Сущность и структура оборотных средств, их классификация
Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.
Структура оборотных средств — предстваляет собой удельный вес чтоимости отдельных элементов оборотных средств в общей их стоимости
В состав оборотных средств входят: Оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные производственные фонды включают в себя:
а) производственные запасы – сырье, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, а также хозяйственный инвентарь;
б) незавершенное производство – предметы труда, которые находятся в производстве на разных стадиях обработки в подразделениях предприятия;
в) полуфабрикаты собственного изготовления– предметы труда, обработка которых полностью завершена в одном из подразделений предприятия, но подлежащие дальнейшей обработке в других подразделениях предприятия;
г) расходы будущих периодов, к которым относятся затраты на подготовку и освоение новой продукции, рационализаторство и изобретательство.
Фонды обращения — средства предприятия, функционирующие в сфере обращения;
· готовая продукция отгруженная но не оплаченная;
· товары отгруженные;
· дебиторская задолженность;· денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке.
Классификация оборотных средств:
1) по сферам оборота:
- находящиеся в сфере производства;
- находящиеся в сфере обращения.
2) по источникам формирования и пополнения:
- собственные и приравненные к ним средства – это средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов (прибыль, устойчивые пассивы и др.)
- заемные – кредиты
3) по особенностям планирования:
- нормируемые (готовая продукция, товарные запасы расходы будущих периодов, денежные средства в кассе, прочие активы);
- ненормируемые (товары отгруженные, денежные средства на расчетных счетах и дебиторская задолженность).
Показатели экономической эффективности использования оборотного капитала.
Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность прохождения оборотными средствами отдельных стадий производства и обращения.
Выделяют следующие показатели оборачиваемости оборотных средств:
- коэффициент оборачиваемости;
- продолжительность одного оборота;
- коэффициент загрузки оборотных средств.
1.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (скорость оборота) характеризуется объёмом выручки от реализации продукции приходящуюся на один рубли стоимости оборотных
средств. Расчитываетс как: отношение выручки от продаж к среднегодовой стоимости оборотных средств.
2.Величина обратная коэффициенту оборачиваемости (скорости оборота) показывает размер оборотных средств авансируемых на 1 руб вырукчки от реализации продукции. Это соотношение характеризует степень загрузки средсв в обороте и называется Коэффициент загрузки оборотных средсв. Он расчитывается как отношение среднегодовой стоимости оборотных средств к выручке от реализации продукции.
Чем меньше величина коэффициента загрузки оборотных средств тем эффективнее они используются.
3.Продолжительность одного оборота - число дней за которые оборотные средства проходят все стадии оборотного цикла: (заготовление - производство - реализацию) и возвращаются на предприятие. Расчитывается, как: отношение числа дней за анализируемый период к коэффициенту оборачиваемости.
4.Обобщающим показателем эффективности работы осносновных средств является показательрентабельности основных средств.
Показатель рентабельности характеризует величину прибыли приходящуюся на 1 руб. оборотных средств и отражает финансовую эффективность работы предприятия, т.к. именно оборотные средства обеспечивают оборот всех ресурсов на предприятии.
Повышение ээфективности использования оборотных средств заключается в ускорении их оборачиваемости в результате организации управления оборотными средствами.
Выручка организации и факторы, ее определяющие. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка - полученные организацией за определённый период её функционирования денежные средства или иные материальные блага в основном за счёт реализации своих товаров (работ, услуг) своим клиентам.
На выручку могут влиять следующие факторы:
В сфере производства:
-объём производства;
-качество произведённой продукции;
- ассортимент;
-ритмичность выпуска.
В сфере обращения:
- уровень применяемых цен;
-ритмичность отгрузки;
-своевременное оформление платёжных документов;
-соблюдение договорных условий;
-применяемые формы расчёта.
Факторы не зависящие от деятельности предприятия:
- неплатёжеспособность покупателя;
-нарушение договоров с поставщиками;
-недостатки в работе транспорта.
Существуют два метода плланирования выручки от реализации продукции: Метод прямого счёта и расчётный метод.
Метод прямого счёта: основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объём произведённой продукции приходится на предварительно оформленный объём заказов. В этом случае объём выручки можно расчитать как произведение объёма сопоставимой реализованной продукции и цены реализации.
Основой расчётного метода является объём реализуемой продукции корректируемый на входные и выходные остатки. Выручка от реализации продукции планируется на объём реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию.
Вр.п = О1 + ТП – О2,
где Вр.п – планируемая сумма выручки от реализации продукции;
О1 – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2 – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все составные части расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: О1 – в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; ТП и О2 – в ценах планируемого периода.
