Внешнее управление: понятие, цели и последствия введения
Внешнее управление (судебная санация)представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Данная правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым1. Анализируя причины ее возникновения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения»2. В связи с этим основная цель админист-
рации по делам торговым определялась выдающимся цивилистом как «восстановление дел должника, приведение торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность удовлетворить вполне всех кредиторов»1.
Концепция внешнего управления неплатежеспособным должником получила свое развитие и при возрождении института несостоятельности в российском законодательстве в начале 90-х годов XX вв. Так, Закон о банкротстве 1992 г. предусматривал временное управление имуществом должника при условии наличия реальной возможности восстановить платежеспособность должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий (ст. 12).
Однако, как показывает мировая практика, концепция внешнего управления неплатежеспособным должником не является единственно возможной. Так, в США одним из элементов системы регулирования несостоятельности является схема «должника во владении». Как отмечает В. В. Степанов, «до рассмотрения заявления кредиторов по существу, если суд не примет решение о назначении доверительного управляющего, должник может продолжать свой бизнес, использовать, приобретать и распоряжаться собственностью без ограничений»2.
Действующий в настоящее время российский Закон о банкротстве 2002 г. воспринял концепцию внешнего управления.
Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера,рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц. Однако законодатель допускает и исключения из общего правила, а именно: Закон о банкротстве 2002 г. допускает введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, которое юридическим лицом по действующему законодательству не является (п. 4 ст. 219) (однако это подтверждает мысль об отношении к данному хозяйству как к особому субъекту конкурсных отношений, который не является субъектом гражданского права).
Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Закон о банкротстве 2002 г., тем не менее, допускает в ряде случаев возможность введения внешнего управ-
См.: Законы о несостоятельности торговой и неторговой / Сост. Г.В. Бертгольдт.
М., 1905.
Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 108.
1 Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 117.
2 Степанов В. В. Указ. соч. С. 79.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
ления по инициативе арбитражногосуда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве 2002 г.).
Внешнее управление вводится на срокне более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления.
Так, в отношении градообразующей организации возможно продление внешнего управления на срок до одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления при условии предоставления поручительства (ст. 171, 172 Закона о банкротстве 2002 г.).
Интересен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г. не предусматривает способ продления внешнего управления имуществом градообразующей организации-должника, ранее предусмотренный Законом о банкротстве 1998 г., продление внешнего управления на 10 лет по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Применение этих положений Закона о банкротстве 1998 г. вызывало на практике серьезные проблемы, поскольку законодатель не определял характера ответственности поручителя в этом случае.
Закон о банкротстве 2002 г. также не определяет характера ответственности поручителя в случае продления внешнего управления.
Более продолжительный срок внешнего управления может быть предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 219 Закона о банкротстве 2002 г.).
Внешнее управление в этом случае может быть введено с учетом сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий, а также с учетом того, что требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет возможных доходов, полученных по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Срок внешнего управления в этом случае может превышать суммарный 24-месячный срок не более чем на три месяца.
Следует отметить, что при определенных обстоятельствах срок внешнего управления в отношении сельскохозяйственной организации может быть продлен на один год (сверх 24-месячного срока). Продление данной процедуры имеет место в случае, когда спад и ухудшение финан -сового состояния должника произошли в течение внешнего управления по причине воздействия крайне неблагоприятных условий (стихийные бедствия, эпизоотии и т.д.).
Наряду с этим срок внешнего управления может быть сокращен арбитражным судом по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего. Законодатель предусматривает основания досрочного прекращения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством: невыполнение мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 5 ст. 219 Закона о банкротстве 2002 г.). Более того, досрочное прекращение внешнего управления в этом случае влечет за собой признание фермерского хозяйства банкротом и открытие конкурсного производства.
С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:
— руководитель должника отстраняется от занимаемой должности: внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности;
— прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия; более того, на
них возлагается обязанность передачи внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей, штампов,
материальных и иных ценностей;
— снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом
должника снимаются в силу прямого указания закона, иными словами,
не требуется специального определения арбитражного суда, к примеру, о снятии ареста;
— аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
Данная льгота, предоставляемая должнику, позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника.
Аналогичное ограничение прав кредиторов существовало еще в Законе о банкротстве 1992 г. Однако данный закон не раскрывал понятия моратория, не указывал обязательства, на которые мораторий распространяется и на которые он не распространяется1. В связи с этим в Информационном письме ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237 разъяснялось, что действие моратория на удовлетворение требований кредиторов к должнику не распространяется на обязательства должника, возникшие после введения внешнего управления. Вместе с тем в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» содержалось разъяснение о том, что мораторий распространяется на требования, которые учитываются для определения признаков банкротства, и, соответственно, мораторий не распространяется на требования кредиторов первой и второй очередей.
