Бюджет капитальных вложений

Данный бюджет — разновидность инвестиционного бюджета, позволяющая сгруппировать расходы, связанные с приобретением или созданием материальных и нематериальных необоротных активов (оборудования, зданий, сооружений, программного обеспечения и т. п.).

Если у предприятия имеет место более серьезная инвестиционная деятельность, то в таком случае ему необходимо составлять инвестиционный бюджет.

Инвестиционный бюджет представляет собой затраты как для начала бизнеса в виде различных стартовых затрат, так и затрат под новые проекты в ходе деятельности предприятия.

При составлении инвестиционного бюджета необходимо разделять денежную и неденежную (физическую) часть инвестиционных затрат.

Денежная часть — это затраты, финансируемые за счет внешних или внутренних источников денежных средств бизнеса и поэтому составляют часть бюджета движения денежных средств.

Неденежная часть — это затраты на машины, оборудование, строительство и т. д., которые вносятся в бизнес учредителями, партнерами, инвесторами, вышестоящими структурами в натуральном виде.

КРЕДИТНЫЙ ПЛАН

В первоначальном варианте кредитный план может составляться после разработки инвестиционного бюджета, когда становится понятным объем средств, который необходимо предприятию привлечь извне.

При этом определяется размер кредита, вероятная процентная ставка за кредит, условия возврата или погашения (с какого месяца, какими частями).

Окончательный вариант кредитного плана составляется после разработки бюджета движения денежных средств, когда станут ясны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на пополнение оборотных средств.

Что касается формата кредитного плана, то здесь можно сказать, что он зависит от вида и разнообразия кредитных средств, которые привлекает предприятие.

НАЛОГОВЫЙ БЮДЖЕТ

Бюджет по налогам эффективен только в рамках существующей системы бюджетирования.

Связка бюджета по налогам с бюджетом движения денежных средств (БДДС) позволит построить БДДС таким образом, чтобы ко времени уплаты налогов у предприятия было достаточно денег и чтобы деньги, ушедшие по налоговым платежам, не были слишком «дорогими».

Последовательность составления налогового бюджета:

1.Сначала систематизируется вся информация о налогах. То есть считаются по каждому налогу суммы, начисленные за плановый период.

2.Далее рассчитывается налоговое бремя предприятия(это отношение суммы всех уплаченных за анализируемый период времени налогов к налогооблагаемой базе — выручке). Налоговое бремя — это индикатор, который показывает, какая часть выручки потрачена на выплату налогов..

3.Определяется коэффициент эластичности налогов.Он показывает, как изменится величина того или иного налога при изменении налогооблагаемой базы на 1 %. Это дает возможность определить, какие из налогов наиболее «чувствительны» к изменению налогооблагаемой базы.

4.Производится оптимизация налоговых отчислений.

5.Составляется налоговый календарь,в котором указывается, когда и какие налоги должно заплатить предприятие. Это позволит избежать просрочек и пени.

6.Строится налоговый бюджетна основании объемов реализации, объемов оказанных услуг и платежей. Вся эта информация есть в системе бюджетирования.

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Самый последний в перечне операционных бюджетов — это бюджет изменения дебиторской и кредиторской задолженности.

Формат этого бюджета задан таким образом, что позволяет планировать и отслеживать размер и изменение дебиторской и кредиторской задолженности как в целом по предприятию, так и по каждому бизнес-направлению. Да еще и внутри каждого направления в разрезе контрагентов — дебиторов и кредиторов.

Аналитика этого бюджета дает информацию о том, за что образовалась задолженность, остаток суммы на начало планируемого периода, увеличение или уменьшение задолженности в течение периода, остаток на конец и абсолютную величину самого увеличения или уменьшения.

Для формирования этой бюджетной таблицы остаток сумм задолженностей на начало периода берется из данных учета.

БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

(прогноз отчета о прибылях и убытках)

Бюджет доходов и расходов (БДиР), или прибылей и убытков — это план финансовых результатов.

Назначение данного бюджета — показать соотношение всех доходов от реализации по фактически отгруженной потребителям продукции или оказанным услугам в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие, связанными с получением доходов и с выделением наиболее важных статей расходов.

Важно! Выручку от реализации в БДиР не путать с поступлением денежных средств за поставленную продукцию.

Основной смысл БДиР— показать руководству, будет прибыль или нет.

Наши рекомендации