Экономическая сущность прибыли, ее виды и условия ее формирования. Распределение прибыли и основные направления ее использованияРаспределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Прибыль - является конечным результатом деятельности любого предприятия комплексно характеризующим эффективность его работы.
Прибыль является основой экономического развития предприятия. Прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.
Виды прибыли и условия её формирования:
1. балансовая прибыль - прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
2. Валовая прибыль - разница между выручкой от реализации товаров и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг; характеризует эффективность производственной деятельности предпрития.
3. Прибыль от продаж - характеризует эффективность основной деятельности предприятия; находится как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов.
4. Прибыль от прочих видов деятеотности - характеризует финансовую деятельность предприятия и расчитывается как разность прочих доходов и прочих расходов.
5.Прибыль до налогообложения- характеризует общий финансовый результат деятельности предприятия и расчитывается, как сумма прибыли от продаж и прибыли от прочих видов деятельности.
6. Бухгалтерская чистая прибыль - конечный результат деятельности любого предприятия ; расчитывается, как разность между налогооблогаемой прибылью и текущим налогом на прибыль.
7. Нераспределённая чиста прибыль - используется на развитие предприятия увеличивая собственный капитал предприятия.
Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
§ прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
§ прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
Прибыль остающаяяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль) распределяется на:
§ Формирование фондов и резервов: фонд накопления (резервный фонд; фонд развития производства; социальный фонд); фонд потребления (фонд материального поощрения; дивидендный фонд)
Важным аспектом распределения прибыли является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.
Автор: MIHAIL на 8:40
57.Система показателей рентабельности и способы их расчета.
Рентабельность (прибыльность)характеризует (отношение) уровень прибыли к авансированному капитылу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности и использование ресурсов предприятия и позволяют соизмерять величину прибыли с масштабом производства, а также с общей суммой затраченных и используемых ресурсов. Они могут быть представлены в форме коэффициентов или процентов.
Рентабельность показывает сумму прибыли полученную на каждый рубль: капитала; активов; доходов; расходов. и т.д.
Выделяют две взаимодополняющие друг друга группы показателей рентабельности:
1. Характеризующие эффективность деятельности организации;
2. Характеризующие эффективность использовани ресурсов.
Показатели характеризующие эффективность деятельности организации: рентабельность реализации (рентабельность расходов по прибыли от продаж) расчитывается, как отношение прибыли от продаж к полной себистоимости; рентабельность валовая = отношение валовой прибыли к выручке; рентабельность продаж по прибыли от продаж= отношение прибыли от продаж к выручке;норма прибыли(рентабельность продаж по прибыли до налогообложения) = отношение налогооблогаемой прибыли к выручке.
Основные показатели характеризующие эффективность использования ресурсов:
Рентабельность активов по прибыли до на логообложения или по чистой прибыли определяется как отношение налогооблогаемой или чистой прибыли соответственно к среднегодовой стоимости активов;
Рентабельность собственного капиталаотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала; Рентабельность оборотных активов по прибыли от продаж и по чистой прибыли; Рентабельность производственных фондов по прибыли от продаж.
В российской практике рентабельность реализации (рентабельность расходов по обычным видам деятельности по прибыли от продаж) считается нормальной если её величина превышает уровень инфляции отчётного периода; рентабельность собственного капитала считается нормальной если её величина превышает среднерыночную ставку по депозитам в отчётном периоде; рентабельность активов считается нормальной если её величина выше учётной ставки ЦБ РФ.
58. Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения.
Главная цель финансового планированияна современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также в балансировании потребности в финансовых ресурсах и источников их формирования.
Задачами финансового планирования являются:
· определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их эффективного использования;
· определение рациональной структуры и объема источников финансирования;
· балансирование предполагаемых поступлений и расходов денежных средств;
· оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;
· предоставление информации для оценки эффективности инвестиционных проектов.
Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов.
Бюджетирование– это процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы руководства предприятий (корпораций), и в первую очередь производственные и маркетинговые планы.
Цель бюджетирования – обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям.Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности фирмы
Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:
-установление объектов бюджетирования;
-обеспечение текущего планирования;
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение требований законодательства и заключенных контрактов.
-разработка системы бюджетов – операционных и финансовых;
-расчет соответствующих показателей бюджетов;
-вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
-расчет величины внутреннего и внешнего финансирования; выявление резервов дополнительного привлечения средств;
-прогноз доходов и расходов, а также капитала предприятия на предстоящий период (квартал, год).