Закон о банкротстве 1998 г. четко определил, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Та же концепция воспринята и Законом о банкротстве 2002 г.: под мораторий не подпадают требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Иными словами, под мораторий не должны подпадать требования кредиторов, являющиеся текущими. Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения и не должны вноситься в реестр. Поскольку текущие кредиторы оказываются достаточно уязвимой категорией, они имеют право настаивать на немедленном исполнении своих требований.
В качестве иллюстрации этого положения можно привести следующий пример из судебно-арбитражной практики.
ЗАО «Водоканал» (г. Новокузнецк) обратилось с иском к ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» о взыскании пени за просрочку платежа. Решением Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования были удовлетворены.
См.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. С. 178.
Суд кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в отношении ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» введено внешнее управление, а потому кредитор не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке. Этот вывод являлся ошибочным, поскольку срок исполнения денежного обязательства по данному спору наступил в период внешнего управления. Требования истца подлежали удовлетворению в общем порядке с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ. Следовательно, в данном случае истец был вправе предъявить иск независимо от процедуры банкротства1.
По мнению ВАС РФ, кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, т.е. после прекращения внешнего управления имуществом должника2.
Стоит отметить, что мораторий не распространяется на следующие требования (ст. 95 Закона о банкротстве 2002 г.):
— требования о возмещении морального вреда;
— требования кредиторов первой и второй очередей;
— виндикационные требования.
Требования, не подпадающие под мораторий, удовлетворяются по мере их поступления (для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований). Позиция ВАС РФ в отношении данных требований заключается в том, что их удовлетворение должно осуществляться с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ3.
Кроме того, закрепляются еще несколько важных положений в отношении введения моратория:
— мораторий распространяется и на начисление неустойки (штрафов,
пени), на иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение
или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных
платежей, а также проценты, подлежащие уплате; вместо этого произ-
1 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13 марта 2002 г. № 8251/01 // Судебная практика к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».
С. 468-469.
2 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. № 404/01 // Вестник
ВАС РФ. 2002. № 10.
3 См.: письмо Президиума ВАС РФ от 15 мая 1995 г. № СЗ-8/ОП-263 // Судебная
практика к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». С. 466.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
водится начисление процентов в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ;
— мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении
убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения
договоров должника.
Внешний управляющий
Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, в случаях если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст. 101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Заметим, что законодатель выделяет особую категорию сделок, нуждающихся в предварительном согласовании с собранием (комитетом) кредиторов, — это сделки с предметом залога. В законе предусматриваются специальные требования к порядку их совершения:
— имущество, являющееся предметом залога, может быть продано только
на открытых торгах;
— продажа такого имущества допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества;
— требования залогодержателя в этом случае погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредитора
ми (за исключением кредиторов первой и второй очереди).
Порядок утверждениявнешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.
Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями,установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст. 99 Закона о банкротстве 2002 г.).
Полномочия внешнего управляющегона данном этапе можно разделить на две группы:
а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;
б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
Так, к первой группеследует отнести полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными ст. 101,104 Закона о банкротстве 2002 г.), по проведению инвентаризации, по ведению бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности. При проведении инвентаризации внешний управляющий выявляет фактическое наличие имущества должника, сопоставляет фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяет полноту отражения в учете обязательств организации-должника. В настоящее время при проведении инвентаризации применяются Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
Отметим, что законодатель наделяет внешнего управляющего правом самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, установленными законом. Это означает, что внешний управляющий не обязан руководствоваться ограничениями, установленными для руководителя юридического лица. В отношении данного вопроса Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
Ко второй группезаконодатель относит, в частности, полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и ведением реестра требований кредиторов.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст. 100 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должникав трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ).
Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.
Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:
а) договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с
аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.
Ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г. в качестве основания такого отказа рассматривал также ситуацию, когда договор являлся долгосрочным (заключенным на срок более одного года). Впоследствии постановлением КС РФ от 6 июня 2000 г. № 9-П положение ст. 77
Закона о банкротстве 1998 г., закрепляющее односторонний отказ от
исполнения договоров должника, если договор заключен на срок более
одного года, было признано не соответствующим Конституции РФ,
поскольку оно позволяло внешнему управляющему в одностороннем
порядке расторгать договоры должника на том лишь основан и и, что они заключены на срок свыше одного года, независимо от того, имеются ли связанные с исполнением таких договоров обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника, что в конечном итоге лишало контрагентов возможности судебного оспаривания одностороннего отказа1.
Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Вместе с тем не допускается отказ от исполнения следующих договоров:
— заключенных в ходе наблюдения с согласия временного управляющего;
— заключенных в ходе финансового оздоровления с согласия административного управляющего либо собрания кредиторов (при этом признается, что такие договоры должны быть заключены в соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г.).
