вып-ся одно из след. усл-й: 1. Выручка от продаж внеш. пок-лям и от операций с др. сегментами данной орг-ции составляет не < 10% от общ. ∑ выручки всех сегментов. 2. Фин. рез-тат деят-ти данного сегмента составляет не < 10% суммарной приб. (уб.) всех сегментов. 3. Активы данного сегмента составляют не < 10% суммарных активов всех сегментов.

Выделенные сегменты д. составлять не < 75% выр-ки орг-ции (ф. № 2).ПБУ 12/00 и МСФО 14 рек-ют раскрывать в разрезе отд. сегментов инф-цию о выр-ке, расх., рез-татах деят-ти, испо-мых активых и обяз-вах. Выр-ка (дох. сегмента) вкл. дох. от продажи внеш. пок-лям и дох., полученные от операций с др. сегментами. Расх. сегмента вкл. расх., непосредственно относящиеся к сегменту (по пр-ву опред. Т., У., деят-ти в опред. регионе) и той части общехоз. расх., кот. м.б. отнесены к деят-ти сегмента (в т.ч. от продаж внеш. пок-лям и от продаж м/у сегментами, напр., команд. расх.). Фин. рез-тат = Доходы – Расходы. При отраж-ии инф-ции стремятся учесть те активы, кот. связаны с деят-тью конкрет. сегмента. Если это затруднит-но, используют косвенные методы распред-я. База распред-я д.б. зафиксирована в УП. При формировании инф-ции о сегментах бизнеса стремятся увязать активы, дох. и расх. Напр., если в расх. сегмента вкл. амортизация ОС, то такие ОС войдут в состав активов сегмента. Обязат-ва сегмента обычно возникают при пр-ве и продаже конкре6т. видов прод-ции и в конкрет. регионах.

В процессе ан. сегментов прежде всего след. оценить их вклад в формирование выручки и приб. орг-ции в целом. Не менее важна оценка относит. пок-лей (R продаж и активов, Коб А). Сравнит. ан. пок-лей, характеризующих деят-ть сегментов, позволяет увидеть проблемы их функционирования и риски деят-ти.

Задачи

Наши рекомендации