Таким образом, бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
59. Виды финансовых планов, их сущность и содержание.
Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.
Финансовые планы делятся на:
- перспективные (стратегические) – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации, обычно составляются на 3 года и более;
В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:
1. Инвестиционная политика предприятия:
· политика финансирования основных средств;
· политика финансирования нематериальных активов;
· политика в области долгосрочных финансовых вложений.
2. Управление оборотным капиталом:
· управление денежными средствами;
· управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия);
· управление запасами.
3. Дивидендная политика предприятия.
4. Финансовые прогнозы:
· прогноз доходов предприятия;
· прогноз расходов;
· общая потребность в капитале;
· бюджет денежных средств.
5. Учетная политика предприятия.
6. Система управленческого контроля.
- текущие (административные) – это тактические планы развития (среднесрочные планы). Годовой план разрабатывается на основе показателей стратегического плана. В нем детализируют доходные и расходные статьи;
- оперативные – это тактические планы, которые прямо связаны с достижением целей фирмы (планы производства, план закупки сырья и материалов и т. п). Предполагает составление платежного календаря, обычно на месяц с подекадной разбивкой.
Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.
60.Отраслевые особенности финансов организаций.
В качестве иллюстрации отраслевых особенностей организациифинансов выбраны четыре отрасли: сельское хозяйство, транспорт,торговля и строительство.
Отличительной чертой сельскохозяйственного производства является сезонный характер. Получение выручки от реализациипродукции распределяется неравномерно в течение года. Поэтому возможна нехватка оборотного капитала, которая восполняется заемными средствами.
Существенные отличия в организации финансов предприятий сельского хозяйства обусловлены особенностями экономики сельскохозяйственного производства. Главным средством производства в этой отрасли является земля, которая не амортизируется. В то же время различия в уровне плодородия, природно-климатических и географических условиях формируют у сельскохозяйственных предприятий дифференцированный доход (ренту). В составе производственных фондов значительное место занимает продуктивный и рабочий скот, многолетние насаждения. На продуктивный скот амортизация не начисляется, таким образом, его стоимость не переносится на себестоимость продукции. Существенной чертой сельского хозяйства является самовоспроизводство. Значительная часть сельскохозяйственной продукции не реализуется, а используется внутри хозяйства: молодняк животных, семена и саженцы растений, корма для животных, навоз для удобрения полей. Эта часть продукции не входит в состав товарной продукции и не принимает денежную форму, являясь лишь внутрихозяйственным оборотом. Сельскохозяйственное производство характеризуется длительным циклом, что обусловливает потребность в большом оборотном капитале. Основным источником оборотных средств становятся заемные средства. А заемные средства всегда платные и подлежат возврату в заранее оговоренный срок. Но возврат заемных средств усугубляется отсутствием гарантии получения урожая и, как следствие, выручки. Возникает проблема страхования будущего урожая от погодных условий, вредителей и т. п.
При определении потребности в оборотных средствах без установления норм запаса в днях чаще всего применяется метод прямого счета и коэффициентный метод. При планировании оборотного капитала следует учитывать нормы страхового запаса. Большой удельный вес в оборотных средствах занимает элемент «Незавершенное производство». К незавершенному производству относятся затраты под урожай будущего года. Этот элемент можно рассчитать исходя из нормы затрат на 1 га пашни.
Главная особенностьотрасли «Транспорт»заключается в том,что этой отрасли чуждо понятие «готовая продукция». Здесь процесс производства и процесс реализации совпадают во времени,что обусловливает и особенные подходы к организации финансов.
Отрасль «Транспорт» состоит из подотраслей «Автомобильный транспорт», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», «Железнодорожный транспорт». Предмет деятельности на транспорте — перевозка, товаром является сам производственный процесс. Продолжительность производственно-коммерческого цикла имеет значительный разброс от нескольких часов (автомобильный, воздушный транспорт) до нескольких недель и даже месяцев (речной и морской транспорт). Планирование потребности в оборотных средствах осуществляется исходя из длительности производственно-коммерческого цикла по типам перевозок. По перевозкам не планируется элемент «Готовая продукция». Главным источником формирования оборотного капитала являются авансы заказчиков. Основой формирования выручки от реализации являются тарифы на перевозки. Большая часть тарифов, как правило, на пассажирские перевозки устанавливается или контролируется властными органами федерального, регионального или местного уровня. В себестоимости перевозок большую долю составляют затраты на оплату труда с начислениями и амортизация основных средств. Значительны затраты по содержанию транспортных средств и потребляемых видов топлива и энергии. Признание выручки от реализации осуществляется методом начисления по факту отгрузки (передачи) товара (работы, услуги) покупателю (заказчику).
