Порядок и последовательность составления бюджета продаж
1. Определить объем продаж по каждому продукту, товару, услуге в натуральном выражении за 1-й месяц бюджетного периода.
2.Определить цену продажи для каждого продукта за 1-й месяц.
3.Умножив объем на цену, получить объем продаж для каждого продукта, за 1-й месяц.
4.Определить возможную динамику сбыта и динамику цен до конца бюджетного периода по каждому продукту, товару.
5.Просчитать динамику объемов продаж но месяцам и на весь бюджетный период по всем продуктам и товарам.
6.Составить график поступлений денежный средств.
БЮДЖЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Бюджет коммерческих расходов целесообразно составлять одновременнос бюджетом продаж.
Назначение бюджета коммерческих продаж — как можно точнее определить затраты на продвижение и реализацию продукта на рынке.
К коммерческим расходам также относятся:
—маркетинг и реклама;
—заработная плата сбытового персонала, как постоянная, так и переменная часть;
—командировочные и представительские;
—комиссионные посредникам;
—доставка собственным транспортом или другими каналами (ж/д, автолюксы и др.);
—премиальные;
—упаковка и др.
БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА
Бюджет производства— это производственная программа (для производственных предприятий), которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в предстоящем бюджетном периоде (в натуральных показателях). Для торговых предприятий — это план закупок товара для последующей перепродажи.
Бюджет производстваопирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Для определения объемов производства или закупокнеобходимо знать общий объем продаж и его динамику внутри бюджетного периода (года) и установить такие целевые нормативы, как товарные остатки и запас готовой продукции на начало и конец каждого месяца внутри бюджетного периода и на конец года.
Если рассматривать запасы с точки зрения годового бюджета, то здесь существует такое правило: запасы готовой продукции на начало месяца всегда равны конечному запасу предыдущего месяца, а запасы на конец года равны запасам на конец декабря.
БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ НА МАТЕРИАЛЫ
Назначение этого бюджета — определить затраты сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других продуктов, необходимых для производства готовой продукции, чья стоимость целиком относится на объем производства и продаж и изменяется прямо пропорционально ему.
Методика его составления исходит из следующего:
—бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется на основе бюджета производства с использованием норм расхода сырья на производство конкретного вида продукции;
—составляется одновременно с бюджетом производственных запасов, благодаря которому производится перерасчет прогнозируемой стоимости списания в производство основного сырья и материалов;
—бюджет прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов каждого вида потребуется для производства и позволяет рассчитать, сколько сырья и материалов должно быть закуплено.
Расчетные бюджетные таблицы составляются для каждого вида готовой продукции.
БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Бюджет производственных запасовотражает планируемые уровни запасов сырья и материалов.
Бюджет производственных запасов подготавливается в денежном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др.
При составлении бюджета производственных запасов необходимо учитывать то, что;
—он составляется на основе производственного бюджета и бюджета прямых затрат на материалы, а также заявок производственных подразделений, поступивших в отдел снабжения;
—объем закупок производственных запасов рассчитывается как объем использования + запасы на конец периода и - запасы на начало периода;
—он составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности;
—в дополнение к бюджету производственных запасов составляют календарный план закупок.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПОСТУПЛЕНИЙ И ПЛАТЕЖЕЙ
Для расчета этого бюджета используется еще одна бюджетная таблица — это Прогноз изменения дебиторской и кредиторской задолженности. Принцип ее составления будет рассмотрен далее.
Календарный план поступлений и платежей формируется не только понедельно, но и в разрезе каждого бизнес-направления деятельности.
Поступления денежных средств состоят из поступлений от погашения дебиторской задолженности, которая имелась у предприятия по каждому направлению па начало планируемого периода и поступлений денежных средств от текущей отгрузки продукции в планируемом периоде.
Вообще, что касается управления деньгами и составления графика движения денежных средств, то здесь существует негласное правило — необходимо стремиться к максимальному получению дебиторской задолженности и увеличению периода ее оборота и затягивать собственные платежи, насколько это возможно, тем самым уменьшая период оборота кредиторской задолженности.