Подготовка курсовой работы. Экономический факультет
Экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине
ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
Направление подготовки
Экономика»,
Профиль подготовки «Финансы и кредит»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, заочная
Казань – 2016
УДК 336.7(075.8)
ББК 65.262я73
М 54
Печатается по решению Секции экономических дисциплин
Учебно-методического совета
Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
М 54 Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» / Г.Т. Гафурова, Г.Н. Нотфуллина, Э.Р. Ковалева, Л.Н. Салимов, З.В. Кузьмина.– Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. – 28 с.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Финансы и кредит».
В методических указаниях по выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки»представлены требования к написанию и оформлению курсовых работ по данной дисциплине: тематика, требования к оформлению с приложениями, порядок утверждения и защиты курсовой работы, а также критерии оценивания качества работы в балльно-рейтинговой системе.
Материал предназначен для студентов по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».
УДК 336.7(075.8)
ББК 65.262я73
М 54
© Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016
© Коллектив авторов-составителей, 2016
Содержание
1. Общие положения.. 4
2. Основные этапы работы и требования, предъявляемые к курсовым работам.. 4
3. отзыв научного руководителя и критерии оценки курсовой работы.. 10
4. Процедура защиты курсовой работы.. 12
Приложения.. 12
Общие положения
Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки».В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными финансовыми проблемами, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества и делать на основе этого правильные, научно-обоснованные теоретические и практические выводы.
Студенты, выполняя курсовую, приобретают опыт работы с всевозможной литературой, умения находить в ней главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью, практикой становления и развития денежной, кредитной и банковской систем в нашей стране.
В процессе подготовки курсовой приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимой литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм. Все это не только расширяет и углубляет знания по дисциплине «Деньги, кредит, банки»,но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.
При выполнении курсовых работ, и особенно при их защите, студенты приобретают необходимое умение для подготовки выступлений и докладов на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных конференциях.
Основные этапы работы и требования, предъявляемые к курсовым работам
Выбор темы курсовой работы
В течение первых двух недель с начала того семестра, в рамках которого выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбрать из списка, предложенного кафедрой (см. Приложение №1), тему для своей будущей курсовой работы и зарегистрировать ее на кафедре «Финансы и кредит». В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой.
Внутри одного потока студентов не разрешается выбор одинаковой темы двумя и более студентами.
Подготовка курсовой работы
Подготовка написания и оформления курсовой работы начинается с утверждения научным руководителем темы курсовой работы, ее плана и списка литературы по избранной теме.
Внутренняя структура работы должна состоять из введения, двух разделов, каждый их которых должен содержать по три параграфа, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:
1) титульный лист (приложение 2),
2) аннотация на русском и английском языке (приложение 3) (только для студентов дневной формы обучения
3) отчет о проверке второй главы работы на плагиат (приложение 4)
4) содержание (приложение 5),
5) введение,
6) текст работы (разбитый на разделы с параграфами),
7) выводы и предложения,
8) список использованной литературы,
9) приложения.
Во введении дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются цель и задачи исследования. Кроме того, введение должно содержать:
- объект и предмет исследования;
- структуру работу и аннотацию по главам;
- информационную базу исследования;
- методы исследования, использованные в работе.
Введение не должно раскрывать темы курсовой работы, так как оно не является содержательной частью работы. Не следует во введении приводить определение, понятие, состав, роль анализируемых категорий, т.е. теоретических положений.
Аннотацияв соответствии с ГОСТ включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Объем аннотации не должен превышать 500 знаков. Аннотация в русском варианте утверждается у научного руководителя, после чего переводится студентом на английский язык и утверждается на кафедре иностранных языков.
Отчет о проверке на плагиатприкладывается в виде скрина страницы из личного кабинета системы проверки на плагиат (например, Антиплагиат). Скрин должен отражать оригинальность текста работы. На наличие плагиата проверяется вторая глава курсовой работы. Оригинальность текста должна составлять не менее 70%.
В первой главе освещаются сущность исследуемой проблемы, исторические аспекты вопроса, рассматривается законодательная и нормативная база, методы, используемые для анализа данной проблемы, особенности изучения данной темы в современных условиях. При изложении дискуссионных вопросов следует приводить мнения различных авторов с формулированием отношения к ним самого автора выпускной квалификационной работы.
