Система управления предприятием на принципах бюджетирования
Лекция 1
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
Планировать необходимо для того,
- чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию;
- чтобы знать ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
- чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
- наконец, чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.
Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.
Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 1.
С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования:долгосрочное и краткосрочное планирование.
Миссия предприятия |
Цели предприятия |
Анализ внешней и внутренней среды |
Выбор стратегии |
Долгосрочное планирование |
Выработка тактики |
Краткосрочное планирование |
Корректирующие меры |
Анализ и оценка результатов |
Рис. 1. Комплексный характер планирования на предприятии.
Выделяют три основные условия финансового планирования:
1. Прогнозирование.
2. Выбор оптимального финансового плана.
3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь.
Эффективная организация планирования на предприятии представляет собой формирование целостной системы, которая включает в себя следующие виды планирования:
стратегическое;
бизнес-планирование;
бюджетирование.
Стратегическое планирование связано с достижением долгосрочных целей и реализацией глобальных направлений развития.
При бизнес-планировании происходит детализация и формализация стратегического плана.
Бюджетирование же, по сути, детализирует финансовую часть бизнес-плана, которая призвана обеспечить такой поток ресурсов, который создаст приемлемый уровень издержек для получения достаточной прибыли.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИНЦИПАХ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности предприятия, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период времени.
Самое ценное, что дает предприятию бюджетирование, — это координация всех сторон деятельности, усилий всех подразделений на достижение конечного результата и, как следствие, повышение эффективности и финансовой устойчивости.
Рассмотрим назначение бюджетирования.
1. Разработка системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показател.
2. Рост эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия и его отдельных структурных подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.
3. Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных проектов, которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие.
4. Повышение обоснованности выделения финансовых и нефинансовых ресурсов по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
5. Превращение фирмы в «финансово-прозрачную», понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
6. Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всего предприятия.
7. Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
8. Контроль над изменением финансовой ситуации на предприятии; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.
Необходимо понимать, что внутрифирменное бюджетирование — это не столько инструмент, сколько управленческая технология..
Бюжетирование включает 3 составные части:
1. Технология бюджетирования, в которую входят инструменты финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. д.
2. Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру предприятия (состав центров финансовой ответственности — структурных подразделений или бизнеса предприятия, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их предоставления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).
3. Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая составление финансовых прогнозов, постановку сплошного управленческого или интегрированного учета.
Если из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки и внедрения бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.
Пречень функций бюджетирования и управленческих функций.
Первая из функций — планирование деятельности предприятия.
Благодаря реализации этой функции бюджетирования реализуются такие элементы управления, как:
— увязка различных аспектов деятельности предприятия — согласование объемов материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления планируемой программы;
— координирование различных операций.
—формирование в соответствии с информационными потребностями менеджеров любых количественных показателей;
— оценка степени достижения целей, планируемых программой;
— проведение предварительного анализа деятельности и будущего финансового положения предприятия;
— управление денежными потоками, координирование выплат и поступлений наличности для обеспечения платежеспособности предприятия.
— мотивация деятельности структурных подразделений, а также возглавляющих их менеджеров.
Вторая функция бюджетирования — просчет различных вариантов бюджета — тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы деятельности предприятия.
Третья основная функция бюджетирования — мониторинг исполнения бюджетов и процессов производственно-хозяйственной деятельности — позволяет выявлять отклонения фактических результатов деятельности от запланированных, оценивать их влияние на финансовый результат.
Четвертая функция бюджетирования — анализ исполнения бюджета — часто объединяется с предыдущей функцией. Важно выявленные отклонения изучить и соотнести с центрами ответственности.
Для того чтобы бюджетирование реально помогало менеджерам принимать оптимальные, наиболее эффективные решения, важно правильно, с учетом потребностей всех уровней управления предприятия определить архитектуру бюджетной системы предприятия.
архитектура бюджетной системы - Это совокупность процессов, компонентов бюджетирования и бюджетных регламентов.
Можно сказать, что архитектура бюджетной системы — это система координат, в которой строится бюджетирование.
Процессы бюджетирования — это последовательность действий, связанных с планированием, учетом, анализом и контролем финансово-экономических показателей деятельности компании.
Компоненты бюджетирования состоят из двух разделов:
— объекты предприятия, по которым ведется бюджетирование
— совокупность планов и отчетов системы бюджетирования.
|
|
|
бюджетирования
|
|
|
Планы и отчёты
бюджетной системы
| |||
| |||
|
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Рис. 3. Архитектура бюджетной системы.
Объектами бюджетирования могут быть:
— бизнес-направления;
— ЦФО;
— основные бизнес-процессы предприятия;
— проекты.
Планы и отчеты бюджетной системы:
— бюджеты;
— отчеты;
— отчеты по результатам бюджетного анализа или аналитические записки.
В соответствии с представленными объектами бюджетирования на предприятии могут составляться следующие бюджеты:
Основные бюджеты — бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс. Их еще называют финансовые бюджеты.
Операционные бюджеты — бюджет продаж, бюджет прямых материальных расходов, бюджеты коммерческих и управленческих расходов, бюджеты расходов на оплату труда и другие.
Вспомогательные бюджеты — бюджеты налогов, капитальных затрат, движения кредитных средств, движения дебиторской и кредиторской задолженности.
Дополнительные (или специальные) бюджеты — бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ.
Основные бюджеты предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса, для выполнения всех управленческих задач, о которых говорилось ранее.
Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (шт., кг, чел.-час и т. д.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.
Дополнительные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов, более точного учета особенностей налогообложения.
Все эти бюджеты нужны для составления сводного бюджета.
Сводный бюджет — это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов предприятия плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Составные элементы сводного бюджета:
1. Основные бюджеты
1.1.Бюджет доходов и расходов.
1.2.Бюджет движения денежных средств.
1.3.Расчетный баланс.
2. Операционные бюджеты
2.1.Бюджет продаж.
2.2.Бюджет запасов готовой продукции или товаров.
2.3. Производственный бюджет.
2.3.1. Бюджет производства.
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат:
— закупок основных материалов;
— запасов ТМЦ.
2.3.3.Бюджет прямых затрат труда.
2.3.4.Бюджет прямых операционных или производственных затрат.
2.3.5.Бюджет накладных (общепроизводственных) расходов.
2.4.Бюджет коммерческих расходов.
2.5.Бюджет управленческих расходов.
3. Вспомогательные бюджеты
3.1.Инвестиционный бюджет.
3.2.Кредитный план.
3.3.Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженностей.
Специальные бюджеты:
— балансовой прибыли;
— чистой прибыли;
— технической реконструкции производства;
— налоговый.
Следующие компоненты бюджетирования — это:
отчет— финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени фактические значения бюджетов.
Форматы отчетов должны совпадать с форматами бюджетов для того, чтобы можно было провести план/факт анализ.
отчет по результатам бюджетного анализа — финансовый документ, который представляет выводы об эффективности исполнения бюджета и предложения по корректировке на следующий период.
Общая схема консолидации информации в системе бюджетирования представлена на рис. 4.
На рисунке представлен наиболее полный возможный набор объектов бюджетирования. Конкретный набор для предприятия определяется исходя из конкретного предприятия в соответствии с принципом целесообразности усложнения системы бюджетирования.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
|
|
|
|
|
совые
бюджеты
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
|
|
|
|
Опера-
ционные
бюджеты
|
| |||||||||
|
|
|
Объекты
бюджети-
рования
Рис. 4. Общая схема консолидации информации в системе бюджетирования.