Подходы к бюджетированию ДДС
Схема 3. Традиционное бюджетирование и скользящее планирование
Традиционно процесс бюджетирования (схема 3) начинается с определения руководством компании направлений ее развития, темпов роста, ключевых показателей и занимает немало времени. Как правило, бюджеты ДДС составляются на квартал или год. Составление БДДС с нуля — довольно трудоемкий процесс, так как требуется обработать большой массив информации о предстоящих доходах и расходах. Работа над бюджетом следующего года может начинаться уже летом.
Чтобы облегчить этот процесс, часто за основу берутся данные предыдущих периодов. Однако в первой половине года компания располагает фактическими данными о выполнении текущего бюджета лишь за несколько месяцев. Ясно, что сформированный на основе таких данных бюджет имеет неточности, поэтому не может служить ориентиром для компании в течение всего следующего года. Выход из подобной ситуации видится в непрерывном пересмотре планов.
Скользящее планирование — технология, предполагающая после прохождения определенного периода времени изменение планов на будущее, отдаляя границу на величину пройденного этапа. Например, еженедельно составляется план на ближайшие 12 недель. При этом детальность планов уменьшается пропорционально «удаленности» соответствующего периода от точки планирования. Так, план по дням для первой недели, понедельное разбиение для ближайшего месяца и укрупненный план по месяцам для последующих периодов. Методологически скользящее планирование решает все оперативные задачи и частично среднесрочные, которые стали актуальными в настоящее время.
Такая технология планирования имеет ряд преимуществ перед традиционным бюджетированием. Если традиционное бюджетирование иногда сравнивают с планированием «в стену», то есть компания не видит своего будущего за пределами границ бюджета, то в скользящем планировании горизонт, необходимый для ежедневной работы, увеличивается и детализируется.
Скользящее планированиепозволяет учитывать фактическое движение денежных средств и обещанияконтрагентов по платежам. Становится возможным оперативно вносить коррективы в графики платежей.
Технологические процессы осуществляются в массовом производстве непрерывно, а планирование происходит дискретно. Поэтому скользящее планирование приближает процесс планирования к темпу остальных процессов компании. При этом повышается качество и достоверность информации, на основании которой формируется скользящий план. Увеличивается и оперативность реагирования, так как все ответственные сотрудники регулярно вносят коррективы в свою часть плана.
Переход на скользящее планирование
Основные вопросы, которые требуют в первую очередь ответа при переходе на скользящее планирование, каковы периодичность и горизонт планирования?
Так как процессы в компании протекают непрерывно, то интервалы планирования должны быть как можно мельче. Однако совсем мелкое дробление не всегда удобно. Поэтому интервалы планирования нужно выбирать исходя из особенностей работы торгового, производственного и финансового отделов. Например, если максимальная отсрочка платежа составляет 1 месяц, а максимальный срок выполнения заказа — 2 недели, то не имеет смысла стремиться к детальному плану по поступлениям на полгода вперед.
При ведении скользящего планирования можно использовать разную детализацию для различных сроков. Например, на следующую неделю иметь детальный план по дням, на месяц вперед — по неделям, а еще для пары месяцев вперед составить общий план.
Несмотря на некоторую трудоемкость регулярного пересмотра текущей ситуации и изменения планов, скользящее планирование имеет по сравнению с традиционным бюджетированием ряд преимуществ. Так как известны (с точностью вплоть до дня) поступления (по информации от клиентов и условий договоров) денежных средств и планируемые расходы, то имеется возможность оперативно:
· отслеживать планируемые остатки денежных средств и в случае их нехватки также оперативно вносить коррективы в расходы;
· контролировать рассогласования план—факт и корректировать план по поступлениям, если очередная оплата не поступила вовремя или более эффективно использовать дополнительные поступления;
· управлять дебиторской задолженностью.
Главное преимущество скользящего планирования в том, что при приближении конца периода видно и понятно, что делать дальше.
Вовлеченность сотрудников в процесс ведения скользящего планирования повышает его качество. Однако даже заинтересованным в скользящем планировании специалистам приходится осваивать новый для себя раздел учета и отказываться от старых привычек, перестраивать устоявшиеся бизнес-процессы.
Снизить напряженность введения новой технологии позволяют так называемые «предварительные заявки». В них указываются лишь наиболее общие реквизиты платежей: подразделение, статья, сумма. Но этих данных вполне достаточно для скользящего планирования движения денежных средств.
