Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА 1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие. Вопрос 2. Принципы подготовки финансовой отчетности.      
ТЕМА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Вопрос 1. IAS 1 "Представление финансовой отчетности", IAS 7 "Отчет о движении денежных средств", IAS 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Состав и общие требования к составлению финансовой отчетности Вопрос 2. Отчет о финансовом положении (бухгалтерский баланс) Вопрос 3. Отчет о совокупном доходе (отчет о прибылях и убытках, отчет о совокупном доходе) Вопрос 4. Прочая информация, раскрываемая в финансовой отчетности Вопрос 5. IFRS 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" Вопрос 6. IAS 10 "События после окончания отчетного периода"   ТЕМА 3. ОЦЕНКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИО МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВАХ Вопрос 1. IAS 16 "Основные средства" Вопрос 2. IAS 38 "Нематериальные активы" Вопрос 3. IAS 17 "Аренда" Вопрос 4. IAS 40 "Инвестиционная недвижимость" Вопрос 5. IAS 36 "Обесценение активов" Вопрос 6. IAS 2 "Запасы" Вопрос 7. IFRS 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"   ТЕМА 4. ОЦЕНКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ Вопрос 1. IAS 23 "Затраты по займам" Вопрос 2. IAS 21 "Влияние изменений валютных курсов" Вопрос 3. IAS 8 "Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки" Вопрос 4. IAS 18 "Выручка" Вопрос 5. IAS 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"   ТЕМА 5 . IAS 19 "ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМ"   ТЕМА 6 . IAS 12 "НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ"   Список рекомендуемой литературы Приложения                            
   
   

ТЕМА 1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие.

Вопрос 2. Принципы подготовки финансовой отчетности.

Вопрос 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие.

В каждой стране существуют свои национальные учетные стандарты.

В целом для бизнеса было бы предпочтительнее, чтобы во всех странах бухгалтерская отчетность подготавливалась на единой основе. При разработке национальных учетных стандартов, как показывает практика, есть общие подходы, но в то же время существуют и противоречия. Одними из первых с этой проблемой столкнулись транснациональные компании. Для подготовки консолидированной отчетности транснациональных корпораций, дочерние предприятия которых работают в разных странах, требуется приведение всех данных отчетности в сопоставимые показатели. В единых подходах к составлению финансовой отчетности также заинтересованы организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, с иностранными инвестициями, имеющие зарубежных партнеров и кредиторов, а также по другим основаниям.

Появилась необходимость объединить национальные особенности составления отчетности в единую систему для того, чтобы компании различных стран могли бы применять их, не опасаясь того, что их отчетность не будет сопоставима с отчетностью других компаний.

Тем не менее в международной практике международных стандартов бухгалтерского учета нет.

Наиболее известной национальной системой учета являются общепринятые принципы учета США (US Generally Accepted Accrounting Principles - US GAAP).

US GAAP разработаны в США Советом по стандартам финансового учета. US GAAP не являются международной системой учета, но при этом многие компании разных стран составляют (трансформируют) свою отчетность в этом формате. Реализуются эти стандарты через правительственный орган - Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). SEC обязывает публичные компании, заинтересованные в фондовом рынке США, составлять отчетность в формате US GAAP. По сути, американская система учета стала наднациональной, поскольку фондовый рынок США охватывает более половины мирового фондового рынка.

Проблема состоит в том, что подходы к составлению отчетности других стран отличаются от правил US GAAP. Трансформация отчетности приводит к дополнительным затратам на подготовку отчетности. Кроме этого, есть европейский и азиатский фондовые рынки, которые требуют составления отчетности в другом формате.

Однако между странами-участницами существовали различия относительно законодательных требований, определяющих структуру и содержание годовых финансовых отчетов. При этом сведения, публиковавшиеся компаниями, отличались как качественно, так и количественно.

Единственным способом решения этой проблемы могла бы быть какая-либо другая форма регулирования, дающая возможность ориентироваться в условиях изменения экономики, требований современного инвестиционного сообщества и отличающаяся большей гибкостью.

В 1973 г. был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В 2000 г. КМСФО был реформирован и преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). С этого момента к нему перешли все функции по разработке международных стандартов финансовой отчетности (в частности, МСФО). МСФО - это система принципов составления и представления финансовой отчетности, которую могут применять организации различных стран при составлении финансовой отчетности. Важно, что МСФО не обязательны к применению и не регламентируют вопросы ведения бухгалтерского учета. Таким образом, при разработке (реформе) национальных учетных стандартов порядок ведения учета может регулироваться национальным законодательством. МСФО в международной практике приобретают все большую популярность. Это объясняется тем, что Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO) рекомендовала стандарты, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, к применению на международных рынках (европейском и азиатском).

