Организация самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Финансовое право»
Самостоятельная работа предполагает изучение студентами рекомендованной обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, сведений в сети «Интернет».
Организуя самостоятельную работу, студентам нужно изучить методические рекомендации по изучению дисциплины, содержащиеся в настоящем учебно-методическом комплексе. В частности, следует обратить внимание на то, что изучению подлежат действующие редакции нормативно-правовых документов (если иное не рекомендовано преподавателем). Поэтому необходимо точно определить, какие изменения были внесены в соответствующий документ, когда изменения вступили в силу.
Помимо литературы, рекомендованной к использованию настоящим учебно-методическим комплексом, а также преподавателем на консультации, студент может самостоятельно осуществить подбор материала по изучаемой теме. В этих целях следует изучить научные работы по заданной тематике, опубликованные в периодических изданиях, и монографии. Статьи, посвященные проблемам финансового права, могут размещаться как в юридических журналах общей направленности («Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Государство и право», «Коллегия» и др.), так и в специализированных журналах - «Финансовое право», «Налоги и финансовое право», «Аудиторские ведомости», «Банковское право», «Все о налогах» и др. Кроме того, отдельные вопросы применения норм финансового права освещаются в журналах «Аудит и налогообложение», «Бюджетные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», «Ваш налоговый адвокат», «Налоговед», «Главбух», «Налоговые споры», «Налоговые споры: теория и практика», «Налоговая политика и практика», «Российский налоговый курьер», «Расчет», «Московский бухгалтер», газетах «Учет. Налоги. Право», «Налоги», «Финансовая газета», «Финансовая газета. Региональный выпуск». Материалы, опубликованные в перечисленных изданиях, также размещаются в базе Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Интересные исследования теории финансового права содержатся в Ежегоднике Международной ассоциации финансового права, куда включаются научные работы как российских, так и зарубежных ученых. С указанным изданием можно ознакомиться на кафедре финансового права Российской академии правосудия.
Проблематика пропедевтики финансового права, а также вопросы применения финансово-правовых норм содержатся в материалах, публикуемым по итогам научных конференций, которые периодически проводятся в Российской академии правосудия, в Московском государственном университете им. Ломоносова, в Саратовской государственной академии права, а также в других российских и зарубежных вузах. Информацию о материалах, опубликованных по итогам научных и научно-практических конференций можно получить на консультации у преподавателя.
Глубокое исследование российского финансового права также требует изучения правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях и определениях. Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются в официальном издании «Вестник Конституционного Суда РФ», «Собрании законодательства Российской Федерации»; в наиболее полном объеме они представлены в Справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».
Студентам для понимания сущности и причин тех или иных изменений в финансовом законодательстве имеет смысл ознакомиться с программными документами, в которых изложены основные направления, цели и задачи государственной политики в стране. Интерес представляют как реализованные программы, так и те, которые по каким-либо причинам не были исполнены либо находятся в стадии реализации. К таким программным документам можно отнести ежегодные послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации, ежегодные бюджетные послания Президента Российской Федерации, различные программы, разработанные Правительством Российской Федерации как в сфере финансовой деятельности (Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ № 888 от 21.12.2001; Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная Постановлением Правительства РФ № 584 от 15.08.01 и др.), так и в других направления деятельности государства (например, Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ № 740 от 08.12.2005; Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2012 годы, утв. Постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001).
Также перспективы изменений в политике государства можно отследить путем ознакомления с проектами законов в интересующей сфере государственной деятельности, в том числе представляет интерес паспорта законопроектов, содержащие пояснительные записки к законопроектам и его финансово-экономические обоснования. Проекты федеральных законов (с паспортами) включены в Справочно-правовую систему «КонсультантПлюс».
Основные направления государственной политики также могут быть обозначены в выступлениях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, иных официальных лиц, которые публикуются в официальных изданиях, иной периодике, а также размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.
По некоторым спорным вопросам финансового и в особенности налогового права полезно узнать позицию уполномоченных государственных органов, в частности, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Банка России. Мнение перечисленных органов содержится в официальных письмах и разъяснениях, которые также входят в базу данных Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», в информации, размещаемой на официальных сайтах соответствующих органов власти, в выступлениях их официальных представителей.