Рекомендации по составлению скользящего плана
В первом цикле использования скользящего планирования необходимо составить обычный план по неделям. В дальнейшем понедельный план будет в основном составляться по оформленным заявкам. Поступления денежных средств, о которых есть информация о точной дате совершения операции, оставляют как есть. Те же поступления, по которым нет такой информации, равномерно распределяются по некоторому интервалу времени, обычно — неделя или месяц.
Аналогично поступают с расходами. Но так как расходами компания управляет сама, то их можно почти всегда привязаться к более точному, по сравнению с поступлением, периоду (день/неделя). Расходы, которые нельзя привязать к конкретным неделям, разбиваются равномерно по месяцу.
С помощью руководителей отделов (продаж, закупок, производства) и дополнительной от них информации о продажах, поступлениях, платежах понедельный план корректируют, равномерно распределяя платежи по интервалу планирования.
По окончании очередного периода планирования (неделя/месяц) составляется очередной уточненный план на ближайшее время. То есть последовательно корректируется план на некоторую глубину, за счет чего достигается большая по сравнению с традиционным планированием достоверность.
Источниками данных для скользящего планирования служат:
· Договоры. Например, графики платежей, условия договоров об отсрочке платежей и тому подобное.;
· Договоренности. Частая ошибка — информацией о планируемых поступлениях владеет только один человек, максимум его руководитель. Эту информацию необходимо фиксировать, например, отражать отклонение в графике платежей.
· Сезонность, другие повторяющиеся колебания. Примеров можно привести множество, главное, что эти неравномерности необходимо учитывать. Одним из инструментов, который помогает выявлять, анализировать и прогнозировать подобные циклические колебания, является статистический и интеллектуальный анализ данных.
Прогнозирование с помощью интеллектуальных методов
Чем более качественный прогноз движения денежных средств необходимо построить, тем требуется больше ресурсов и времени. Причем для этих целей необходимы высококвалифицированные специалисты. Снизить затраты можно автоматизацией процесс прогнозирования.
Многие трейдеры используют математические методы для прогнозирования цены акций и курсов валют. Их суть заключается в том, что компьютер, анализируя предыдущие значения временного ряда, строит модель (обычно в виде формулы) и использует ее для прогнозирования будущих значений. Пожалуй, на очень коротких промежутках времени, когда требуется за считанные секунды принять решение, такие методы — единственный способ построения прогноза.
Наиболее простые методы, к примеру, линейной аппроксимации, когда предыдущие значения показателей пытаются описать простой линией, используются в бизнесе. Хотя этот метод довольно прост, но его точность не велика. Для повышения точности прогноза можно использовать более сложные функции: экспоненты, логарифмы, степенные функции и так далее. Обычно эти функции для построения красивых гладких графиков используют в Excel. Реализованы методы обработки статистических данных и в пакете SPSS. Находят применение в бизнесе и интеллектуальные методы прогноза с использованием нейронных сетей, генетических алгоритмов и так далее, а также соответствующий инструментарий: Matlab, Statistica Neural Networks, Polyanalyst и другие.
Однако все они требуют большого количества исторических данных (не меньше 30 предыдущих значений). В реальности с учетом постоянно меняющейся рыночной ситуации и, соответственно, меняющейся модели такого количества данных накопить не удается.
Одним из перспективных методов считается «Гусеница» или «анализ сингулярного спектра». Он интересен тем, что пытается не просто создать модель временного ряда, а прежде разложить этот временной ряд на простейшие составляющие и не требует большого количества предыдущих данных. Обычно временной ряд представляют в виде тренда, периодических колебаний (например, сезонных) и шумовых составляющих. Разложение на такие составляющие происходит автоматически, пользователю остается лишь указать, какие составляющие необходимо учитывать при построении прогноза, а какие — нет.
«Гусеницу» можно применять не только для прогнозирования, но и для анализа сложных временных рядов.
Однако никакие интеллектуальные методы не могут полностью заменить знания и опыт аналитика, а лишь помогают контроллерам формировать предложения для принятия решений.
Анализ отклонений
При скользящем планировании анализ отклонений план—факт несколько отличается от анализа при традиционном бюджетировании.
В скользящем планировании план в общем виде состоит из двух частей — конкретных заявок и прогноза, составленного с помощью тех или иных инструментов или основанного на опыте сотрудников, составлявших бюджет.
