Тема 2: финансовая система государства
1сущность и структура финансовой системы
2 управление финансовой системой государства
1 финансовая система государства представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.
Единство звеньев финансовой системы обусловлено двумя причинами
1. Все звенья финансовой системы учувствуют в формировании и использовании финансовых ресурсов
2. Их общей главной целью является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.
Звенья финансовой системы имеют различия, которые в основном отражают уровень управления особенности и масштабы хозяйственной деятельности субъектов.
К отличительными признакам относятся:
- формы и методы формирования и использования финансовых ресурсов
- цели и конкретные задачи, которые подчинены экономическим интересам общества в целом, отдельным коллективам или индивидуальным их членам.
В большинстве государства финансовая система отражает их государственное устройство и экономические основы хозяйства, т.е. она включает в себя общностные финансы и финансы самостоятельных хозяйственных субъектов
Финансовая система РБ включает
Общностные финансы | Финансы хозяйственных субъектов | Финансы домашнего хозяйства | Финансовый рынок |
Госбюджет Бюджетные фонды Внебюджетные фонды Гос. Кредит Гос. Консолидированный резервный фонд | Финансы коммерческих и некоммерческих организаций | РЦБ Кредитный рынок Валютный рынок |
Главным звеном финансовой системы является госбюджет.
Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды аккумулируют уставные законодательные платежи по целевому назначению.
Государственный кредит отражает предивные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств кредиторов, организации на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Государственный консолидированный резервный фонд обеспечивает возмещение возможных добытков стихийных бедствий и несчаных случаев по их предупреждению. Данный фонд формируется за счет бюджета .
Он состоит из общностных региональных бюджетных фондов.
Финансы хозяйственных субъектов - финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций.
Финансы домохозяйств формируются в основном за счет доходов от кредитной деятельности, финансовых операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. В рыночных условиях их роль высока.
Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком, который расширяет возможные перераспределения финансовых ресурсов создает условия для увеличения объема источников финансирования расширенного воспроизводства в стране.
Управление финансовой системой осуществляет высшее законодательство и исполнительные органы власти: президент, национальное собрание, совет республики и палата представителей. Они определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство и осуществляют общий контроль за его соблюдением.
На региональном уровне такие полномочия возложены на местные органы власти. Органами управления финансами валяются:
-министерство финансов
-мнс
-кгб
На министерство финансов возложено ряд функций, связанных с формированием и реализацией финансовой политики государства в пределах страны и на международном уровни
К его задачам относятся:
1)организация составления проекта бюджета и его исполнение
2)разработка производственного развития экономики
3)обоснование предложений по совершенствованию налоговой и ценовой политики, формированию финансового рынка, чувствованию в международных операциях
4)совершенствование страховой деятельности в стране
5)разработка проектов и реализация внешних заимствований РБ
Основными задачами министерства по налогам и сборам является:
1)осуществления контроля за правильностью, полнотой и своевременностью поступления в доходы бюджета налоговых платежей
2)обоснование прогноза налоговой политики на очередной финансовый год, изучение изменений в структуре
3)разработка нормативных правовых актов, форм отчетности по вопросам связанным с взысканием налогообложения
4)разработка предложений по повышению эффективной деятельности инспекций МНС, также по обеспечению полного и своевременного поступления налогов
5)разработка нормативных правовых актов, форм отчетности по налогообложению и др.
К задачам таможенных органов относятся:
1)взимаемые таможенные платежи, контроль за правильностью и своевременностью их уплаты
2)приостановка операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими таможенного и налогового законодательства
3)принятие мер по принудительному взысканию таможенных платежей
4) создание условий по ускорению товарооборота через таможенную границу и др.
На уровне субъкта хозяйствования управление финансами занимается финансовая служба. На средние и малых предприятиях – это сотрудники бухгалтерии.
Процесс управления финансами, государство реализует по классической схеме в 3 этапа которые включают:
1)прогнозирование и планирование
2)реализацию конечных планов
3)текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства и эффективности принятых и реализованных решений
Тема3 госбюджет
1. Понятие и сущность госбюджета
2. Бюджет, устройство и принципы построения бюджетной системы государства
3. Этапы бюджетного процесса
4. Источники формирования госбюджета
5. Расходы госбюджета и их роль в удовлетворении общественных нужд
6. Распределение бюджетных доходов и распределение между республиканским и местными бюджетами, их сбалансирование
7. Целевой бюджет и внебюджетные фонды
1 Понятие и сущность госбюджета
По своей экономической сущность госбюджет представляет собой экономическую категорию которая отражает формирование и распределение централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Материальной основой госбюджета является финансовые ресурсы, которые образуются в результате распределения и перераспредления национального дохода.
