Отчетная стадия бюджетного процесса (основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности)
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета
осуществляются представительным органом власти. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований
и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ
представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Отчет об исполнении федерального бюдэюета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок.
Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федеральногобюджета Государственная Дума, заслушивает:
доклад руководителя федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства РФ;
заключение Председателя Счетной палаты РФ. По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного
финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального
бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений об:
утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
Государственный кредит: понятие, принципы и виды.
Государственный кредит рассматривается в 2 аспектах:
как экономический: система отношений, возникающих в связи в привлечением государством и муниципальных образований на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств ЮЛ и ФЛ, иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права.
как правовая категория - урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств на принципах добровольности, срочности, ВОЗМЕЗДНОСТИ, ВОЗВРАТНОСТИ в целях покрытия бюджетного дефицита, а также регулирования денежного обращения.
характерные черты:
1. верховенство государства или муниципального образования, не смотря на то, что оно является должником
2.государственный кредит имеет цель – погашение бюджетного дефицита, регулирование денежно-кредитных отношений.
при государственном кредите не требуется предоставления залога либо поручительства.
обязательным субъектом отношений при государственном кредите является государство или его уполномоченный орган.
основным методом регулирования правовых отношений является императивный метод.
при государственном кредите государство может выступать как должником, так и кредитором.
отношения при государственном кредите не являются договорными.
НПА:
БК РФ
ФЗ «О рынке ЦБ» от 22 апреля 1996
ФЗ от 29 июля 1990 «об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ЦБ»
ФЗ от 5 марта 1999 «О защите прав и законных интересов на рынке ЦБ»
Государственный долг - в результате реализации финансово-правовых отношений по государственному или муниципальному отношению формируется внутренний и внешний долг.
Государственный долг – общая сумма задолженностей государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Долг может быть капитальным и текущим.
Капитальный – все обязательства.
Текущий – сумма расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.