Антикризисного управления от управления стабильными системами»
В общем понимании управлять — значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать. Эта функция:
обеспечивает сохранение структуры системы;
поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;
обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.
Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации (социально-экономической системы).
Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.
Антикризисное управление — такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации.
Цели и задачи антикризисного управления.
Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.
Воспрепятствование опасным факторам кризиса.
Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).
Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.
Ослабление негативных последствий кризиса.
Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.
Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.
К социально-экономическим системам — объектам антикризисного управления — относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.
Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства — арбитражные управляющие).
Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления, классифицируются следующим образом.
По стадии развития кризиса:
распознавание кризисной ситуации;
предотвращение кризиса;
обеспечение жизнедеятельности в кризисной ситуации;
обеспечение выхода из кризиса;
ликвидация последствий кризиса.
По направлениям применяемых антикризисных мер:
методологические;
финансово-экономические;
организационные;
правовые;
социально-психологические;
конфликтологические. По технологиям управления:
поиск информации (обеспечение ее достоверности);
разработка вариантов и моделей поведения организации на случай кризиса;
анализ и оценка кризисной ситуации (тип, глубина, последствия);
разработка антикризисных управленческих решений.
По применяемому инструментарию:
— маркетинг (в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов);
санация или реструктуризация кризисной организации;
антикризисная инвестиционная, инновационная политика;
селекция (отбор) персонала;
управление конфликтами.
ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СРАВНЕНИИ С УПРАВЛЕНИЕМ СТАБИЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Антикризисное управление — это вид управления, который отличается специфическими условиями и технологиями. В таблице представлены отличия антикризисного управления от управления стабильными системами.
Таблица
Основные отличия антикризисного управления от управления
в стабильных системах
Параметр | Стабильные системы | Кризисные системы |
Цели управления | Повышение эффективности деятельности | Минимизация отрицательных последствий кризисов |
Основные ограничения | Ресурсные — мягкие | Временные — жесткие |
Характеристики внешней среды | Благоприятная | Неблагоприятная |
Внутренняя среда | Стабильная | Множество острых конфликтов |
Результат (планируемый, желательный) | Рост эффективности и жизнеспособности | Переход в стабильное состояние |
Технология выработки управленческих решений.
К числу особенностей антикризисного управления относятся:
Повышенная чувствительность к фактору времени. Эта особенность связана с тем, что в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий вплоть до ликвидации системы. Относительно предприятий последствиями кризиса могут быть потеря собственности для владельца, потеря средств к существованию для персонала, неблагоприятные социальные последствия для государства.
Диагностика проблемы
Выработка альтернативных вариантов решений
Оценка вариантов и их последствий
Выбор варианта
Формулирование ограничений для принятия решений
Формулирование критериев выбора решений
Следовательно, процессы антикризисного управления должны быть быстрыми, четкими и адекватными обстановке.
Мобильность и динамичность в использовании ограниченных ресурсов. Требование мобильности и динамичности вызвано основной особенностью — ограничением по времени. Ограниченность других ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) связана с тем, что кризис как раз и возник в результате снижения экономического потенциала системы. Другими словами, ограниченность ресурсов является характерным свойством системы в состоянии кризиса.
Специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения. В обычной ситуации, например при управлении стабильным предприятием, критериями выбора управленческих решений выступают: достижение максимальной прибыли, оптимизация организационной структуры, защита имущественных интересов и т.п. В кризисной ситуации при проведении процедур банкротства основным критерием выступает максимальное удовлетворение требований кредиторов, тогда как интересы собственников и вопросы сохранения предприятия в целом отходят на второй план.
Повышенное внимание к заблаговременной проработке вариантов управленческих решений и оценке их последствий. Необходимость заблаговременной проработки вызвана ограничением по фактору времени. Примером является подробная проработка процедур восстановления платежеспособности или ликвидации предприятий в законодательстве о банкротстве.
Программно-целевой подход в технологиях выработки управленческих решений. Он заключается в том, что цель управления должна быть ясно сформулирована количественно и качественно (например, рассчитаться с долгом данного размера в установленные сроки), доступные ресурсы сконцентрированы, разработана четкая последовательность действий для достижения поставленной цели, созданы внешние условия, способствующие достижению цели (например, мораторий на долги). Данный подход подразумевает также постоянный мониторинг и контроль хода реализации программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала.