Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.

Т.е., силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж:

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

где Q - физический объем продаж, р - цена, Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru - выручка от реализации,

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru - ставка переменных затрат на выпуск продукции, Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru - постоянные затраты

1) Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru

2) Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж):

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru , Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru ,

где ВРФ - выручка от реализации (фактическая), Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага - student2.ru - критический объем в стоимостном выражении, ЗФП - запас финансовой прочности.

77. Место финансовой политики в управлении финансами организации: понятие финансовой политики предприятия, содержание, цели, задачи формирования.

Финансовая политика-это совокупность мероприятии по целенаправленному формированию, организации, использованию и контролю финансов для достижения целей предприятия.

Цели финансовой политики: избежать финансовых трудностей и банкротства; выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; максимально увеличить объем продаж и сектор рынка; максимизация прибыли; минимизировать расходы; максимизация рыночной стоимости фирмы.

Задачи в ходе обеспечения максимизации прибыли: Наращивать объем продаж, эффективно управлять процессом формирования рентабельности, бесперебойно обеспечивать производство финансами ресурсами, осуществлять контроль над расходами, минимизировать период производственного цикла, оптимизировать величину запасов.

Задачи, решаемый в ходе обеспечения финансовой устойчивости: Минимизация финансовых рисков, синхронизация денежных потоков, тщательный анализ контрагентов, наличие необходимого остатка денежных средств, финансовый мониторинг.

Наши рекомендации