Практика применения норм финансового права воплощена в судебных документах. С позицией высших судебных инстанций - Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации - по спорным и сложным вопросам применения норм финансового права можно ознакомиться, изучив постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения Верховного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Указанные документы публикуются в официальных изданиях высших судебных инстанций - «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», а также размещаются на официальных сайтах указанных судов, в Справочно-правовой системе «КонсультантПлюс». В базе данных Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» размещаются и постановления окружных федеральных арбитражных судов, которые также представляют интерес для изучения практики применения норм финансового права. Кроме того, Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» включает обзоры судебной практики, которые позволяют ознакомиться с наиболее интересными решениями, принятыми судами по вопросам применения норм финансового права.
Ресурсы сети «Интернет», рекомендуемые для использования в процессе самостоятельной работы студентов при самостоятельной работе по учебной дисциплине «Финансовое право»: сервер органов государственной власти российской Федерации «Официальная Россия» (www.gov.ru), официальные сайты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (www.cou№cil.gov.ru), Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации (www.duma.gov.ru), Счетной Палаты Российской Федерации (www.ach.gov.ru), Президента Российской Федерации(http://president.kremlin.ru), Конституционного Суда Российской Федерации (ks.rfnet.ru), Верховного суда Российской Федерации (www.supcourt.ru), Высшего арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru), Банка России (www.cbr.ru), официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации (www.government.gov.ru), официальные сайты Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru), Федерального казначейства (www.roskazna.ru), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (www.rosfinnadzor.ru), Федеральной налоговой службы Российской Федерации (www.nalog.ru), Федеральной таможенной службы Российской Федерации (www.customs.ru), Фонда социального страхования Российской Федерации (www.fss.ru), Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru), Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (www.ffoms.ru).
По некоторым темам рефератов и научных докладов может потребоваться изучения законодательства о региональных финансах. В этом случае студенты для ознакомления с законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с актами органом местного самоуправления могут воспользоваться Справочно-правовой системой «КонсультантПлюс:СводноеРегиональноеЗаконодательство», а также официальными изданиями региональных органов власти («Вестник Мэра и Правительства Москвы», газеты «Тверская 13», «Ежедневные новости. Подмосковье», «Подмосковье. Неделя»). Кроме того, могут представлять интерес Интернет-ресуры, содержащие информацию о финансовой деятельности органов власти субъектов Российской Федерации (см., например официальный сервер Правительства Москвы (www.mos.ru), портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и др.).
Анализ работы территориальных подразделений федеральных финансовых органов в различных субъектах Российской Федерации показывает, что на практике содержание, методы и результаты региональной финансовой деятельности имеют отличия. Поэтому для того, чтобы изучить опыт работы федеральных финансовых органов на местах, в отдельных регионах, провести его анализ с целью обобщения правоприменительной практики и выработки рекомендаций по ее дальнейшему совершенствованию, необходимо обратиться к сети «Интернет». В частности, можно обратиться к официальным сайтам территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (например, Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (www.r50.nalog.ru), Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве (www.mosnalog.ru) и др. Как правило, для того, чтобы найти сайты территориальных подразделений достаточно обратиться к официальному сайту федерального органа исполнительной власти, где указываются данные, в том числе и Интернет-портал, его территориальных подразделений.
Для того чтобы выводы, сделанные по результатам самостоятельной научной работы студентов, были более убедительными, целесообразно подкреплять их данными статистических исследований. Статистика содержит информацию об итогах финансовой деятельности государства в цифрах. Эти данные могут размещаться в периодических печатных изданиях, а также в сети «Интернет», в том числе – на официальных сайтах органов власти. Например, на официальном сайте Федерального казначейства размещены отчеты об исполнении федерального бюджета.
Также всегда представляют интерес исторические исследования в области финансового права. Поэтому в процессе самостоятельной работы студенты могут ознакомиться с историческим аспектом науки финансового права и практики финансовой деятельности, изучив следующие книги: «История финансового законодательства России: Учебное пособие» (Отв. ред. И.В. Рукавишникова. М., 2003), Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. «Очерки истории права российской империи (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)» (М., 2006), книги из серии «Золотые страницы финансового права России». При работе в этом направлении большую помощь могут оказать библиографические издания, в частности книга К.С. Бельского «Финансовое право» (М., 1994). К сожалению, на настоящий момент полных собраний библиографии по финансовому праву нет.
