Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
В зависимости от задач изучения темы и раздела курса, уровня подготовленности студентов семинарские занятия могут проводиться в различных формах.
Например, семинар-дискуссияпредполагает выделение проблемы, к которой имеются различные теоретические подходы. Для подготовки к семинару-дискуссии студенты должны изучить разнообразные мнения, изложенные в учебной и специальной литературе, систему аргументации и доказательств и сформировать собственную точку зрения. Так, при изучении вопроса о понятии банковской ликвидности студенты могут составить обзор учебной литературы и систематизировать подходы к проблеме, а непосредственно на занятии аудитория разобьется на группы и каждая из групп аргументирует выбранный подход или сформулирует свое мнение.Итог занятию с оценкой выступлений подводит преподаватель.
Принципы и этапы дискуссии:
1. Ясно и четко поставить проблему. Разбить ее на отдельные вопросы.
2. Выбрать лидера и распределить роли. Проверить, насколько точно понимает каждый участник суть проблемы и свою роль.
3. Организовать обсуждение заявленной проблемы. Установить регламент Обеспечить корректный подход к участникам дискуссии.
4. Анализ итогов дискуссии, систематизация материала, выработка общих позиций.
При использовании на семинарском занятии режима «круглого стола» вводится такая форма семинарских занятий как семинар-совещание. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем Для обсуждения выбирается проблема, имеющая как теоретическое, так и практическое значение. Преподаватель заранее формулирует задание для групп студентов. Так, при обсуждении сценариев развития российской банковской системы часть студентов будет рассматривать проблему с точки зрения Центрального банка РФ, другая – с позиции крупнейших коммерческих банков, третья – отстаивая интересы средних и малых банков. четвертая – выражая точку зрения клиентов. Группа студентов выступает в роли экспертов. Эксперты, при необходимости с участием преподавателя, подводят итог «совещания», оценивают выступающих.
Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний, отработать точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть навыками постановки и решения задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения.
Навыки работы с литературой и фактическим материалом, а также публичного выступления отрабатываются в рамках семинаров с использованием рецензий, сообщений, рефератов, докладов. При помощи этой формы организации семинарских занятий отслеживается и вводится в учебный процесс новая информация из области теории и практики банковского дела.
Студенты пишут рецензии на статьи в периодической печати, монографии и защищают их на семинаре. Представляет интерес самостоятельный перевод студентами статей из иностранной специальной литературы. Студенты могут подготовить сообщения, связанные с темой семинара, в виде обзора новой литературы или краткого изложения новостей банковской сферы.
Реферирование статей и монографий (в рамках 5-10 страниц текста реферата) является формой самостоятельной научной работы студентов. Помимо краткого изложения содержания реферируемого текста студент должен отразить собственное мнение, сформировавшееся у него в ходе выполнения работы.
Научные доклады студентов являются более сложной, чем рефераты, работой. требующей глубокого анализа актуальности проблемы, ее содержания, путей решения. Материал целесообразно иллюстрировать статистическими данными. Написанные в рамках подготовки к семинарскому занятию доклады в дальнейшем могут быть вынесены на научный кружок, студенческие научные конференции различных уровней. Доклад содержит 10-15 страниц текста. Возможно выступление содокладчиков. Формой участия остальных студентов в семинарском занятии будут вопросы к докладчику, оценки качества самого доклада и его подачи (доступности, логики, убедительности, способности заинтересовать аудиторию) автором.
Темы докладов и рефератов рекомендуются преподавателем, а также предлагаются самими студентами при условии согласования с преподавателем.
Во всех этих формах студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Проведение практического занятия в такой форме помогает закрепить теоретические знания, активизирует творческий потенциал и умение коллективной работы. Главным вопросом в деловой игре является – «что было бы, если бы...» Деловая игра способствует объективной самооценке студентами своих знаний, комплексному изучению теоретических и практических аспектов проблемы.
Процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов.
Более простая форма - использование имитационных и ситуационных упражнений, кейс-стади и задач. В их условии обязательно содержится противоречие, то есть элемент проблемности. Возможно применение на занятии элементов «мозгового штурма» проблемы, коллективной мыслительной деятельности студентов.
Некоторые практические занятия требуют предварительной подготовки по сбору материала (например, по сайтам банков. рейтинговых агентств и т.д.) и его систематизации. Работа студента во время практического занятия будет состоять в анализе и обосновании выводов на основе подготовленного заранее материала.
В методическом обеспечении курса содержится электронный задачник. По всем темам курса разработаны задачи, тренинговые задания, кейс-стади на материале, приближенном к практике деятельности коммерческих банков. К соответствующему практическому занятию студент должен иметь распечатанные задачи, кейс-стади, тесты и рекомендованные инструктивные или другие материалы, необходимые для их решения.