Следует заметить, что проблема, связанная с возможностью отказа от исполнения сделок должника, в научной литературе получила название «проблемы текущих контрактов» (она стала объектом исследования некоторых авторов)2. Суть ее заключается в том, что существует некоторое количество договоров, заключенных должником, срок исполнения которых приходится на период внешнего управления. Это означает, что такие требования являются текущими и не подпадают под действие моратория. Вместе с тем исполнение таких договоров не всегда согласуется с целью восстановления платежеспособности должника. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция законодателя, в соответствии с которой управляющий вправе оценить необходимость исполнения соответствующих договоров должника и в случае ее отсутствия отказаться от них.
Интересен тот факт, что аналогичное положение содержится в законодательстве о несостоятельности Украины: если договоры невыполнимы полностью или частично и являются невыгодными для должника, то управляющий са-
1 По законодательству США должнику предоставлено право отказаться от испол
нения договоров в будущем и от выполнения договоров об аренде, если срок та
ковых не истек (с согласия суда).
2 См., напр.: Дихтяр А.И. Банкротство: условия действительности односторонне
го отказа арбитражного управляющего от исполнения договоров должника // Ар
битражный и гражданский процесс. 2001. № 3; Полуэктов М. Отказ от исполне
ния договоров как способ защиты интересов должника и кредиторов в законо
дательстве о несостоятельности (банкротстве) // Юрист. 2000. № 1.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
нацией может в трехмесячный срок со дня введения процедуры санации отказаться от них.
Еще одним важным правомочием внешнего управляющего является его право заявлять ходатайства о признании сделок должника недействительными1.
Всоответствии со ст. 103 Закона о банкротстве 2002 г. недействительными могут быть признаны следующие категории сделок.
1. Сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная
должником до даты введения внешнего управления.Очевидно, что в данном случае речь идет о сделках, которые могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным положениями ГК РФ,
иных законов, в том числе Законом о банкротстве 2002 г.
2. Сделка, совершенная должником с заинтересованным лицом.Отметим, что заинтересованность определяется по правилам ст. 19 Закона о
банкротстве 2002 г., а также в соответствии с нормами корпоративного
права. Законодатель предусматривает условие, при котором данная категория сделок может быть признана недействительной: если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или
могут быть причинены убытки.
Данная категория сделок достаточно часто становится предметом спора, рассматриваемого арбитражным судом, что может быть проиллюстрировано следующим примером.
ООО «Торговый дом „Эрлан"» обратилось в арбитражный суд Вологодской области с иском к ООО „Эрлан плюс" о признании недействительными взаимосвязанных сделок — договоров займа и договора купли-продажи и о применении последствий их недействительности. Исковые требования обоснованы тем, что оспариваемые сделки совершены с нарушением ст. 18 и 78
Данный вопрос имеет свою историю. Исторически первыми были такие основания недействительности сделок, которые исходили из недобросовестности должника. Эта теория опровержения сделок получила название субъективной. Свою историю данная теория ведет с Actio Pauliana (Паулианов иск) — иска, который ыл известен римскому праву. Объективная теория возникла в праве итальянских средневековых городов. Статуты городов предусматривали, что сделка должника недействительна, если совершена в течение определенного времени до открытия несостоятельности (от нескольких дней до 3—4 месяцев) — при этом не имел значения субъективный фактор, т.е. был или не был умысел должника на причинение кредиторам вреда (см. подробнее об этом: Телюкина М.В. Проблемы опровержения сделок должника, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности: (Теоретический и практический аспекты) // Юридический мир. 1998. № 6. С. 29-40).
Закона о банкротстве 1998 г. Решением арбитражного суда в иске было отказано. Затем постановлением апелляционной инстанции данное решение было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Торговый дом „Эрлан"» — без удовлетворения.
Впоследствии принятые судебные акты были обжалованы в кассационном порядке.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемыхсудебныхактов в связи со следующим. Стороны полностью исполнили свои обязательства по обоим договорам. Оспариваемые сделки совершены юридическими лицами. Из смысла ст. 18 Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 19 Закона о банкротстве 2002 г.) следовало, что заинтересованным лицом в отношении должника признается юридическое лицо, которое является материнским или дочерним по отношению к должнику. Внешний управляющий не представил доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство. Ссылка заявителя на то, что оспариваемые договоры от обеих сторон подписаны одним и тем же лицом, были отклонены, поскольку оно действовало как должностное лицо, наделенное определенными полномочиями, но не как физическое лицо, определенным образом заинтересованное в совершении этих сделок. Кроме того, внешний управляющий не доказал и факта причинения либо возможности причинения убытков кредиторам ООО «Торговый дом „Эрлан"»1.