Принять решения по конкретной заявке на платеж или по плановому поступлению денежных средств относительно легко. Этот, скорее, организационный вопрос. Все, что нужно, — это получить информацию от инициатора или ответственного за конкретную сумму. Планируемое движение будет либо перенесено в один из будущих периодов, либо отменено.
А вот спрогнозированная часть плана требует другого подхода. В зависимости от специфики деятельности компании, внутренних процессов и детальности прогноза можно предложить два варианта решения этой проблемы.
Можно игнорировать отклонения и не переносить их в следующие периоды. Например, если лимиты на текущие расходы (канцелярия, текущий ремонт и тому подобное) в полном объеме еще не использованы.
Но бывают случаи, когда конкретная заявка не подана (вовремя не получены документы от поставщика), а лимит расходования денежных средств выделен. Тогда его необходимо перенести в следующий период. В подобных ситуациях полезно использовать так называемые «периодические заявки», срок действия которых ограничен некоторым периодом, к примеру, сроком действия договора. На их основе формируются регулярные (еженедельные, ежемесячные) запросы на расходование средств. Принятие того или иного решения можно частично автоматизировать классификацией статей на те, по которым остаток бюджета закрытого периода распределяется по следующим периодам, и на те, по которым план «затирается» фактом.
Управление денежными потоками является важным фактором ускорения оборота капитала предприятия. Это происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и, как следствие, уменьшения потребности в заемных средствах. Поэтому эффективность работы предприятия в значительной степени зависит от организации системы управления денежными потоками.
. 4 вопрос. Система бюджетного управления
Бюджетирование — исходя из значения английского слова budgeting, это планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса. Бюджетирование, это процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени
Основное отличие бюджетирования от финансового контроля заключается в делегировании финансовой ответственности. Бюджетное управление XXI века от XX века отличается наличием принципа управляемой демократии (президентская демократия). То есть система бюджетного управления строится на принципе коллегиального принятия решений, на бюджетном комитете, где решения должен принимать не один человек, а группа управленцев – топ-менеджеров. Управленческие решения, спущенные сверху вниз, не всегда оптимальны, бывают плохо проработаны и неприменимы на местах, хуже исполняются.
Зачастую под бюджетированием понимается технология – бюджетное управление и налаженная система управления организацией через бюджеты – система бюджетного управления, однако это не совсем верно.
Бюджетное управление, это технология управления компанией, комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на разработку и внедрение системы бюджетного управления.
Система бюджетного управления – система управления компанией по центрам финансовой ответственности (ЦФО) через бюджеты, которая позволяет достигать поставленные цели компании путем наиболее эффективного использования ресурсов. Действуя на основании информации об экономической деятельности компании, система бюджетного управления помогает руководству компании анализировать и принимать решения при отклонении факта от плана в финансово-экономических показателях бюджетов.
Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение.
· Тема 5. Технология разработки финансового плана
1 Теоретическая сущность и виды планов предприятия
Управлять значит предвидеть, прогнозировать поэтому планирования важнейшая функция вообще. В правильном решении хозяйственных и финансовых вопросов предприятий важная роль отводится планированию. Планирование позволяет установить правильные пропорции между отраслями, способствует рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов. Результаты планирования служат основой для принятия грамотных управленческих решений. Существуют следующие принципы планирования:
1) Наивысшая эффективность общественного производства;
2) Научное обоснованность плана;
3) Пропорциональность и непрерывность;
4) Единство составления, проверки и организации выполнения.
Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.
Основными задачами финансового планирования являются:
- обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
- своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
- выявление резервов роста доходов предприятия;
- оптимизация использования прибыли;
- определение дивидендной политики;
- обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
- поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.
Основными этапами финансового планирования являются:
1) Анализ финансовой ситуации и проблем;
2) Прогнозирование будущих финансовых условий;
3) Постановка финансовых задач;
4) Выбор оптимального варианта решения финансовых задач;
5) Составление финансового плана;
6) Корректировка и увязка финансового плана с другими разделами;
7) Выполнение финансового плана;
8) Контроль и анализ выполнения финансового плана.
Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).
Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.]
Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
Горизонт финансового планирования - это период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней Среды.
В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:
- перспективные (стратегические);
- текущие;
- оперативные.
В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый планопределяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну
Разработка финансовой стратегии – разрабатывается в соответствии с общей стратегией предприятия в целом.
