Антикризисного управления от управления стабильными системами»

В общем понимании управлять — значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать. Эта функция:

обеспечивает сохранение структуры системы;

поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;

обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.

Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации (социально-экономической системы).

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.

Антикризисное управление — такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации.

Цели и задачи антикризисного управления.

Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.

Воспрепятствование опасным факторам кризиса.

Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).

Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.

Ослабление негативных последствий кризиса.

Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим системам — объектам антикризисного управления — относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства — арбитражные управляющие).

Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления, классифицируются следующим образом.

По стадии развития кризиса:

распознавание кризисной ситуации;

предотвращение кризиса;

обеспечение жизнедеятельности в кризисной ситуации;

обеспечение выхода из кризиса;

ликвидация последствий кризиса.

По направлениям применяемых антикризисных мер:

методологические;

финансово-экономические;

организационные;

правовые;

социально-психологические;

конфликтологические. По технологиям управления:

поиск информации (обеспечение ее достоверности);

разработка вариантов и моделей поведения организации на случай кризиса;

анализ и оценка кризисной ситуации (тип, глубина, последствия);

разработка антикризисных управленческих решений.

По применяемому инструментарию:

— маркетинг (в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов);

санация или реструктуризация кризисной организации;

антикризисная инвестиционная, инновационная политика;

селекция (отбор) персонала;

управление конфликтами.

ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СРАВНЕНИИ С УПРАВЛЕНИЕМ СТАБИЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Антикризисное управление — это вид управления, который отличается специфическими условиями и технологиями. В таблице представлены отличия антикризисного управления от управления стабильными системами.

Таблица

Основные отличия антикризисного управления от управления

в стабильных системах

Параметр Стабильные системы Кризисные системы
Цели управления Повышение эффективности деятельности Минимизация отрицательных последствий кризисов
Основные ограничения Ресурсные — мягкие Временные — жесткие
Характеристики внешней среды Благоприятная Неблагоприятная
Внутренняя среда Стабильная Множество острых конфликтов
Результат (планируемый, желательный) Рост эффективности и жизнеспособности Переход в стабильное состояние

Технология выработки управленческих решений.

К числу особенностей антикризисного управления относятся:

Повышенная чувствительность к фактору времени. Эта особенность связана с тем, что в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий вплоть до ликвидации системы. Относительно предприятий последствиями кризиса могут быть потеря собственности для владельца, потеря средств к существованию для персонала, неблагоприятные социальные последствия для государства.

Диагностика проблемы

Выработка альтернативных вариантов решений

Оценка вариантов и их последствий

Выбор варианта

Формулирование ограничений для принятия решений

Формулирование критериев выбора решений

Следовательно, процессы антикризисного управления должны быть быстрыми, четкими и адекватными обстановке.

Мобильность и динамичность в использовании ограниченных ресурсов. Требование мобильности и динамичности вызвано основной особенностью — ограничением по времени. Ограниченность других ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) связана с тем, что кризис как раз и возник в результате снижения экономического потенциала системы. Другими словами, ограниченность ресурсов является характерным свойством системы в состоянии кризиса.

Специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения. В обычной ситуации, например при управлении стабильным предприятием, критериями выбора управленческих решений выступают: достижение максимальной прибыли, оптимизация организационной структуры, защита имущественных интересов и т.п. В кризисной ситуации при проведении процедур банкротства основным критерием выступает максимальное удовлетворение требований кредиторов, тогда как интересы собственников и вопросы сохранения предприятия в целом отходят на второй план.

Повышенное внимание к заблаговременной проработке вариантов управленческих решений и оценке их последствий. Необходимость заблаговременной проработки вызвана ограничением по фактору времени. Примером является подробная проработка процедур восстановления платежеспособности или ликвидации предприятий в законодательстве о банкротстве.

Программно-целевой подход в технологиях выработки управленческих решений. Он заключается в том, что цель управления должна быть ясно сформулирована количественно и качественно (например, рассчитаться с долгом данного размера в установленные сроки), доступные ресурсы сконцентрированы, разработана четкая последовательность действий для достижения поставленной цели, созданы внешние условия, способствующие достижению цели (например, мораторий на долги). Данный подход подразумевает также постоянный мониторинг и контроль хода реализации программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала.

Наши рекомендации