Заметим, что применительно к этим двум категориям сделок Закон о банкротстве 2002 г. не предусматривает, в течение какого времени должна быть совершена сделка, чтобы впоследствии она могла быть признана недействительной. Исходя из этого, представляется обоснованной позиция, в соответствии с которой возможно опровержение любых сделок должника независимо от того, когда они были совершены.
3. Сделка, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом.Опровержение такой сделки возможно, если:
— она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом;
— указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение
требований одних кредиторов перед другими.
Закон не определяет понятия «предпочтительного удовлетворения требований». Очевидно, законодатель исходит из расширительного толкования этого понятия, признавая предпочтительным любое внеочередное удовлетворение очередного требования.
См.: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2000 г. по делу № А 13-5319/99-18 // Судебная практика к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». С. 554—556.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
Применительно к данной ситуации можно привести следующие примеры из судебно-арбитражной практики.
Внешний управляющий ОАО «Холдинговая компания „Кристалл"» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным договора поручительства, заключенного между ОАО «Холдинговая компания „Кристалл"» и ОАО «АБ Инкомбанк», как не соответствующего требованиям законодательства о несостоятельности (банкротстве) о запрете предпочтительного удовлетворения требований одних кредиторов перед другими и совершенного с нарушением п. 1 ст. 78 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Решением арбитражного суда иск был удовлетворен. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Однако кассационная инстанция не нашла оснований согласиться с выводом суда, поскольку ни судебные акты, ни материалы дела не содержат данных, позволяющих сделать вывод о том, что заключение этой сделки привело или может привести к предпочтительному удовлетворению требований одних кредиторов перед другими1.
По другому делу ОАО «Элбим-банк» в лице внешнего управляющего обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Московскому инвестиционному банку «Далена» о признании недействительным договора об отступном и о применении последствий его недействительности. Исковые требования мотивированы тем, что спорная сделка заключена в нарушение ст. 855 ГК РФ, ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ст. 106 Закона о банкротстве 1998 г., поскольку направлена на удовлетворение требований одного кредитора преимущественно перед другими; нарушает очередность проведения расчетов, установленную законодательством при принудительной ликвидации банка; повлекла возникновение убытков для кредиторов, поскольку произошло отчуждение имущества, которое должно было быть включено в конкурсную массу.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, исковые требования были удовлетворены. Впоследствии кассационная инстанция не нашла оснований к отмене этих судебных актов исходя из следующего.
Спорная сделка была заключена менее чем за шесть месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании ОАО «Элбим-банк» банкротом. При заявлении иска по указанным выше основаниям в предмет доказывания входит установление фактов, свидетельствующих о предпочтительном удовлетворении требований одних кредиторов перед другими. Судом обеих инстанций был установлен этот факт, поскольку на момент ее совершения имелись представленные суду постановления судебного при-
См.: постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2001 г. по делу № КТ-А40/1573-01 // Судебная практика к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». С. 561—562.
става-исполнителя о взыскании сумм с ОАО «Элбим-банк» в пользу других кредиторов.
Выводы суда первой инстанции о том, что договор об отступном заключен в нарушение ст. 855 ГК РФ и ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» являются ошибочными, поскольку сделка была заключена до начала процедуры банкротства и не может нарушать нормы законодательства о банкротстве, предусматривающие порядок расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства. Кроме того, договор не предусматривает какого-либо списания денежных средств и потому не может нарушать очередность списания, установленную ст. 855 ГК РФ.
4. Сделка, связанная с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с его выходом из состава учредителей (участников) должника.
Такая сделка может быть признана недействительной, если:
— она была совершена в течение шести месяцев, предшествовавших по
даче заявления о признании должника банкротом либо после принятия
этого заявления;
— исполнение такой сделки нарушает права и законные интересы креди
торов.
Следует обратить внимание, что сделки, совершенные в течение шести месяцев до подачи заявления о признании должника банкротом, являются оспоримыми. Сделка, совершенная должником после принятия заявления, признается законом ничтожной.
Применительно к первой группе сделок в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства соответствующий учредитель (участник) должника признается кредитором третьей очереди, во втором случае — требование такого учредителя (участника) погашается из имущества, оставшегося после полного удовлетворения всех требований кредиторов.
Интересен тот факт, что Закон о банкротстве 1998 г. не дифференцировал последствия недействительности подобного рода сделок с точки зрения срока их совершения, а содержал лишь общее правило, согласно которому участник, сделка по выплате (выделу) доли (пая) с которым признана недействительной, должен был вернуть должнику все полученное по сделке, а сам становился кредитором пятой очереди.
Заметим, что в отношении первых двух категорий сделок с соответствующим заявлением вправе обращаться только внешний управляющий; в отношении остальных — и внешний управляющий, и кредитор.
Актуальной и в теоретическом, и в практическом плане является проблема, состоящая в ответе на вопрос: в каком порядке (конкурсном или
Глава 3