Она основывается на учете:
- отраслевой специфики,
- динамики макроэкономического процесса,
- динамики финансового рынка,
- конкретными условиями предприятия.
Стратегический план базируется на разработки прогнозов .Финансовый прогноз предполагает следующие этапы:
1) Составление прогноза продаж с помощью статистических и других
доступных методов;
2) Прогнозирование динамики переменных затрат;
3) Прогнозирование постоянных затрат;
4) Составление прогноза инвестиции в основные и оборотные активы необходимы для достижения планируемого объема продаж;
5)Расчет потребности во внешнем финансировании и изыскания соответствующих источников с рациональной структурой капитала. [24,С.220]
Финансовая стратегия включает разработку следующих основных документов:
1) Прогноз прибылей и убытков
2) Прогноз движения денежных средств
3) Прогноз бухгалтерского баланса.
Эти документы являются базовыми и корректируются в зависимости от изменения внешней среды и объема реализации . Кроме того на предприятии могут разрабатывается при необходимости инвестиционные планы , финансовые разделы планов в долгосрочных бизнес-планах.
Финансовая стратегия предприятия разрабатывается по многим направлениям важнейшими являются:
1) Движение денежных средств,
2) Определение дивидендной политики,
3) Определение стратегии в отношении динамики и структуры капитала,
4) Определение стратегии финансов предприятия.
Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонде накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
В рамках текущего планирования на предприятии разрабатыватся финансовый план, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны работы предприятия. Основные задачи, решаемые в финансовом плане, таковы:
- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности;
- использование резервов в мобилизации ресурсов с целью увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;
- определение финансовых взаимоотношений с госбюджетом, кредитными учреждениями, вышестоящими организациями.
Текущий планконкретизирует стратегические планы и предполагает разработку тех же документов, что и стратегическое планирование:
1) План прибыли и убытков,
2) План движения денежных средств – составляется 2-мя способами:
- Прямымна основе исчисления притока и оттока финансовых ресурсов.
- Косвенным – основан на корректировки прибыли в связи с изменением активом предприятия.
3) Плановый баланс – его разработка начинается с планирования активов , информации об их изменениях берется из различных источников например:
- из долгосрочного финансового плана,
- отчетов по производственным запасам,
- планов снабжения.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств, в балансе доходов и расходов предприятия.
Оперативное финансовое планирование по сути основная форма планирования в настоящее время. Они различаются по форме и разрабатываются практически на всех рамках оперативных планированиях, решаются следующие задачи:
1) Синхронизация денежных поступлений и расходов;
2) Ежедневный учет изменений состояния финансовых ресурсов и их корректировка;
3) Определение потребностей в краткосрочных кредитах;
4) Эффективное использование свободных денежных ресурсов.
Оперативное планирование реализуется в следующих формах:
1) Составляется платежный календарь для определения динамики, избытка или недостатка финансовых средств. Избыток средств требует финансовое решение по их эффективному решению и использованию этих средств .Недостаток требует поиск финансовых ресурсов на выгодных для предприятия условий .
2) Кассовый план – план оборотов наличных денег он необходим для:
- контроля за поступлением и использованием денежных средств.
- банку – для составления сводного кассового плана и своевременного обслуживания клиента.
На основе кассового плана получают деньги в банке, формирования денежного наличия.
Финансовый менеджмент при разработки финансового плана учитывает:
1. Порядок ведения кассовых операций,
2. Заявки по заработной плате, командировки.
С ростом безналичного оборота роль этого финансового документа будет снижаться.
Также существует и кредитный план – определяется потребность в краткосрочном финансировании в нем отражены размеры кредита, % за пользование, эффективность данного мероприятия. Работа с банком упрощается если предприятию открывается кредитная линия. Свободный аналитических финансовых планов, итоговый документ носит текстовой характер и отражает уровень обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами , проблемы на текущий момент и на перспективу. [27, С.159]
.2 Методика планирования производственно–финансовой деятельности предприятия
Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем :
-обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлением деятельности предприятия в перспективном периоде;
-определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротств;
- определение горизонта финансового планирования;
- выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
- разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.
Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:
- федеральные; - региональные; - местные; - отраслевые;
- групповые; - внутренние (нормы и нормативы)
При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться как исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив), так и самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив).
Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.
Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.
