Внедрение современных методов управления оборотным капиталом ТД «Барис»

В этой главе рассмотрим основные направления по улучшению управления оборотным капиталом ТД «Барис».

По нашему мнению, на предприятии необходимо прилагать значительные усилия в целях повышения сохранности и эффективности использования оборотных средств путем осуществления следующих мероприятий.

- Ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет уменьшения товарных остатков и роста выручки от реализации.

- Максимальное использование собственных ресурсов для финансирования текущей деятельности.

- Выбор наиболее приемлемых и рациональных форм расчетов с покупателями и поставщиками.

- Управление дебиторской задолженностью через системы стандартов кредитоспособности, резервов по сомнительным долгам, сбора платежей и скидок. Применение секьютиризации и факторинга.

- Повышения уровня квалификации работников предприятия.

- Эффективное использование временно свободных оборотных средств. Размещение денежных средств в финансовые инструменты

- Составление и контроль за исполнением финансовых планов. Введение формальных критериев эффективности использования оборотных средств.

Реализация этих мероприятий возможна только с использованием научно- обоснованных методов управления оборотным капиталом.

Учитывая все недостатки деятельности базы и ее проблемы в настоящее время, мы думаем, что большое внимание необходимо уделить более тщательному процессу нормирования оборотных средств, в частности такому важному элементу как товары для перепродажи. При этом использовать прямой метод счета отдельно по каждой группе товаров, что даст нам наиболее точный и обоснованный норматив.

Суть прямого (технико-экономического) метода состоит в том, что расчет норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).

Рассмотрим расчет норматива для оптовых складов по группе – влажные салфетки.

Формула потоварных норм запаса имеет вид

Н = П + З + ½ Т + Г,

где Н – норма товарных запасов;

П – время на приемку и подготовку товаров к продаже;

З – рабочий запас;

Т – запас до следующего завоза товаров;

Г – гарантийный запас.

Имеются следующие данные:

время на приемку и подготовку бытовой химии к отпуску в розничные магазины – 1 день;

на складе их хранится 8 разновидностей, при средней цене одной разновидности 12,5 рублей Это значит, что представительный ассортиментный набор (ПАН ) равен 100 рублей (12,5 * 8). Однодневный оборот по отпуску (продаже ) – Об- составляет 6647 рублей .

Рабочий запас = ( ПАН + Об ) / Об = (100 +6647 ) / 6647 = 1,02 дня.(2.3.)

По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяется время ,необходимое для обновления ассортимента. Частота завоза бытовой химии – один раз в месяц. Среднее количество разновидностей, поступивших в одной партии- 5 . Коэффициент комплектности поставок – 0,625 (5 / 8). Частота завоза с учетом комплектности поставок – 48 дней (30 / 0,625), то есть весь ассортимент обновится только после 1,6 поставки товара. В процессе завоза отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма этой части торгового запаса принимается в размере половины частоты завоза товаров и будет равна 24 дней.

Гарантийный (страховой) запас устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – в размере до 100% торгового запаса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) – в размере до 50 % торгового запаса.

В нашем случае гарантийный запас принимается в размере 70 % торгового запаса, т.е. ((1,02 + 24) * 70) / 100 = 17,51 дня.

Норма запаса товаров = 1 + 1,02 + 24 +17,51 = 43,53 дней

Норматив запаса товаров = 43,53 *6647 = 289344 рублей

База производит закупки бытовой химии, товары для дома и т.д.

Рассчитаем на основе следующих данных.

Время на приемку и подготовку к продаже – 0,5 дня.

Имеется 20 разновидностей при средней цене 4500 рублей и однодневном обороте по реализации – 65431,4 рублей.

Частота завоза– 2 раза в месяц. Среднее количество разновидностей, поступивших в одной партии – 10.

Гарантийный запас – 50 % торгового запаса.

Рабочий запас = ((20 * 4500) + 65431,4 ) / 65431,4 = 2,4 дня

Коэффициент комплектности поставок = 10/ 20 = 0,5

Частота завоза с учетом комплектности = 15 / 0,5 = 30 дней

Гарантийный запас = ((2,4 + 15) * 50) /100 = 9,2 дня

Норма запаса = 0,5 + 2,4 + 15 + 9,2 = 27,1 день

Норматив запаса товаров = 27,1 * 65431,4 = 1 773 190,94 рублей.