Основными функциями госбюджета является:
1)распределительная
2)социальная
3)регулирующая
4)контрольная
Посредством распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяйства, материальной и социально-культурной сферой
Социальная функция направлена на финансирование социальной сферы
Регулирующая влияет на формирование доходной и расходной части бюджета
В процессе становления и использования бюджета осуществляется постоянный контроль за своевременной и полной мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональных расходом бюджетных ресурсов
Учитывая особое значение госбюджета государство придает ему силу закона, посредством утверждения его объема и структуры на соответствующий период времени
2 Бюджет, устройство и принципы построения бюджетной системы государства
Бюджетное устройство отражает государственное устройство страны и определяет содержание бюджетной системы
В РБ , которая является унитарным государствоим бюджетная система включает два уровня: републиканский и местныме бюджеты
Ведущим звеном РБ является республиканский бюджет, который перераспределеняется финансовыми ресурсами между местными бюджетами для выравнивания их экономического и социокультурного развития. За счет его средств финансируются объекты республиканской собственности, общественные программы, социокультурные учреждения, резервные фонды правительства.
Местные бюджеты в основном обеспечивают развитие местного хозяйства
В целом бюджетная система РБ определяется административно-территориальным делением государства и строится на основе следующих принципов: -единство-полнота-реальность-гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РБ
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законоджательной базой, документацией, бюджетной классификацией.
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, других обязательных платежей и иных поступлений.
Реальность бюджета подтверждается финансированием расходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность достигается доведением до граждан через СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете РБ решением местных советов депутатов о местном бюджете на очереднуой финансовый год.
Самостоятельность бюджетов всех уравней заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом РБ, а местными бюджетом – решение соотстветствующих местным органов власти.
3 Этапы бюджетного процесса
Бюджетный кодекс – регламентированная законодательная деятельность госудаственных финансов по разработке, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, а также но его исполнению.
Бюджетный процесс можно разделить на 3 этапа:
1)составление проекта бюджета. На данном этапа основной объем и структура доходов и расходов бюджета, разработка проекта бюджета, осуществление минфином и местными финансовыми органами.
2)рассмотрение и утверждение бюджета на данном этапе. бюджет рассматривается парламентом, а утверждается президентом
3)исполнение бюджета. Осуществляется мобилизация предусмотренная законом доходов и предусматривается раседитование и использования бюджетных средств по целевому назначению.
Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы, казначейство и кредитные учреждения
На кредитную систему и казначейскую систему возложены функции кассового исполнения бюджета.
Минфин составляет отчет об исполнении консалидированного бюджета республики за предыдущий финансовый год
4 Источники формирования госбюджета
Финансовая база РБ формируется за счет установления источников доходов. Источники доходов отличаются многообразием и в зависимости от размера кредитов могут классифицироватся по следующим признакам:
1)по методу аккумуляции доходов
-обязательные платежи: налоги, сборы
-необязательные платежи: займы, пожертвования
2)по типу плательщиков
-юр лица
-физ лица
3)по источнику дохода
-прибыль дохода хозяйственного субъекта
-имущество субъекта хозяйствования граждан и государства
-личные доходы граждан
-штрафы, удержания
4)по характеру послабления платежей:
-текущие – безвозмездные потери средств, поступающие в виде налогов и сборы, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности
-капитальные доходы – налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты
5)по территориальной принадлежности
-доходы республиканского значении
-доходы местных бюджетов
Классификация доходов по группам доходов включает:
-неналоговые
-налоговые
-взносы на гос соц. страхование
-безвозмездные поступления
Классификация групп осуществляется в пределах подгрупп:
-налоги на доходы и прибыль
-налоги на товары и др.
На объем доходов бюджета и их структуру влияют такие факторы как экономика страны, уровень общественного развития, национальные интересы страны и др.
По экономическому содержанию – доходы бюджета – централизованные денежные поступления