Стандарты составления финансовой отчетности

по секторам международного рынка

Сектор рынка Стандарт финансовой отчетности
Американский US GAAP
Европейский МСФО
Азиатский МСФО

Все организации, заинтересованные в международном рынке, вне зависимости от требований национальных учетных стандартов должны составлять отчетность (трансформировать) в требуемом формате. Различия национальных учетных стандартов обусловлены многими факторами. Основными факторами являются различия экономического, политического, территориального и исторического характера.

Теоретически существует несколько моделей бухгалтерского учета.

Модели национальных учетных систем

Модели национальных учетных систем Краткая характеристика
Британо-американская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Голландия, Новая Зеландия и др.) Ориентация учета на запросы инвесторов. Стандарты учета разрабатываются профессиональными организациями
Континентальная (Германия, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Швеция, Япония и др.) Ориентация учета на запросы кредитных организаций. Стандарты учета разрабатываются при участии представителей государственных структур
Южноамериканская (Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Перу и др.) Ориентация учета на запросы государства. Стандарты учета разрабатываются государственными органами

Сами названия моделей учетных систем носят условный характер. В литературе можно встретить их под другими названиями. Также можно перечислить ряд других моделей учета, например мусульманскую (исламскую) модель и т.п. Модели сформированы в зависимости от того, кто кредитует организации.

Проблемами унификации национальных учетных стандартов занимаются также и международные организации - Международная федерация бухгалтеров, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета при ООН.

Такая тенденция взаимодействия национальных учетных стандартов и МСФО обусловливается глобализацией экономики, необходимостью унификации подходов к составлению отчетности и международной практикой взаимодействия и партнерства.

В настоящее время многие российские организации заинтересованы в выходе на международный рынок, равно как и в привлечении заемного иностранного капитала. Взаимодействие хозяйствующих субъектов различных стран предполагает необходимость представлять отчетность партнерам, кредиторам и всем заинтересованным пользователям. При этом финансовая отчетность должна обладать определенными качествами, для того чтобы быть информативной и понятной для пользователей. В российских стандартах учета существуют подходы к составлению отчетности, существенно отличающиеся от международной практики. К основным противоречиям можно отнести практический приоритет юридической формы над экономическим содержанием и представление многих показателей в бухгалтерской отчетности без корректировки на инфляционный фактор.

Различные подходы к составлению финансовой отчетности могут привести к принятию ошибочных экономических решений пользователями. В международной практике происходит глобализация экономики, поэтому необходим единый международный "язык" финансовой отчетности. Этим и обусловлена необходимость реформы национальной учетной системы в России.

Основными документами, регламентирующими реформу национальных учетных стандартов в России, являются:

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

- Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" (далее - Программа);

- Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. N 180 "Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу" (далее - Концепция);

- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и Перечня проектов по их реализации".

В соответствии с Программой цель реформирования системы бухгалтерского учета в России - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Из задач Программы следует, что российские национальные учетные стандарты будут приведены в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Унификация национальных учетных стандартов позволит российским компаниям повысить качество представляемой информации, будет способствовать привлечению иностранного капитала и снизит препятствия к доступу на международный рынок и затраты на подготовку отчетности.

В международной практике существует несколько тенденций унификации национальных систем бухгалтерского учета. В частности, к ним относятся стандартизация и гармонизация.

Подходы к унификации национальных систем учета

Подход к унификации национальных систем учета Характеристика подхода
Стандартизация Отмена национальных стандартов учета и внедрение единых стандартов, например МСФО
Гармонизация Национальные учетные стандарты сохраняются, но они приводятся постепенно в соответствие, например, с МСФО

В результате внедрения Программы предполагается:

- обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета;

- сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;

- ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией; пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств;

- создать механизмы обеспечения открытости бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Концепцией реформа системы бухгалтерского учета в России проводится в два этапа.

Этапы реформы системы бухгалтерского учета

и отчетности в России

Первый этап Второй этап
Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов
Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии
Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности
Совершенствование системы подготовки повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности  

Из Концепции следует, что индивидуальная бухгалтерская отчетность будет, как и раньше, составляться по российским стандартам учета.

Во внедрении и продвижении в российскую практику учета МСФО принимают активное участие профессиональные общественные организации.