Таким образом, для бесперебойного отпуска с оптового склада и дальнейшей продажи в розничных магазинах бытовой химии необходимо иметь запасы на сумму 289 тыс.руб.и 1 773 тыс. руб., соответственно. Также эти данные служат для обоснования заказа на закупку на предстоящий период.

Рассчитывая аналогичным образом нормативы остатков по остальным группам товаров, затем суммируя данные мы определили общий норматив по товаром , который составил 15 430 т.р. С учетом данных представленных в п. 2.3 совокупный норматив оборотных средств равен 15 596 т.р. ( 21,7 + 14 + 130 + 15430 = 15 596 т.р. ). Фактические остатки оборотных средств на конец 2014 г. составили 38555 т.р., в том числе по группе товаров - 29409 т. р. Сравнение фактических данных и предложенного нами норматива можно рассмотреть в таблице 3.1.

При прочих равных условиях, то есть выручка и прибыль не изменятся (165 307 т.р и 6078 т.р., соответственно), планируемая рентабельность оборотного капитала составит 39 %. Расчет :

Рентабельность ОК ,план = ( 6078 / 15596 ) * 100 = 38,97 % = 39 %

В сравнении с фактическими данными 2014 года полученная прибыль на каждый вложенный рубль оборотного капитала возрастет с 18 до 39 копеек, это достаточно приемлемый уровень для торговых организаций.

Коэффициент оборачиваемости = 165307 / 15596 = 10,6 , то есть на 5,5 увеличится количество оборотов за год (10,6 – 5,1 = 5, 5) , а длительность одного оборота уменьшится на 36,6 дня ( 70,6 – ( 360 / 10,6 ) = 36,6 дн.)

Таблица 3.1. - Расчет оборачиваемости оборотных средств по нормативу (в сравнении с 2014 г.)

Показатели 2014 год План (норматив) Изменение Предполагаемая ситуация
1.Выручка от реализации ,т.р. - -
2.Прибыль от реализации, т.р. -
3.Средние обротные ср-ва, т.р -16853

Продолжение таблицы 3.1

4.Число дней в периоде , дн. - -
5.Рентабельность ОК ,% 18,7 20,3
6.Длительность 1 оборота,дн. 70,6 -36,6 -
7.Коэфф.оборачиваемости 5,1 10,6 5,5 -
8.Коэфф.загрузки 0,2 0,09 -0,11 -

Отсюда можно рассчитать финансовый результат от ускорения оборачиваемости, при том же уровне выручки.

Экономия ОС =

= (Выручка ( Об. ОС ,план – Об. ОС 2014 г.)) / 360

= ( 165307 (34 – 70,6 ) ) / 360 = 16806 т.р.

Как видим , на предприятии в результате роста эффективности использования оборотных средств произойдет относительное высвобождения оборотных средств . Финансовый результат от ускорения составит 16806 т.р. Высвобожденные средства можно вложить в торговый оборот , то есть осуществляя новые закупки в больших объемах, либо использовать для расширения деятельности ,приобретая торговые площади и открывая новые торговые точки.

Если база имея остатки оборотных средств в сумме 32449 т.р. ( на конец 2014 г.) и предполагая, что рентабельность составляет 39 % , то предприятие может получить прибыль в размере 12655 т.р. То есть,

Прибыль, план = (32449 * 39 ) /100 = 12 655 т.р.

Используя этот метод расчета потребности для основных, наиболее важных групп товаров можно свести к минимуму необоснованные закупки, которые в последствии увеличивают группу залежалых товаров. Экономический и торговый отделы базы будут иметь возможность более строго, обоснованно заключать договора с поставщиками. Также будут снижаться издержки по хранению на складах.

Можно разработать компьютерную программу расчета аналитических и плановых показателей необходимых для финансового менеджмента.

Необходимо внедрить в процесс планирования модель Уилсона для расчета оптимальной партии поставки товаров. Для этого достаточно просчитать текущие затраты по размещению заказа, доставке и приемке товара за одну партию.

Важной проблемой для предприятий является обеспечение сохранности оборотных средств. В процессе финансового планирования важно определить возможное наличие излишка или недостатка оборотных средств на начало планируемого периода. Для этого сопоставляется сумма ожидаемого (фактического) наличие собственных оборотных средств предприятия на начало планируемого периода с его совокупной потребностью в оборотных средствах. Если плановая потребность превышает сумму собственных оборотных средств предприятия, возникает недостаток собственных оборотных средств. Предприятие, допустившее образование недостатка оборотных средств, могут восполнять его за счёт собственных и временно за счёт заёмных средств.

