Лекция 11 «Распознавание и диагностика кризисов»
Заблаговременное распознавание кризиса и его диагностика — важнейшая составная часть успешного противодействия его неблагоприятным последствиям. Это позволит выработать адекватные меры реагирования на возникшие опасности.
Синонимом термина «диагностика» является термин «распознавание».
Диагностика представляет собой процесс определения состояния объекта с помощью различных исследовательских процедур.
В антикризисном управлении существуют следующие объекты диагностики:
социально-экономические системы;
элементы сложной системы;
функции, выполняемые системой.
Цель проведения диагностики в антикризисном управлении состоит в том, чтобы получить заключение о состоянии объекта на дату проведения исследования и прогноз развития на некоторую перспективу.
Диагностика — важный элемент управления. На ее основе разрабатываются управленческие решения. От того, насколько качественно проведена диагностика, зависит и качество управленческих решений, принимаемых по результатам диагностики, а следовательно, и эффективность управления.
Основные требования к диагностике:
аутентичность (диагностика должна основываться на достоверной, первичной, исходной информации);
объективность (результаты должны зависеть только от реального состояния объекта, а процедура оценки — минимизировать субъективный фактор);
точность и результативность (должна обеспечиваться возможность получать однозначные выводы и принимать правильные решения).
Различают этапы построения системы диагностики и этапы собственно проведения диагностики.
Построение системы диагностики — это разработка механизма, который должен обеспечить своевременное получение информации об угрозах, возникающих в деятельности предприятия или другой социально-экономической структуры. Таких этапов три.
этап: проведение анализа и определение набора показателей, характеризующих кризис, его факторы и тип, которые (показатели) наиболее полно охватывают состояние и деятельность системы.
этап: определение критериальных значений показателей, которые проводят границу между нормальным состоянием и кризисным, что позволяет при сравнении наблюдаемых показателей с критериальными установить глубину (стадию) кризиса.
III этап: проведение регулярного анализа (мониторинга) факторов кризиса посредством наблюдения за динамикой определенного на I этапе набора показателей.
Этапами процесса проведения диагностики в соответствии с разработанной системой диагностики являются:
установление принадлежности объекта к некоторому классу или группе. Это этап качественной идентификации;
выявление отличий объекта от объектов своего класса (группы) сопоставлением количественного показателя, который характеризует его состояние с базовыми (граничными) значениями. Это — этап количественной идентификации.
Например, все российские предприятия составляют множество объектов различной платежеспособности. Для расчета показателя платежеспособности (К) примем отношение суммы текущих обязательств (ТО) к среднемесячной выручке (СрВ):
К = ТО:СрВ.
Платежеспособность предприятия показывает, сколько месяцев понадобится ему для того, чтобы рассчитаться по текущим обязательствам за счет выручки при сохранении ее величины на данном уровне. Очевидно, что этот показатель может иметь значения от нуля до бесконечности и чем больше его величина, тем платежеспособность хуже.
Для дифференциации множества предприятий по группам платежеспособности определяются границы значений рассматриваемого показателя:
К = 0—3 мес. — платежеспособные предприятия;
К = 3—12 мес. — проблемные предприятия;
К = 12—оо мес. — неплатежеспособные предприятия.
Значение показателя К = 3 мес. выбрано в качестве критического потому, что трехмесячный срок задержки расчета по долгам определен законодательством о банкротстве как признак банкротства предприятия. Предположим, некоторое рассматриваемое предприятие имеет значение К = 4,8 мес. Это означает, что предприятие принадлежит к группе проблемных предприятий и при этом в соответствии со значением показателя платежеспособности оно ближе к предприятиям благополучным, чем к неплатежеспособным.
Приведенный упрощенный пример иллюстрирует диагностику платежеспособности по одному показателю. Для того чтобы определить полную и всестороннюю картину состояния предприятия в целом, необходимо проводить комплексную диагностику его финансового состояния.
КОМПЛЕКСНАЯ БИЗНЕС-ДИАГНОСТИКА
Задача комплексной бизнес-диагностики предприятия заключается в том, чтобы дать качественную и количественную оценку состояния предприятия как целостного организма, понять его проблемы, выявить сильные и слабые стороны.
При комплексной бизнес-диагностике выполняются следующие виды анализа:
ситуационный;
организационно-управленческий;
финансово-экономический;
производственно-хозяйственный;
анализ кадрового потенциала.
Задачей ситуационного анализа является определение положения предприятия (ситуации, места) в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на предприятие, а также его укрупненных характеристик.
Понятие ситуационного анализа близко понятию SWOT-анали-за (преимущества, недостатки, возможности, угрозы), но в нашем понимании они не совпадают.
В результате проведения SWOT-анализа определяется матрица, которая дает качественную характеристику предприятия
В отличие от качественного ситуационный анализ дает более полные и подробные результаты, в которых отражаются количественные характеристики предприятия и его положение во внешней среде (табл. 5.2).