Чтобы сформулировать рекомендации по совершенствованию отечественного финансового законодательства целесообразно ознакомиться с опытом зарубежным стран в области финансовой деятельности. Для этого студенты могут обратиться к изучению следующих трудов: Кучеров И.И. «Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций» (М., 2003), Толстопятенко Г.П. «Европейское налоговое право: Сравнительно-правовое исследование» (М., 2001), Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. «Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: Учебное пособие» (М., 2002), Александров И.М. «Налоговые системы России и зарубежных стран» (М., 2002), Козырин А. «Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики» (М., 1993), «Налоги в развитых странах» / Под ред. И.Г. Русаковой. (М., 1991). Кроме того, в настоящее время издано значительное количество научных трудов (как в форме монографий, так и в форме статей), посвященным вопросам налогообложения в отдельных зарубежных государствах.
В процессе самостоятельной работы студентам следует в полной мере использовать возможности нормативных баз данных. В частности, в Справочно-правовой системе «КонультантПлюс» возможен подбор материалов (как нормативно-правовых актов, так и публикаций) по заданной тематике путем использования функции «Поиск по правовому навигатору». Также при изучении отдельного правового документа или отдельной статьи нормативно-правового документа можно получить дополнительную информацию, используя функцию «полезные связи» (на левом поле документа информация о полезных связях отмечена значком «i»). С помощью этой функции отслеживается тематическая связь изучаемого документа с другими документами информационного массива, что позволяет наиболее полным образом анализировать проблему. Кроме того, Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» включает обзоры новых и измененных документов, в частности – изменений налогового законодательства, что упрощает процедуру отслеживания оперативной информации.
Результатом самостоятельной работы студентов может быть реферат, научный доклад для выступления на семинарском занятии или на конференции.
Реферат (научный доклад) преследует цели приобретения опыта самостоятельного изучения студентом нормативных правовых актов, научной литературы, справочного и практического материала, а также опыта публичных выступлений с обоснованием своих выводов перед аудиторией. Научный доклад должен способствовать пробуждению у студентов интереса к научным исследованиям, закреплению и углублению знаний, полученных во время обучения.
Выбор темы реферата (научного доклада) осуществляется в соответствии со своими научными интересами на основе прослушанного курса лекций, после ознакомления с содержанием учебника и дополнительной литературой. Помимо предложенных тем студент может самостоятельно сформулировать тему интересующего его направления и согласовать с научным руководителем.
Тема реферата (научного доклада) может быть выбрана как основа дипломной работы.
Общими требованиями к реферату (научному докладу) является:
- четкость построения работы;
- логическая последовательность в изложении материала;
- необходимая полнота, точность и ясность формулировок, отвечающих названию темы, целям и задачам исследования.
Начинать работу над рефератом (научным докладом) следует с изучения литературы по выбранной теме, определения проблем и дискуссионных вопросов. На основе этого составляется план работы. План составляется таким образом, чтобы каждый его пункт раскрывал один из вопросов темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком; план обязательно содержит такие разделы как «Введение» и «Заключение». Во введении автор обосновывает актуальность темы, обозначив круг составляющих ее проблем, определяет задачу работы, указывает основные научные труды, посвященные выбранной теме. В заключении автор помещает основные выводы, к которым приходит в результате исследования. В качестве выводов могут быть сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.
Общий объем реферата (научного доклада) – не более 10 страниц машинописного текста на бумаге формата А4, шрифт 14, интервал 1,5. Первая страница – обложка, вторая страница - план работы. Используемые цитаты должны иметь ссылки на источники. В конце оформляется список используемой литературы и нормативных актов в соответствии с принятыми правилами.
Реферат (научный доклад) является авторским произведением и должен свидетельствовать о знании по выбранной теме основной проблематики, публикаций и нормативных актов; отражать точку зрения автора на спорные вопросы, изученные при подготовке реферата (научного доклада); демонстрировать умение автора осмысливать правовые явления на основе теоретических знаний и анализа практического материала.
По завершении работа редактируется, аккуратно оформляется, на последней странице текста ставится число и личная подпись. Преподаватель как научный руководитель, прочитав работу, оценивает ее или возвращает на доработку.
По результатам проверки преподаватель с учетом актуальности и качества подготовки реферата присваивает ему статус научного доклада и рекомендует его для сообщения на конференции, которая проводится в рамках семинара (при необходимости преподаватель может назначить другое время проведения конференции). Время научного доклада – не более 10 мин. После окончания выступления сообщение обсуждается посредством проведения дискуссии, где автор отвечает на вопросы, отстаивает выдвинутые положения. Время, отведенное на дискуссию – не более 5 минут. На конференции обязаны присутствовать все студенты учебной группы.
Задания для самостоятельной работы прилагаются к настоящему учебно-методическому комплексу.