Если соотношение обратное, возникает излишек собственных оборотных средств, который может служить источником финансирования прироста оборотных средств.

Обеспечение ускорения оборота денежных активов определяет необходимость поиска резервов такого ускорения на предприятии. Основными из этих резервов являются :

а) ускорение инкассации денежных средств ,при котором сокращается остаток денежных активов в кассе;

б) сокращение расчетов наличными деньгами ;

в) сокращение объема расчетов с поставщиками аккредитивов и чеков , так как они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью предварительного их резервирования на специальных счетах в банках.

Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов может быть осуществлено за счет следующих мероприятий:

а) согласования с банком условий текущего хранения остатка денежных средств с выплатой депозитного процента;

б) использования краткосрочных денежных инструментов для временного хранения свободных денежных активов;

в) использование высокодоходных краткосрочных фондовых инструментов для размещения резерва денежных активов, но при условии достаточной их ликвидности на фондовом рынке.[36,с.286]

Также один из современных методов управления оборотным капиталом является отсрочка погашения кредиторской задолженности, естественно, в рамках деловой этики.

Отсрочка выплат денежных средств может помочь заработать больший доход и иметь в распоряжении боль­ше денежных средств. Следует оценить получателя платежа и определить, до какой степени предприятие может разумно оттягивать предельные сроки естественно, без дополнительных финансо­вых расходов и снижения кредитоспособности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях кризисной экономики особенно остро ощущается потребность в методике, которая позволила бы наиболее достоверно оценить финансовое положение хозяйствующих субъектов и повысить кредитоспособность предприятия.

Оборотные средства предприятия выступают в качестве особой экономической категории, так как они имеют специфическое назначение и выражают особые производственные отношения. С помощью данной экономической категории осуществляется движение всей массы предметов потребления и значительной части средств производства – от стадии их производства до поступления к потребителю. Свою роль в повышении эффективности общественного производства оборотные средства способны выполнять в условиях, обеспечивающих определенный уровень их организации.

Анализ основных технико-экономических показателей ООО «ТД Барис» показал, что объем производства в 2014 году увеличился по сравнению с 2012 годом на 186836 тыс. руб., или на 23,1%. Это в основном следствие роста цен, а не увеличение физического объема продукции. Себестоимость в 2014 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 119900 тыс. руб., или 15,6 %. Увеличение себестоимости продукции произошло из-за подъема цен предприятий - производителей.

Рентабельность деятельности предприятия снизилась на 0,1 пункта. Это произошло вследствие уменьшения выручки от реализации продукции, товаров и увеличения себестоимости продукции. Рентабельность деятельности фирмы в 2014 году составила 0,5 %, что является достаточно низким показателем, для данной отрасли.

Также у ООО «ТД Барис» наблюдается высокий уровень финансовой зависимости. Характеризуя ликвидность баланса следует отметить, что за анализируемый период наблюдалось небольшое улучшение финансового состояния, в связи с чем появился платежный излишек.

Для улучшения финансового положения, а, следовательно, и кредитоспособности предприятию необходимо:

Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

1. Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям; необходимо расширить систему авансовых платежей;

2. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся: просроченная задолженность поставщикам и просроченная задолженность покупателей свыше трех месяцев, просроченная задолженность по оплате труда и по платежам в бюджет, внебюджетные фонды. Так несвоевременно погашенные задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами могут привести к значительным штрафным санкциям.

3. Пополнить собственный оборотный капитал.

В настоящее время основные фонды предприятия ООО «ТД Барис» используются всего на 65%. Предприятие имеет простаивающую территорию, находящуюся на базе.

Мероприятием, которое позволит улучшить финансовое состояние предприятия является обустройство и открытие на территории, прилегающей к магазину ООО «ТД Барис» торговых площадей.

Данный вид деятельности будет наиболее прибыльным, так как требует наименьшие затраты.

Дополнительный персонал не требуется, арендная плата будет вноситься путем зачисления на расчетный счет фирмы.

Произведенные расчеты показателей, характеризующих экономическую, коммерческую и бюджетную эффективность показали, что предложенные мероприятия являются высокоэффективным и привлекательным для финансирования.

Наши рекомендации