Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
ипоказывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода:
Эти показатели сравниваются со среднеотраслевыми показателями.
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасовотражает скорость реализации этих запасов:
В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру они имеют и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях).
Длительность финансового цикла.По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, . продажи и оплаты продукции предприятия:
4. Коэффициенты рентабельностипоказывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:
1) рентабельность инвестиций (капитала);
2) рентабельность продаж.
К первой группе относят следующие показатели:
Коэффициент рентабельности активовпоказывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств:
Этот показатель является важнейшим индикатором конкурентоспособности предприятия.
Коэффициент рентабельности собственного капиталапозволяет определить эффективность использования капитала и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от альтернативных решений:
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.
Ко второй группе относят:
Валовая рентабельность продаж:
В российской практике чаще всего используется показатель Рчр
5. Показатели оценки рыночной активности.Этот раздел анализа выполняется финансовыми менеджерами предприятий, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги, а также любыми участниками фондового рынка. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным бухгалтерской отчетности - нужна дополнительная информация. Кроме того, привлекают внешнюю информацию о положении предприятия на рынке ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются: количество выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной акции, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов:
Этот показатель в значительной степени влияет на рыноч-' ную цену акции. Его рост способствует увеличению операций с ценными бумагами данного предприятия, повышению его инвестиционной привлекательности:
Этот коэффициент служит индикатором спроса на акции данного предприятия и показывает, сколько согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию:
Этот показатель характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции предприятия. Это прямой эффект:
Этот коэффициент показывает долю чистой прибыли, выплаченной акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики предприятия. |
Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию; она складывается из номинальной стоимости, доли эмиссионной прибыли и доли накопленной и вложенной в развитие предприятия прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию в данный момент.
Анализ рыночной активности не сводится только к расчету коэффициентов. Предполагается использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики.
Хотя анализ коэффициентов и обеспечивает полезную информацию о производственной деятельности предприятия и его финансового положения, он, тем не менее, связан с некоторыми специфическими проблемами и ограничениями, требующими тщательности при его проведении.
1. Многие крупные предприятия проводят свои операции в нескольких различных подразделениях (филиалах), функционирующих в рамках совершенно различных секторов экономики (отраслей). В этом случае достаточно трудно разработать последовательный набор средних по отрасли показателей, необходимых для сравнения. Эта причина объясняет большую эффективность подобного анализа для малых, узкоспециализированных предприятий, чем для больших, многоотраслевых.
2. Большинство предприятий желает быть лучше среднего предприятия в своей отрасли, поэтому простое соответствие средней по отрасли производительности еще не означает хорошего результата деятельности. В качестве цели высокого уровня эффективности производства предпочтительно ориентироваться на коэффициенты предприятий, занимающих лидирующее положение в отрасли.
3. Инфляция сильно отражается на балансовых отчетах пред
приятий: зарегистрированная стоимость часто существенно от- личается от «реальной» стоимости. Кроме того, поскольку это касается как амортизационных платежей, так и затрат на товарно-материальные запасы, то такая ситуация также не может не сказываться и на прибыли. Следовательно, анализ коэффициентов одного предприятия за определенный период времени или сравнительный анализ предприятий в разные периоды времени j должен проводиться тщательно и продуманно.
4. Сезонные факторы тоже способны сказаться на результатах анализа коэффициентов, например, коэффициент оборачиваемости активов для предприятий по переработке продуктов питания могут сильно различаться по месяцам. Остроту данной
проблемы можно минимизировать, если при расчетах таких коэффициентов, как оборачиваемость, использовать средние месячные показатели по товарно-материальным запасам.
5. Для того чтобы сделать свои фактические отчеты более привлекательными в глазах специалистов в области кредитования, предприятия могут использовать методы «украшения витрин». Например, перед отчетом 29.12 получить займ, продержать до 5.01 и погасить 5.01. В результате улучшатся коэффициенты покрытия и критические оценки ликвидности. Баланс станет более благополучным. Однако улучшение носит временный характер.
6. Различная практика деятельности и бухгалтерского учета способна помешать сравнительному анализу. Оценка товарно-материальных запасов и методы начисления амортизации могут сказаться на показателях финансовых отчетов и, таким образом, нарушить сравнение показателей отдельных предприятий, использующих разные процедуры бухгалтерского учета. Кроме того, если одно предприятие арендует значительную часть своего производственного оборудования, то его активы могут быть ниже относительно объема продаж, поскольку арендуемые активы отражаются на забалансовых счетах. Поэтому аренда искусственно улучшит коэффициенты задолженности и коэффициенты оборачиваемости.
Сложно говорить о том, является ли конкретный коэффициент «хорошим» или «плохим». Например, высокий коэффициент покрытия может указывать как на сильную позицию ликвидности, являясь хорошим признаком, так и на избыток наличного денежного капитала, являясь плохим признаком, поскольку избыточный наличный денежный капитал в банке не считается доходным активом. По аналогии с этим высокий коэф-фициент оборачиваемости основных средств мож^т указывать на предприятие, эффективно использующее активы, или на предприятие, имеющее недостаточный оборотный капитал и просто не способное приобрести достаточно активов.
8. У предприятия могут быть одни коэффициенты, которые выглядят «хорошими», и другие, которые выглядят «плохими», затрудняя оценку того, к чему относится предприятие, судя по его балансу, к сильным или слабым. В этом случае можно применять статистические методы для анализа чистого эффекта от использования некоторых коэффициентов. Многие банки используют статистические методы для анализа финансовых коэффициентов предприятий и на основе их анализа проводят классификацию предприятий по вероятности возникновения финансовых затруднений (дискриминантный анализ — методика Сбербанка).
7. Анализ коэффициентов полезен, однако следует помнить о перечисленных проблемах и необходимости делать поправки. Анализ коэффициентов, проведенный механически и непродуманно, просто опасен. Однако при условии его разумного и вдумчивого применения он способен дать глубокое понимание деятельности предприятия.