Анализ финансового состояния предприятия

Сущность, цели, задачи и последовательность финансового анализа.

Финансовый анализ.

1. Цель финансового анализа.

2. Содержание финансового анализа.

3. Система финансовых показателей.

1. Целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, изменения в структуре пассивов и активов в расчетах с дебиторами и кредиторами. Цель анализа зависит от субъектов анализа, т.е. от конкретных пользователей информацией.

Характеристика основных интересов и целей анализа различных участников предприятия

Группы участников Вклад Компенсация Тема анализа
Собственники Уставной капитал (собственность) Дивиденды, часть прибыли Финансовые результаты
Кредиторы Заемный капитал Проценты Ликвидность предприятия
Администрация (руководство) Знания, компетентность Оплата труда Все аспекты деятельности фирмы
Персонал Труд Заработная плата + отчисления на социальные нужды Эффективность хозяйственной деятельности
Поставщики Поставка товара Компенсация Финансовое состояние
Покупатели Закупка товара Цена товара Финансовое состояние
Налоговые органы Инфраструктура предприятия Налоги Финансовые результаты

Основой проведения анализа является информация, качество которой, влияет на глубину проводимого анализа. Исходной информацией является первичная бухгалтерская отчетность, а также финансовая отчетность предприятия, сформированная в ходе управленческих процедур, которую принято называть «сырой» информацией.

Наряду с внутренней информацией используется разнообразная внешняя информация, позволяющая оценивать состояние финансовых и товарных рынков.

Финансовый анализ является частью анализа хозяйственной деятельности, который состоит из финансового анализа и управленческого анализа.

Финансовый анализ подразделяется на 2 вида: внешний и внутренний анализ. Особенностями внешнего анализа является:

ü множественность субъектов анализа и пользователей информации;

ü разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

ü наличие типовых методов анализа стандартов учета и отчетности, использование данных публичной отчетности, ограниченность задач анализа;

ü максимальная открытость результатов анализа.

Внутрихозяйственный анализ используют наряду с публикуемой отчетностью, данные из системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др. Основное содержание внутреннего анализа может быть дополнено другими видами, имеющими значение для оптимизации управления (анализ взаимосвязей издержек оборота и прибыли). Особенностью внутрихозяйственного анализа является ориентация результатов на свое руководство использование всех источников информации (т.ч. и незаконных) отсутствие регламентации анализа со стороны. Комплексность анализа – т.е. изучение всех сторон деятельности предприятия. Интеграция учета, анализа, планирования и результатов принятия решений. Максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Методы анализа

Среди методов выделяют шесть основных:

1. Горизонтальный (временной, т.е. сравнение позиций отчетности с соответствующими позициями за предыдущий период).

2. Вертикальный, т.е. (структурный анализ показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом).

3. Трендовый анализ (это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной динамики показателе в будущем очищенной от случайных влияний индивидуальных особенностей отдельных периодов). С помощью трендового анализа рассчитываются возможные значения показателей и определяется прогноз на будущее.

4. Анализ относительных показателей (коэффициентный анализ, предусматривает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетностей, а также определенных взаимосвязей отдельных показателей).

5. Сравнительный (пространственный анализ - проводится, когда сравниваются показатели отчетностей предприятия, его дочерних фирм подразделений и цехов, в данном случае это внутрихозяйственный анализ. Межхозяйственный сравнительный анализ производится, когда необходимо сравнить свои показатели с показателями конкурентов и средних народнохозяйственными показателями).

6. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью специальных приемов. Он может быть прямым (собственно анализ, когда результативный показатель дробят на составные части) и обратный (синтез, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель)

Анализ финансового состояния предприятия

Набор экономических показателей характеризующих финансовое положение и активность фирмы зависит от глубины анализа, но большинство методик предлагает пять основных групп.

Показатели финансового состояния:

· Финансовой устойчивости

· Платежеспособности

· Деловой активности

· Рентабельности

· Факторный

Для их расчета используются информация следующих форм отчетности предприятия Баланс предприятия формы – 1, Отчет о финансовых результатах формы – 2, Приложение к балансу предприятия форма – 5.

Анализ начинается:

1. Предварительное ознакомление с итогами работы;

2. Исчисление ключевых показателей;

3. Сравнение расчетных данных с нормативными или плановыми;

4. Определение класса предприятия по финансовому состоянию.

Предварительный анализ производится в следующей последовательности.

1. Итог баланса на конец периода сравнивается с итогом баланса на начало периода (анализ по горизонтали) он позволяет определить общее направление движения баланса: рост оценивается положительно, уменьшение отрицательно.

2. Определяется характер изменения отдельных статей. К положительным относят: Увеличение в активе остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, нематериальных активов примерных запасов за минусом готовой продукции. Однако, увеличение денежных средств нельзя оценивать однозначно, т.к. в условиях рынка они должны эффективно использоваться, т.е. приобретаться ценные бумаги, капитальные вложения и др. к положительным в пассиве относятся: увеличение суммы прибыли, доходов будущих периодов, фондов наполнения и целевого финансирования. Отрицательные оценки заслуживает рост дебиторской (актив) и кредиторской (пассив) задолженности.

3. Анализируется наличие и увеличение остатков по «больным» статьям баланса (убытки и займы не погашенные в срок) наличие убытков свидетельствует о нерентабельной деятельности предприятия. Наличие непогашенных займов говорит о низкой платежеспособности предприятия на момент составления баланса.

Наши рекомендации