Тема № 6 «Налоговое право»
(форма проведения занятия – тематическая дискуссия)
1. Налоги: понятие, виды, функции.
2. Налоговое право как подотрасль финансового права.
3. Обязанность по уплате налогов и сборов: основания возникновения и прекращения.
4. Правовое положение налогоплательщиков.
5. Правовое положение налоговых агентов.
6. Правовое положение налоговых органов.
Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.
Тактическая цель занятия – уяснение места и роли налогового права в системе финансового права.
Этапы подготовки и проведения тематической дискуссии:
1. Выбор темы дискуссии (на обсуждение выносятся вопросы, имеющие проблемный характер, неоднозначно решаемые в науке и практике финансового права).
2. Установление регламента проведения дискуссии.
3. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии (изучение нормативной и специальной литературы, анализ материалов судебной практики с целью определение собственной точки зрения).
4. Проведение тематической дискуссии.
5. Выработка согласованного мнения по спорным вопросам.
6. Совместная оценка эффективности проведенной дискуссии.
Во время проведения тематической дискуссии планируется обсудить:
1. Понятие налога как правовой и экономической категории.
2. Функции и классификации налогов, соотношение прямых и косвенных налогов.
3. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности.
4. Правовое положение участников налоговых правоотношений.
В процессе подготовки к круглому столу студенты готовят рефераты, разрабатывают презентации по рассматриваемым вопросам, схемы взаимодействия участников налоговых правоотношений.
Технология проведения занятия.
Тематическую дискуссию открывает преподаватель, определяющий цели и задачи его проведения. С учетом регламента предоставляется слово участникам дискуссии, представляющим свои доклады. Затем проводится их обсуждение. В обсуждении принимают участие все студенты. Они могут задавать уточняющие вопросы (преподавателем мотивируются студенты, развивающие навыки публичных выступлений).
По итогам дискуссии преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают понятие налогового права как подотрасли финансового права.
Тема № 7 «Правовое регулирование банковской деятельности в
Российской Федерации»
(форма проведения – тематическая дискуссия)
1. Банковское право: понятие, особенности.
2. Банковская система: понятие, структура.
3. Банковские операции: понятие, виды.
4. Правовое положение Банка России.
5. Правовое положение кредитных организаций страны.
6. Банковская тайна.
7. Особенности взаимоотношений Банка России с кредитными организациями страны.
8. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
9. Система страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
10. Правовое положение Агентства по страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.
Тактическая цель занятия – уяснение правовых основ банковской системы Российской Федерации.
Этапы подготовки и проведения тематической дискуссии:
1. Выбор темы дискуссии (на обсуждение выносятся вопросы, имеющие проблемный характер, неоднозначно решаемые в науке и практике финансового права).
2. Установление регламента проведения дискуссии.
3. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии (изучение нормативной и специальной литературы, анализ материалов судебной практики с целью определение собственной точки зрения).
4. Проведение тематической дискуссии.
5. Выработка согласованного мнения по спорным вопросам.
6. Совместная оценка эффективности проведенной дискуссии.
Во время проведения тематической дискуссии планируется обсудить:
1. Место и роль банковского права в системе российского права.
2. Классификации банковских операций, соотношение понятий «банковская операция» и «банковская сделка».
3. Дискуссионные вопросы, касающиеся структуры банковской системы Российской Федерации.
4. Двойственную природу Банка России.
5. Финансово-правовой статус кредитных организаций.
6. Правовые основы банковского надзора.
7. Зарубежный опыт правового регулирования банковских правоотношений.
Технология проведения занятия.
Тематическую дискуссию открывает преподаватель, определяющий цели и задачи его проведения. С учетом регламента предоставляется слово участникам дискуссии, представляющим свои доклады. Затем проводится их обсуждение. В обсуждении принимают участие все студенты. Они могут задавать уточняющие вопросы (преподавателем мотивируются студенты, развивающие навыки публичных выступлений).
В целях организации дискуссии преподаватель назначает пять докладчиков - основного докладчика и четырех содокладчиков, которые готовят выступления и презентации по теме: «Особенности финансово-правового статуса Банка России».
Основной докладчик дает общую характеристику правового статуса Банка России, продолжительность выступления – 10 минут; первый содокладчик сообщает дискуссионные вопросы, касающиеся правового положения Банка России, продолжительность выступления – 10 минут; третий содокладчик готовит выступление по вопросу правового положения центральных банков европейских государств (Англии, Германии, Италии, Франции), продолжительность выступления – 15 минут; четвертый содокладчик готовит выступление по вопросу правового положения центральных банков стран азиатского региона (Китай, Индия), продолжительность выступления – 10 минут; пятый содокладчик готовит выступление по вопросу исполнения функций центральных банков в США и Сингапуре, продолжительность выступления – 10 минут.
После окончания выступлений всех докладчиков преподаватель предлагает студентам обсудить дискуссионные вопросы правового статуса Банка России и выступить с предложениями по совершенствованию правового статуса Банка России.
Рассмотрение вопроса о правовых основах банковского надзора проводится в интерактивной форме в виде дискуссии. Дискуссия проводится в рамках отдельного семинара.
В целях организации дискуссии преподаватель назначает пять докладчиков - основного докладчика и четырех содокладчиков, которые готовят выступления и презентации по теме: «Правовые основы банковского надзора».
Основной докладчик раскрывает сущность банковского надзора, формы и методы его осуществления, полномочия Банка России как мегарегулятора, продолжительность выступления – 10 минут; первый содокладчик сообщает дискуссионные вопросы, касающиеся банковского надзора (обращает внимание в частности, на противоречия норм финансового и административного права), продолжительность выступления – 10 минут; третий содокладчик готовит выступление о роли и значении решений Базельского комитета, продолжительность выступления – 15 минут; четвертый содокладчик готовит выступление по вопросу правового обеспечения банковского надзора в США, продолжительность выступления – 10 минут; пятый содокладчик готовит выступление по вопросу исполнения функций центральных банков в странах ЕС, продолжительность выступления – 10 минут.
После окончания выступлений всех докладчиков преподаватель предлагает студентам обсудить дискуссионные вопросы правового обеспечения банковского надзора и выступить с предложениями по совершенствованию банковского законодательства.
По итогам дискуссии преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают структуру банковской системы Российской Федерации, правовые основы банковской системы Российской Федерации.