Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

 

ипоказывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Эти показатели сравниваются со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасовотражает скорость реализации этих запасов:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье обо­ротных средств, тем более ликвидную структуру они имеют и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях).

Длительность финансового цикла.По этому показателю оп­ределяют, сколько дней в среднем требуется для производства, . продажи и оплаты продукции предприятия:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

4. Коэффициенты рентабельностипоказывают, насколько при­быльна деятельность предприятия. В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

1) рентабельность инвестиций (капитала);

2) рентабельность продаж.

К первой группе относят следующие показатели:

Коэффициент рентабельности активовпоказывает, сколь­ко денежных единиц потребовалось предприятию для получе­ния одной денежной единицы прибыли, независимо от источни­ка привлечения этих средств:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Этот показатель является важнейшим индикатором конку­рентоспособности предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капиталапозво­ляет определить эффективность использования капитала и срав­нить этот показатель с возможным получением дохода от альтер­нативных решений:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.

Ко второй группе относят:

Валовая рентабельность продаж:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru


В российской практике чаще всего используется показатель Рчр

5. Показатели оценки рыночной активности.Этот раздел ана­лиза выполняется финансовыми менеджерами предприятий, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги, а также любыми участниками фондового рынка. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным бухгалтерской отчетности - нужна дополнительная ин­формация. Кроме того, привлекают внешнюю информацию о положении предприятия на рынке ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются: количе­ство выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной акции, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов:




Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru


Этот показатель в значительной степени влияет на рыноч-' ную цену акции. Его рост способствует увеличению операций с ценными бумагами данного предприятия, повышению его инвес­тиционной привлекательности:


Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru


Этот коэффициент служит индикатором спроса на акции дан­ного предприятия и показывает, сколько согласны платить ин­весторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Этот показатель характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции предприятия. Это прямой эффект:


Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Этот коэффициент показывает долю чистой прибыли, выпла­ченной акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики предприятия.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - student2.ru

Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию; она складывается из номиналь­ной стоимости, доли эмиссионной прибыли и доли накопленной и вложенной в развитие предприятия прибыли. Значение коэф­фициента котировки больше единицы означает, что потенци­альные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, при­ходящегося на эту акцию в данный момент.

Анализ рыночной активности не сводится только к расчету коэффициентов. Предполагается использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики.

Хотя анализ коэффициентов и обеспечивает полезную ин­формацию о производственной деятельности предприятия и его финансового положения, он, тем не менее, связан с некоторы­ми специфическими проблемами и ограничениями, требующими тщательности при его проведении.

1. Многие крупные предприятия проводят свои операции в нескольких различных подразделениях (филиалах), функцио­нирующих в рамках совершенно различных секторов экономики (отраслей). В этом случае достаточно трудно разработать после­довательный набор средних по отрасли показателей, необходи­мых для сравнения. Эта причина объясняет большую эффектив­ность подобного анализа для малых, узкоспециализированных предприятий, чем для больших, многоотраслевых.

2. Большинство предприятий желает быть лучше среднего предприятия в своей отрасли, поэтому простое соответствие сред­ней по отрасли производительности еще не означает хорошего результата деятельности. В качестве цели высокого уровня эф­фективности производства предпочтительно ориентироваться на коэффициенты предприятий, занимающих лидирующее положе­ние в отрасли.

3. Инфляция сильно отражается на балансовых отчетах пред­
приятий: зарегистрированная стоимость часто существенно от- личается от «реальной» стоимости. Кроме того, поскольку это ка­сается как амортизационных платежей, так и затрат на товарно-материальные запасы, то такая ситуация также не может не сказываться и на прибыли. Следовательно, анализ коэффициен­тов одного предприятия за определенный период времени или сравнительный анализ предприятий в разные периоды времени j должен проводиться тщательно и продуманно.

4. Сезонные факторы тоже способны сказаться на результа­тах анализа коэффициентов, например, коэффициент оборачи­ваемости активов для предприятий по переработке продуктов питания могут сильно различаться по месяцам. Остроту данной
проблемы можно минимизировать, если при расчетах таких ко­эффициентов, как оборачиваемость, использовать средние ме­сячные показатели по товарно-материальным запасам.

5. Для того чтобы сделать свои фактические отчеты более привлекательными в глазах специалистов в области кредитова­ния, предприятия могут использовать методы «украшения вит­рин». Например, перед отчетом 29.12 получить займ, продержать до 5.01 и погасить 5.01. В результате улучшатся коэффициен­ты покрытия и критические оценки ликвидности. Баланс станет более благополучным. Однако улучшение носит временный ха­рактер.

6. Различная практика деятельности и бухгалтерского учета способна помешать сравнительному анализу. Оценка товарно-ма­териальных запасов и методы начисления амортизации могут ска­заться на показателях финансовых отчетов и, таким образом, нарушить сравнение показателей отдельных предприятий, ис­пользующих разные процедуры бухгалтерского учета. Кроме того, если одно предприятие арендует значительную часть своего про­изводственного оборудования, то его активы могут быть ниже относительно объема продаж, поскольку арендуемые активы от­ражаются на забалансовых счетах. Поэтому аренда искусственно улучшит коэффициенты задолженности и коэффициенты обора­чиваемости.

Сложно говорить о том, является ли конкретный коэффи­циент «хорошим» или «плохим». Например, высокий коэффици­ент покрытия может указывать как на сильную позицию лик­видности, являясь хорошим признаком, так и на избыток на­личного денежного капитала, являясь плохим признаком, по­скольку избыточный наличный денежный капитал в банке не считается доходным активом. По аналогии с этим высокий коэф-фициент оборачиваемости основных средств мож^т указывать на предприятие, эффективно использующее активы, или на пред­приятие, имеющее недостаточный оборотный капитал и просто не способное приобрести достаточно активов.

8. У предприятия могут быть одни коэффициенты, которые выглядят «хорошими», и другие, которые выглядят «плохими», затрудняя оценку того, к чему относится предприятие, судя по его балансу, к сильным или слабым. В этом случае можно при­менять статистические методы для анализа чистого эффекта от использования некоторых коэффициентов. Многие банки исполь­зуют статистические методы для анализа финансовых коэффи­циентов предприятий и на основе их анализа проводят класси­фикацию предприятий по вероятности возникновения финансо­вых затруднений (дискриминантный анализ — методика Сбер­банка).

7. Анализ коэффициентов полезен, однако следует помнить о перечисленных проблемах и необходимости делать поправки. Анализ коэффициентов, проведенный механически и непроду­манно, просто опасен. Однако при условии его разумного и вдум­чивого применения он способен дать глубокое понимание дея­тельности предприятия.

Наши рекомендации