Расчетно-аналитический методопирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя:
Ф.п.пл = Ф.п.отч х I, (1)
где Ф.п.пл - планируемая величина финансового показателя;
Ф.п.отч - отчетное значение финансового показателя;
I - индекс изменения финансового показателя.
Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь планируемых показателей и факторов, их определяющих.Эта модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя о ряда влияющих на него факторов:
Y = f ( X1,Х2,...,Хп), (2)
где Y- планируемый финансовый показатель;
Хi - i-й фактор при i=1,...,п.
Широко применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя от одного или нескольких факторов:
Y= а0 + а1Х1 + ... + апХп, (3)
где а0,а1, ...,ап- параметры (коэффициенты регрессии),которые оцениваются по статистическим данным;
Y- среднее значение финансового показателя;
Х1,...,Хп - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.
Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.
Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является “метод пробки”. Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого “пробкой”,и определении путей ликвидации этой “пробки”. Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой “пробки”.так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к интеграционным расчетам. Каждая итерация состоит в определении “пробки”и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.
Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, или метода процента от продаж.
Процедура этого метода основана на следующих предположениях:
- основные средства организации задействованы на полную мощность, и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;
- предприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);
- изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.
Рассмотрим алгоритм расчетов методом процента от продаж.
1.Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорционально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).
2.Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносится в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.
3.Определяется нераспределенная прибыль в прогнозируемом году: к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов принимается на уровне отчетного года).
4.Выявляется потребность в дополнительном финансировании и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.
5.Формируется вариант второго приближения с учетом эффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).
В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, при каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.
Процедуру сведения баланса методом процента от реализации целесообразно компьютеризировать, что существенно облегчит и ускорит увязку баланса.
Для приблизительного расчета потребности во внешнем финансировании (EFN) (в частности, без учета эффекта обратной финансовой связи) можно воспользоваться следующей формулой:
EFN= Ао/Во х (В-Во)-П/В х (R - D), (4)
где Ао/Во - относительный прирост активов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации (потребность в увеличении суммы активов в рублях на 1 руб. реализации);
Ао - сумма активов на конец отчетного года;
Во - выручка от реализации продукции отчетного года;
П/В - спонтанный прирост пассивов. изменяющихся пропорционально объему реализации, на 1 руб.выручки отчетного года;
В - прогнозируемый объем продаж;
R - рентабельности реализованной продукции (отношение чистой прибыли отчетного года к выручки от реализации отчетного года);
D- норма выплаты дивидендов (отношение прибыли, направляемой на выплату дивидендов, к чистой прибыли).
Традиционные подходы российских предприятий к разработке финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи, стоящие перед финансовым менеджером на современном этапе. Финансовое планирование, как правило, оторвано от маркетинговых исследований и опирается на план производства, а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей от плановых. Планово-экономические службы используют в расчетах калькуляцию полной себестоимости единицы произведенной (реже реализованной) продукции, распределяя все затраты отчетного (или планового) периода по видам изделий. Такой же подход (исходя из полной себестоимости) преобладает и в отечественном ценообразовании, являющемся затратным. Вместе с тем мировой опыт говорит о целесообразности деления издержек на постоянные и переменные, результативности маржинального подхода к включению издержек в себестоимость. Новые возможности дает анализ взаимосвязи “затраты выручка-прибыль”(CVP-анализ) и метод безубыточности. Наконец, разработка финансового плана оторвана от процесса управления, а финансовый план не позволяет оценить финансовое состояние предприятия при тех или иных изменениях внешних условий. Недостатки сложившейся системы планирования во многом устраняет внедрение на предприятии системы бюджетирования.
Внедрение бюджетирования требует от руководства предприятия немалых усилий и занимает довольно продолжительный период времени. На подготовительном этапе должен быть проведен анализ организационной структуры предприятия, функций подразделений, информационных потоков, документооборота. В результате анализа следует выделить центры затрат, центры доходов, определить центры финансовой ответственности (ЦФО).
При инициировании внедрения процесса бюджетирования руководителем предприятия,как правило, бухгалтерия, руководители среднего и низшего звена оказывают сопротивление в связи с необходимостью менять сложившиеся стереотипы, брать на себя дополнительные функции. Без преодоления такого сопротивления, что является самостоятельной сложной задачей, бюджетирования как процесс внутрифирменного планирования, требующий участия многих работников, не принесет ожидаемых результатов. Каждый участвующий в бюджетировании должен ясно представлять те преимущества, которые дает лично ему этот процесс.