Вопрос: субъекты инфраструктуры финансового рынка

Инфраструктура может быть представлена:

1) денежно- кредитной;

2) системой страхования;

3) законодательной;

4) налоговой;

5) системой информационных услуг и т.д.;

Основной целью инфраструктуры рынка - это обеспечение перелива капитала, его накопление и мобилизация.

Участники - это субъекты инфраструктуры:

- фондовые биржи, организаторы торговли ценными бумагами, способствуют заключению сделок;

- валютная биржа;

- депозитарий - это юридические лица, представляющие услуги по хранению ценных бумаг независимо от формы их выпуска с соответствующий депозитным учетом перехода прав собственности на них взаимоотношения между депозитарием и депонентом регулируются соответствующими правовыми органами или законодательством и условиями депозитарного договора;

- специализированный регистратор ценных бумаг (держатель реестра владельцев ценных бумаг) - это юридическое лицо, осуществляющее сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Реестр - это список всех зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием количества номинальной стоимости и категории принадлежащих им ценных бумаг на определенную дату. Использование услуг регистратора является обязательным для эмитента, если число владельцев больше 50 человек и в некоторых других случаях. Кроме владельцев в реестре могут отражаться номинальные держатели (брокеры, доверительные управляющие и депозитарий);

- расчетно-клиринговые организации. Их деятельность заключается в сборе сверки и корректировке информации о заключенном с ценны бумагами сделками, о подготовке бухгалтерских документов по ним, зачете взаимных обязательств по поставкам т расчетам по ним;

- информационно-консультационный центр.

ТЕМА 4: "РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ"

1. Государственное регулирование, основные направления.

2. ФСФР: ее миссия, цели и задачи.

3. Механизм функционирования финансового рынка.

ВОПРОС: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Государственное регулирование финансовых рынков - это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансовых рынков, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов по средствам применения государственными органами системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

МОДЕЛЬ регулирования финансовых рынков:

1) преимущественное регулирование государственными органами, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю установления правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников (СРО);

2) преимущественное регулирование у СРО, государство сохраняет контрольные функции и возможность вмешаться в процесс регулирования (Великобритания);

Организационно - экономический механизм регулирования Российского финансового рынка включает:

1. Система органов государственного и общественного уполномочия, обеспечивающее регулирование финансовыми рынками

2. Нормативно-правовую базу и деятельность регулирующих органов и институтов рынка;

Существует 3 уровня регулирования:

1. Законодательный уровень (законодательные органы), основной регулятор-федеральное собрание;

2. Государственные регулирующие органы (наиболее значимый субъект- правительство, РФСР, банк России, РосФинМониторинг);

3. СРО (саморегулируемые организации), сами устанавливают правила и стандарты, финансируются отраслью, которую регулируют, ресурсы независимы от государственного бюджета, политическая независимость). Основная цель СРО- рост прозрачности, емкости и эффективности финансового рынка.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

1. Административные (прямые методы) проводится через установление определенных требования к участникам рынка, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечение гласности, равной информированности участников рынка, поддержание правопорядка.

2.Экономические (косвенные методы). Средства экономического регулирования - это финансово-кредитная система страны. Методы: проведение налоговой, денежно-кредитной политики, контроль за денежной массой в обращении и объемом кредитов через учетную ставку. Также политика формирования и использования средств государственного бюджета, управление государственной собственностью, экономические мероприятия по операциям с иностранной валютой, золотом, стимулирование эспорта, внешнеполитические мероприятия государства, выход государства на рынок ссудных капиталов (в частности это эмиссия облигаций), создающие прямую конкуренцию за кредиты между корпорациями и государством.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

Наши рекомендации