Возникновение и распознавание кризисов в развитии предприятия туризма. Основанные управленческие и действия по снижению негативных последствий кризисов

Кризис – крайнее обострение противоречий, переломный момент в развитии предприятия, переход в качественно новое состояние, а не обязательно разрушение. Причины кризисов:

· Объективные (потребность в модернизации, обновлении технологий и продукта)

· Субъективные (ошибки в управлении)

· Природные (изменения климата, землетрясения)

Ø Внешние (политическая ситуация, макроэкономическое развитие, конкуренция).

Ø Внутренние (рискованная стратегия, несовершенное управление).

Возможные последствия: разрушение предприятия, обновление, возникновение нового предприятия.

Руководитель должен стремиться смягчить, избежать, преодолеть кризис.

Классификация кризисов:

1.По масштабу воздействия: общие (охватывают всю систему) и локальные (охватывают часть системы).

2. По структуре отношений: экономические (снижение производства, реализации, объемов), социальные (противоречие интересов разл.социальных групп), организационные (нарушение регламентации деятельности структурных подразделений), технологические (явления, обусловленные НТП), психологические (конфликты, стрессы, неуверенность).

3.По предсказуемости: предсказуемые или закономерные – потребность в реконструкции, обновлении, неожиданные или случайные – ошибки в управлении, природные явления

4.По видимости: явные, латентные (скрытые).

Циклы развития предприятия: 1. Эксплерентный. Возникновение предприятия. Характеризуется его рискованной деятельностью.

2. Патиентный. Ориентация на 1 или несколько сегментов рынка.

3. Виолентный. Большой объем деятельности, диверсификация.

4. Коммутантный. Состояние упадка, старения.

5. Леталентный. Деструктуризация, прекращение деятельности.

Кризисы возникают в процессе перехода от 1 цикла к другому.

1. Переход от эксплерента к патиенту. Причины: внешние факторы, конкуренция. До конца 2-ого года существования доживают 20-30% предприятий.

2. От патиента к виоленту. Крайне агрессивная политика на рынке, чел. Фактор.

3. Виолент-коммутант.Низкие инновационные возможности, организационные сложности.

4. Коммутант – леталент. Устаревшая продукция, ограниченный спрос, давление конкурентов.

5. Низкая эффективность.

Возникновение и распознавание кризисов.Фактор - установленная тенденция, свидетельствующая о возникновении кризиса(снижение качества продукции, большая задолженность по кредитам). Причины – события, вследствие которых появились факторы кризисов (фин-экономич. просчеты, низкая квалификация работников, неэффективная мотивация).Симптомы – показатели, характеризующие функционирование предприятия (текучесть кадров, снижение производительности труда, фондоотдачи, эффективности).Оцениваются показателями, имеющими или нормативное значение или временной характер (сравниваем).

Антикризисное управление (АУ) –оздоровление или профилактика банкротства и применение экономически и социально оправданных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. Элементы концепции АУ: цикличность развития предприятия, своевременная адаптация к изменениям внешней среды, эффективное использование ресурсов, мотивация, соц.партнерство. Аспекты АУ: управление производством, персоналом, внутрифирменное. Значение АУ: корректировка развития предприятия для достижения поставленных целей. Функции АУ: предкризисное упр., упр. в условиях кризиса, упр. процессом выхода из кризиса, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Банкротство –регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г.Должник считается банкротом, если не выполнил свои обязательства в теч. 3 мес. с даты, когда они должны были быть выполнены. Арбитражный суд принимает заявление о банкротстве, если требования к должнику составляют не менее 100 тыс.р. для юр. лица и не менее 10 тыс.р. – для ф.л. Предприятие считается банкротом после признания факта несостоятельности арбитражным судом.

Арбитражный управляющий – ф.л., зарегистрированное индивид.предпринимателем, не заинтересованное в отношениях должников и кредиторов, назначенное арбитражным судом для осуществления процедуры банкротства, т.е. для осуществления наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Наблюдение осуществляет временный управляющий для сохранения имущества должника. Предприятие не признано банкротом, руководство не устраняется от управления. Осущ-ся в течении 3 месяцев с принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Внешнее упр. осущ-ся внешним арбитражным управляющим в течении максимум 18 мес. В первые 12 мес. Должно быть возвращено 40% общего долга. Старое руководство отстраняется от упр. Осущ-ся инвентаризация имущества должника, анализ ФХД, ликвидация дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. Должно быть осуществлено оздоровление или санация предприятия. Если этого не произошло – начинается конкурсное производство. Включает аккумулирование имущ-ва должника, формирование конкурсной массы для продажи им-ва должника и расчетов с кредиторами. Руководит конкурсный управляющий. На любом этапе возможно мировое соглашение и окончание дела о банкротстве. Процедура ликвидации предприятия включает оценку им-ва должника по балансовой и рыночной стоимости, определение ликвидационной массы (им-во по рыночной стоимости), предусмотренные законодательством вычеты, выбор наиболее эффективных форм продажи им-ва, удовлетворение претензий кредиторов.

Наши рекомендации