Торговая отрасльзависит от формы торговли —оптовая или розничная. Нужно учесть, что предприятие торговлиможет торговать не только собственным товаром, но комиссионным, т. е. взятым на комиссию. В этом случае не требуются большие оборотные средства для закупки товаров. В этой отраслиболее высокая скорость оборота оборотных средств по сравнениюс промышленностью.
Отрасль «Торговля» является прямым продолжением процесса производства. Организации торговли осуществляют свою деятельность в сфере обращения, способствуя завершению оборота товара (продукции). Торговля оказывает непосредственное воздействие на экономику страны, ускоряя оборачиваемость, выполняя важную функцию доведения товаров от производителя до непосредственного потребителя. Торговля не создает новой стоимости, а участвует в перераспределении прибавочного продукта, созданного в процессе производства товаров. Торговая наценка, покрывающая затраты и создающая прибыль торговых организаций, не что иное, как часть прибавочной стоимости, перераспределенной от производителя товара к посреднику (торговле), равноправному участнику производственно- коммерческого цикла. Особенность планирования потребности в оборотном капитале в торговле состоит в отсутствии элементов «Незавершенное производство» и «Готовая продукция». Основная потребность в оборотных средствах падает на элемент «Запасы». По товарным запасам устанавливается норма запасов в днях, которая складывается из времени пребывания товара в форме торгового запаса на складе и в торговом зале, времени пребывания в пути (при условии доставки до покупателя), времени приемки товара, времени пребывания товара в форме гарантийного (страхового) запаса. Плановая потребность в оборотных средствах определяется путем умножения дней запаса на стоимость однодневного оборота. Отличительная черта торговли — быстрая оборачиваемость средств, в розничной торговле — отсутствие дебиторской задолженности. Основной статьей расходов является приобретение товаров для перепродажи. Приобретенные товары поступают в собственность торговых предприятий и продаются по ценам, установленным самой торговой организацией.
Торговая организация несет расходы по обеспечению процесса торговли. Эти расходы называют также издержками обращения. Основная часть издержек обращения — это расходы на оплату труда торговых работников с начислениями. Значительный удельный вес занимают амортизация основных фондов, аренда помещений. В издержки обращения входят также расходы на перевозку товаров, на хранение, подработку и упаковку товаров, потерю товаров при перевозке, хранении и реализации. Последние должны учитываться в разрезе установленных норм естественной убыли и сверх этих норм. Сверхнормативные потери не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Предприятиям строительной отрасли, присуща медленная оборачиваемость средств. Для этойотрасли характерна большая продолжительность одного производственно-коммерческого цикла. Поэтому так же, как и сельскомухозяйству, этой отрасли требуются значительные инвестиции и заемные средства.
Строительные или подрядные организации осуществляют свою деятельность на договорных условиях по заказу инвестора, за счет которых и выполняются работы по строительству (реконструкции, ремонту) объектов. Таким образом, в строительном процессе участвуют два вида финансов: финансы заказчика (инвестора) и финансы подрядчика. Финансы инвестора представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконструируемые, расширяемые или модернизируемые основные средства, а также для наделения вновь создаваемых и расширяемых производств оборотными средствами.
Финансы подрядных организаций организуются в основном так же, как и финансы промышленности. Тем не менее специфика производственно-коммерческого цикла обусловливает некоторые особенности организации финансов строительства. Существенность в управлении финансами подрядных организаций создает длительность производственного цикла, а также необходимость в передаче готового объекта заказчику по особому законодательно установленному порядку. Процесс передачи объекта не всегда завершается подписанием акта государственной приемки или приемки-передачи. Чаще после подписания акта подрядные организации приступают к устранению недоделок (в основном, за свой счет), на что также расходуются время и средства, хотя объект считается завершенным. Учитывая длительность производственно-коммерческого цикла в отрасли, потребность в оборотных средствах в строительстве очень велика. В основном она покрывается за счет авансов заказчиков (инвесторов), а также за счет долгосрочных кредитов банков.
Собственный оборотный капитал в строительстве, как правило, невелик и не имеет тенденции к росту. Для ускорения оборачиваемости оборотного капитала в строительстве рекомендуется равномерная по месяцам и годам закладка новых объектов (задел) и, соответственно, сдача готовых объектов. Полностью ликвидировать неравномерность в потребности в оборотных средствах вряд ли возможно, однако следует максимально стремиться к этому.