Таблица
Проведение ситуационного анализа и содержание его этапов
Направление анализа | Содержание анализа |
SWOT-анализ | Анализ и оценка сильных и слабых сторон, возможностей предприятия и угроз его деятельности |
Анализ стратегической позиции компании N | Определение и анализ стратегических зон хозяйствования предприятия |
Анализ сегментов рынка | Определение и анализ сегментов рынка, на которых функционирует предприятие, выявление структуры потребителей продукции и их характеристика |
Анализ конкуренции | Выявление и анализ текущих и потенциальных конкурентов, а также товаров-заменителей |
Позиционный анализ | Определение места, занимаемого предприятием, его продукцией, торговой маркой, по отношению к другим предприятиям и торговым маркам |
Организационно-управленческий анализ оценивает состояние системы управления предприятием. Предметом этого вида анализа является организационная структура предприятия, т.е. структурные подразделения, взаимодействия и связи между ними. Анализируется иерархическая структура (система подчиненности), как и кем осуществляются выработка, передача, исполнение и контроль управленческих решений, как организовано делопроизводство и учет, как передается информация, как она доходит до руководства, до исполнителей, в какой степени развиты и совершенны организационные структура, технологии и культура.
Проведение такого исследования должно опираться на анализ системы целей предприятия. Это позволяет определить, насколько организационно-управленческая структура соответствует целям и стратегии развития предприятия. Основные направления анализа и их содержание представлены в табл.
Таблица
Организационно-управленческий анализ и его этапы
Направление анализа | Содержание анализа |
Анализ системы целей предприятия | Определение миссии компании, целей и ограничений на их достижение, анализ имеющихся и возможных стратегий |
Анализ организационной структуры | Исследование существующих структурных единиц и их взаимодействия |
Анализ процессов управления | Идентификация, анализ и моделирование процессов управления |
Анализ структуры и движения информации | Анализ и структуризация информации, циркулирующей на предприятии |
Анализ организационной культуры | Исследование внутрифирменных традиций, обычаев и церемоний |
В задачи финансово-экономического анализа входят:
оценка текущего финансового состояния, результатов и эффективности деятельности предприятия;
оценка динамики финансово-экономических показателей за определенный период времени и составление прогноза изменения этих пбказателей на ближайшую перспективу;
оценка существующих финансовых ограничений;
выявление и оценка возможных источников финансирования планируемых мероприятий.
Специфика антикризисного управления при проведении финансового анализа выводит на первый план оценку платежеспособности и кредитоспособности предприятия. Результаты такого исследования должны ответить на четыре главных вопроса:
может ли предприятие исполнять свои текущие обязательства в текущем режиме;
если предприятие привлечет заемные средства под свои программы и разрабатываемые меры, то сможет ли оно затем эти средства возвратить;
если предприятие имеет долги, то способно ли оно самостоятельно их погасить в обозримой перспективе;
насколько качественно, привлекательно и эффективно имущество, которым обладает предприятие, чтобы иметь возможность в случае необходимости использовать его как источник покрытия долгов?
Схема анализа и содержание направлений проведения анализа представлена в табл.
Таблица
Финансово-экономический анализ и содержание его этапов
Направление анализа | Содержание анализа |
Анализ финансового состояния | Оценка платежеспособности и кредитоспособности предприятия Оценка ликвидности активов Оценка финансовой устойчивости |
Анализ эффективности деятельности (финансовых результатов) | Оценка уровня и анализ динамики изменения показателей прибыли, рентабельности и деловой активности |
Анализ потока денежных средств | Анализ источников и направлений использования денежных средств Оценка достаточности денежных средств для ведения текущей деятельности и осуществления планируемых мероприятий и инвестиционных проектов |
Анализ инвестиционной деятельности | Оценка эффективности проводимых инвестиционных проектов |
Анализ производственно-хозяйственной деятельности призван оценить уровень использования производственных ресурсов, предприятия при производстве и реализации продукции, выявить резервы повышения эффективности их использования. Для этого проводится исследование состояния производственных мощностей, износ оборудования, степень его загрузки и возможностей модификации, а также анализируются используемые материальные и трудовые ресурсы, производительность труда.
Общая схема анализа представлена в табл.
Направление анализа | Содержание анализа |
Анализ использования материальных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие) | Оценка обеспеченности производства материальными ресурсами, выявление дефицитных материальных ресурсов, оценка ритмичности, качества и комплектности поставок |
Анализ использования трудовых ресурсов | Определение структуры и квалификации трудовых ресурсов, оценка производительности труда, анализ размеров и динамики заработной платы, ее влияния на производительность труда |
Анализ состояния производства и реализации продукции | Оценка доли каждого производимого товара в общей товарной продукции предприятия, доли выпуска и реализации каждого вида продукции к общему объему таких же или аналогичных товаров на рынке |
Задачей проведения анализа кадрового потенциала является оценка качества персонала с точки зрения его соответствия целям, задачам и стратегии предприятия. Схема анализа представлена в табл. Таблица Проведение анализа кадрового потенциала и содержание его этапов | |
Направление анализа | Содержание анализа |
Анализ и оценка уровня профессиональной подготовки | Анализ образовательного уровня, практического опыта, соответствия знаний и навыков персонала профилю деятельности предприятия |
Анализ и оценка уровня производственной дисциплины | Анализ показателей исполнения или уклонения от исполнения служебных обязанностей, дисциплины и ответственности персонала |
Анализ и оценка результатов работы | Оценка качества постановки задач и эффективности их решения |