Во второй главе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Минимальный период для проведения анализа – три полных отчетных года. По желанию студента временной интервал может быть расширен. Этот раздел базируется на тщательном изучении действующего законодательного и инструктивного материала, а также прочих нормативных документов, на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материалов. Материалы анализа должны лежать в основе всей курсовой работы, служить ее аналитической базой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения. Не допускаются пересказывания содержания законов, инструкций и другой нормативно-правовой литературы. Расчеты должны базироваться на конкретной информации, иллюстрироваться аналитическими таблицами, рисунками (графиками, диаграммами).
Главной задачей курсовой работы является разработка практических рекомендаций по исследуемой проблематике, поэтому один из параграфов второй главы должен отражать рекомендации автора по выбранной теме.
Выводы и предложения суммируют итоги всей курсовой работы, отражают основные результаты, достигнутые при решении вопросов и проблем, поставленных в исследуемой теме.
Список использованной литературы включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. В списке литературы должно быть два раздела:
I. Нормативно-правовые материалы (с указанием ссылок на официальный источник опубликования, это: Российская газета или Собрание законодательства РФ);
II. Специальная литература (журнальные статьи, учебники, монографии в алфавитном порядке по фамилии авторов).
Список литературы должен включать не менее 20 источников. Использование периодической литературы является обязательным. Образец списка литературы см. в Приложении 6.
В работе студент может использовать следующие методы научного исследования:
а) экономико-статистический метод – это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики явлений и процессов посредствам массовых цифровых данных. Используется при исследовании данных за ряд лет или для определения взаимосвязи между различными объектами наблюдения. К приемам этого метода относят: статистического наблюдения; экономической группировки; средних и относительных величин; графического приема; экономического сопоставления (сравнения); параллельных рядов; косвенного использования группировок; индексный; регрессионно-корреляционного и дисперсного анализа.
б) монографический метод предусматривает изучение отдельных объектов общей совокупности, характеристики которых достаточно типичны. При данном методе используют следующие приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставления; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей; цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявления резервов производства.
в) балансовый метод – это совокупность приемов, обеспечивающих выявление существующих взаимосвязей и пропорциональности между различными явлениями и процессами. Этот метод состоит из следующей совокупности приемов: анализа исходного уровня явления или процесса; координации и сбалансирования на принципе двустороннего счета; прямого и нормативного счета; балансовых коэффициентов взаимосвязи; перегруппировки и структурный; калькуляции; контроль счетный; логический; встречный; обоснованности измерений; наблюдений и выполнения; шахматный баланс.
г) расчетно-конструктивный метод применяется, когда необходимо не только выявить современное состояние экономических явлений и процессов, закономерности их формирования, но и разработать перспективные решения по их развитию для повышения эффективности производства. Этот метод включает совокупность следующих приемов: выделения основного звена при проектных решениях; взвешивания; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогии с учетом сезонных изменений явлений в предыдущие годы; разложения абсолютного прироста пропорционально темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов; экстраполяции; проектных расчетов с использованием статистико-экономических группировок; интегральных индексов; балльной оценки изучаемого явления; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; коэффициентов прямых затрат; модифицированных расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факториальных расчетов; проектных расчетов с учетом опыта.
д) экспериментальный метод – это способ исследования явлений и процессов путем организации опытов, обеспечивающих изучение влияния отдельных факторов при постоянстве других условий или моделированного явления в практике трудовой деятельности (экономический эксперимент). Основным приемом этого метода в экономике является техническое нормирование.
е) абстрактно-логический метод заключается в мысленном отрыве изучаемого явления от воздействующих на него отношений, в расчленении его на составные части, их вычленении с выявлением качественных особенностей, в мысленном нахождении первоисточника сущности с раскрытием закономерностей ее развития, в синтетическом восхождении от отвлеченного первоисточника сущности к сложной и многосторонней конкретной форме явления. Этот метод включает приемы: индукции и дедукции; анализа и синтеза; аналогии; сопоставлений; восхождения от абстрактного к конкретному; системно-структурный; формализации; моделирования; программирования; прогнозирования.
ж) экономико-математический метод – это отображение наиболее характерных свойств изучаемого явления или процесса с помощью определенной системы уравнений, функций, неравенств и других математических приемов, связывающих воедино показатели сущности и позволяющих не только описать ее свойства, структуру, взаимосвязи и функциональные параметры, но и найти оптимальное решение в динамическом процессе ее развития
Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных.
Новизна работы может состоять в:
– новизне предмета,
– новизне цели,
– новизне методов,
– новизне материала,
– новизне результатов.