Общественные организации в России по внедрению МСФО

Общественные организации Основные функции
Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) - некоммерческое партнерство, учрежденное научными и общественными организациями. Создан в 1997 г. С 2001 г. является членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC) Занимается вопросами внедрения в российскую практику учета МСФО. Осуществляет подготовку и аттестацию профессиональных бухгалтеров. Прочие функции.
Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ) - неправительственная некоммерческая организация, в которую входят представители российских министерств и ведомств. Создан в 1998 г. Координирует и контролирует выполнение Программы, осуществляет техническую помощь по внедрению МСФО Выполняет роль связующего звена между СМСФО и регулирующими органами

Таким образом, в России формируется инфраструктура, способствующая продвижению МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

СМСФО (ранее - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)) является независимой профессиональной организацией, цель которой - достижение единообразия принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, используемых предприятиями и организациями всего мира при составлении финансовой отчетности. КМСФО был создан на основании договора, заключенного между профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии, США. С 1983 г. в состав КМСФО входят все профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC). В 2000 г. КМСФО был реформирован и преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

Основной источник дохода СМСФО - это финансовая поддержка профессиональных бухгалтерских организаций, добровольных взносов юридических и физических лиц. Также источником дохода являются поступления от публикаций.

С 2001 г. в СМСФО произошли существенные структурные изменения. В настоящее время структура СМСФО выглядит следующим образом.

Структура Совета по международным стандартам

финансовой отчетности

Попечительский совет Назначает членов правления, консультативного совета, комитета по интерпретациям. Решает вопросы по публикации, распространению, точному применению стандартов. Принимает бюджет правления и проводит анализ его эффективности деятельности. Решает другие организационные и стратегические вопросы
Консультативный совет Вносит в повестку работы правления актуальные проекты, проводит консультации по текущим вопросам Правление Разрабатывает МСФО, утверждает интерпретации. Проводит совместную работу с консультативным советом Комитет по интерпретациям Интерпретирует положения стандартов, которые носят неоднозначное толкование, а также вопросы, не нашедшие отражения в стандартах

В процессе своей работы СМСФО решает следующие задачи:

- разработка единого комплекта стандартов, которые обеспечивают формирование качественной, прозрачной и сопоставимой информации пользователей;

- распространение стандартов в международной практике;

- конвергенция стандартов МСФО и национальных учетных стандартов.

Конвергенция - термин, используемый в экономике для обозначения сближения различных экономических систем.

Одновременно стандарты, выпускаемые СМСФО, были переименованы в международные стандарты финансовой отчетности.

КМСФО - СМСФО

До 2001 г. С 2001 г.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности International Accounting Standards Committee (КМСФО - IASC) Совет по международным стандартам финансовой отчетности -International Accounting Standards Board (СМСФО - IASB)
Международные стандарты учета - International Accounting Standards (МСФО - IAS) Международные стандарты финансовой отчетности - International Financial Reporting Standards (МСФО - IFRS)
Интерпретации МСФО (МСФО - SIC) Интерпретации МСФО (МСФО - IFRIC)

Стандарты, выпущенные КМСФО с 1974 г., нумеровались с цифры 1.

Например, IAS 1 "Представление финансовой отчетности". В дальнейшем в текст стандартов вносились изменения и дополнения, а также некоторые стандарты были отменены. Информация из этих стандартов была перенесена в другие стандарты по смысловой нагрузке. В частности, IAS 4 "Учет амортизации" не действует, но порядок амортизации амортизируемых объектов изложен в стандартах по учету основных средств и нематериальных активов. С 2002 г. стандарты, выпускаемые СМСФО, также нумеруются с цифры 1. Например, IFRS 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности". Таким образом, есть по два первых, вторых и седьмых стандарта. Действующие МСФО представлены в приложении 1.

В целом комплект документов для подготовки финансовой отчетности в формате МСФО состоит из трех частей: раздела "Принципы", стандартов и их интерпретаций.

Комплект документов МСФО

Принципы Стандарты Интерпретации
Основополагающий документ, с учетом положений которого разрабатываются стандарты. В Принципах представлены основополагающие положения и определения, необходимые для подготовки финансовой отчетности В каждом стандарте содержится: - цель; - сфера применения - определения; - признание и оценка объекта учета; - раскрытие информации в финансовой отчетности; - другая необходимая информация Интерпретации принимаются уже после вступления в силу стандарта. Применяются в случае различных толкований или для уточнения отдельных положений стандартов

Комитет по интерпретациям МСФО был создан в 1997 г. Цель его работы заключается в обеспечении сопоставимости финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, путем разъяснения отдельных вопросов по формированию показателей в финансовой отчетности. При этом текст интерпретаций является, по сути, нормативной базой по МСФО наряду со стандартами.

КМСФО владеет авторскими правами на все утвержденные тексты, а утвержденным является опубликованный текст на английском языке. Интерпретации МСФО представлены в приложении 2.

Наши рекомендации