В 20. Структура и принципы построения финансовой системы Франции
Финансовая система Франции включает в себя три звена:
• бюджетную систему;
• специальные фонды;
• финансы государственного сектора.
Государственный бюджет Францииявляется основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.
Доходы и расходы бюджета центрального правительства делятся на две части:
• операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы и составляют 90%;
• операции временного характера (кредитные операции) — 10%.
Вторым звеном финансовой системы Франции являются специальные фонды,представляющие собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся:
• специальные счета казначейства;
• присоединенные бюджеты;
• фонды финансово-кредитных учреждений;
• социальные фонды
Специальные счета казначействаоткрываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. Около 80% приходится на кредитные операции. В середине 1980-х гг. насчитывалось 20 таких счетов, среди которых крупнейшим являлся фонд экономического и социального развития, созданный в 1955 г. Он предоставлял кредиты (на 3—5 лет) национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. С 1982 г. расширилось также финансирование в форме субсидий на цели регионального развития. Этим занимался специальный фонд промышленной адаптации, возникший в 1978 г. Он предоставляет субсидии частным предприятиям в районах, переживающих экономические трудности. Значительная часть средств специальных счетов используется на военные цели.
Присоединенные бюджетыимеют организации, пользующиеся финансовой автономией. Они включаются в государственный (консолидированный) бюджет, но проходят лишь по разделу операций окончательного характера. Расходы каждого присоединенного бюджета имеют закрепленные за ним доходы. Наиболее крупными из присоединенных бюджетов являются бюджеты почты, телеграфа, телефона и службы сельскохозяйственных социальных пособий.
Фонды финансово-кредитных учрежденийобладают правами юридических лиц. К ним относятся фонды банка Франции, государственных страховых обществ, коммерческих банков, депозитно-сохранной кассы. Особое место занимает конъюнктурный фонд, созданный для регулирования экономики. Он используется в зависимости от экономического положения страны.
Социальные фондыохватывают фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству, пенсионный фонд, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным и некоторые другие. Эти фонды автономны и не включаются в государственный бюджет. Источником их средств являются взносы предпринимателей (около 60%), застрахованных (около 18%), поступления государства (20%), а также прочие доходы. Центральное место в социальных фондах занимает пенсионный фонд, предназначенный для выплаты пенсий по старости. На его долю приходится около 40% всех расходов.
В 21. Состав и общая характеристика звеньев сферы
государственных и местных финансов в финансовой системе Франции.
Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государств. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты. Доходы бюджета: - прямые налоги 36% - косвенные налоги 59,2% - неналоговые поступления 4,8% главными доходами бюджета являются налоги. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую роль. В стране действуют три вида косвенных налогов (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлежит универсальному акцизу – налогу с оборота, который функционирует как НДС.
СТРУКТУРА МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ
Местный бюджет
Финансы местных общ. организаций
Специальные фонды
Финансы местных предприятий
Главная роль в местных финансах Франции принадлежит местным бюджетам. Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.
Основные разновидности местных бюджетов Франции:
- бюджеты различных местных коллективов
- бюджеты территориальных коллективов (бюджеты регионов, департаментов и комунн), а также их объединений: городских сообществ, районов, синдикатов
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных гос. затрат.
Доходами местных органов власти являются собственные (налоги и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. Решающее значение, как и в государственном бюджете, принадлежит косвенным налогам . основным косвенным налогом выступает надбавка к налогу на добавленную стоимость, которая обеспечивает более 40% всех налоговых поступлений . среди местных налогов действуют: два поземельных налога, налог на жилые строения. Налог на профессию, взимаемый с любого лица, осуществляющего торгово-промышленную деятельность и ряд других.
Недостаток финансовых ресурсов вызывает необходимость привлечения дополнительных средств. Государство предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий) и на капстроительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.