Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение

Одним из основных требований для успешного развития экономики и финансов являются дальнейшие исследования в области теории и практики функционирования бюджетной системы страны. Это обусловлено тем, что в бюджете выражается вся гамма экономических, политических и социальных интересов государства и общества.

Каковы же причины возникновения бюджета? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к финансам, составной частью которых является бюджет. Необходимость удовлетворения потребностей субъектов хозяйствования и государства в денежных средствах обеспечивающих их деятельность, служит причиной возникновения финансов. Финансы выражают денежные отношения, которые проявляются в каждом звене финансовой системы. Последняя представляет собой систему форм и методов формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система — это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система РФ включает в себя централизованные и децентрализованные фонды денежных средств (см. рисунок 1). К первым относятся государственные и муниципальные финансы, ко вторым – финансы субъектов хозяйствования.

 
  Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru

 
  Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru

 
  Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru

Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru Тема 1. Сущность бюджета, его социально-экономическое значение - student2.ru

Рис. 1. Финансовая система России

В свою очередь каждое звено системы подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой финансовых взаимоотношений. Так, в составе государственных финансов выделяются консолидированный бюджет РФ, государственные внебюджетные фонды (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ они входят в состав бюджетной системы) и государственный кредит. Роль децентрализованных финансов играют финансы субъектов хозяйствования, или, другими словами, финансы предприятий, организаций и физических лиц. Государственные финансы формируются за счет финансов субъектов хозяйствования, а именно, за счет тех налогов и других платежей, которые субъекты хозяйствования систематически перечисляют в выше указанные фонды.

Взаимообратные стрелки на рис. 1. означают, что между централизованными и децентрализованными финансами происходит постоянный взаимообмен. Дело в том, что через централизованные финансы происходит перераспределение части ВВП. Другими словами, юридические и физические лица производят платежи в бюджеты различных уровней, в государственные внебюджетные фонды, государственные страховые фонды, а те, в свою очередь, осуществляют перераспределение этих средств в пользу других субъектов бюджетных правоотношений. Например, таким образом, государство с помощью фискальных методов изымает из оборота субъектов хозяйствования финансовые средства и перераспределяет их в пользу нуждающихся отраслей и субъектов хозяйствования.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансо­вую систему страны. Государственные и муниципальные финансы отражают экономи­ческие отношения по формированию и использова­нию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения госу­дарством его функций. Государственные и муниципальные финансы включают в себя государственный и муниципальные бюджеты и государ­ственные внебюджетные фонды.

Ведущим звеном финансовой системы является бюджет, который выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Функционирование бюджета происходит через доходы и расходы. Первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые – удовлетворению общественных потребностей.

Главным материальным источником доходов бюджета служит ВВП, до 40% которого перераспределяется через бюджетную систему страны. Основным же методом огосударствления и перераспределения создаваемого в обществе ВВП и формирования доходной базы бюджета в условиях становления рыночной экономики выступают налоги. Так, в федеральном бюджете РФ поступление налоговых платежей превышает 90% его доходной части. Таким образом, причинами возникновения бюджета, как и финансов, являются существование государства и развитие товарно-денежных отношений.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджеткак форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (статья 8). Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджет носит законодательный характер и ежегодно принимается и утверждается в форме федерального закона, законов региональных органов власти и правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Большинство авторов рассматривает бюджет в трех аспектах: бюджет как правовая категория, бюджет в материальном смысле и бюджет как экономическая категория.

Бюджет как правовая категория – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами государственной или местной власти. В этом качестве бюджет представляет собой роспись доходов и расходов. Для бюджета как правовой категории характерны следующие признаки:

- бюджет является универсальным финансовым планом, так как он, в отличие от других финансовых планов, охватывает практически все сферы социально-экономического развития общества;

- бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь доходов и расходов бюджета с показателями других финансовых планов. Например, предприятие составляет финансовый план на следующий отчетный год, где указывает, сколько тех или иных налогов оно планирует заплатить в бюджет в следующем году. На основе таких данных государство и органы местного самоуправления планируют получение доходов и осуществление расходов в предстоящем бюджетном году;

- бюджет всегда принимается в виде закона или решения.

Бюджет в материальном смысле – это централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственных, либо местных властей. БК РФ рассматривает бюджет с правовой и материальной точки зрения.

Бюджет как экономическая категория – это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере финансового обеспечения функционирования государства и местного самоуправления. В этом понимании бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы общества.

Бюджету как экономической категории присущи четыре признака, действующие в совокупности:

Ø бюджет – это всегда денежные отношения;

Ø эти отношения вызваны фактом существования государства;

Ø они носят регламентирующий характер;

Ø денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного на уровне хозяйствующих субъектов ВВП.

Возникновение и развитие бюджета связано с образованием государства, а также с формированием товарно-денежных отношений. Государство всегда использовало бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важного элемента проведения экономической и социальной политики. Само слово «бюджет» имеет английское происхождение и означает «чемодан, мешок с деньгами». С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач и т.д.

Вопрос о функциях, выполняемых бюджетом, до сих пор остается дискуссионным. В учебнике «Бюджетная система РФ» под ред. М.В.Романовского мы находим, что бюджет выполняет следующие функции:

Ø образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

Ø использование денежного фонда (бюджетные расходы);

Ø контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходов лиц, работающих по найму, предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей), ренты, процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий (экономической конъюнктуры) каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Так, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Другая группа экономистов (московская школа) выделяет две основные функции, присущие бюджету: распределительную и контрольную. Они считают, что в реализации этих функций выражается социально-экономическая роль бюджета.

Суть распределительной функции заключаются в том, что через нее реализуется общественное назначение бюджета – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Элементами распределительной функции финансов являются объект распределения и субъект распределения. К объекту распределения относится национальный доход, совокупный общественный продукт, национальное богатство. К субъекту распределения относится государство, предприятия и организации.

Контрольная же функция бюджета заключается в контроле над распределением общественного продукта на фонды и расходование их по целевому назначению. То есть посредством реализации данной функции бюджета общество получает сведения о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают финансовые ресурсы в распоряжение субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они ими используются, имеет возможность наблюдать финансовые потоки в государстве с целью своевременного вмешательства – стимулирования либо воспрепятствования экономически и социально значимых явлений и процессов.

Однако большинство экономистов выделяют четыре функции, присущие бюджету: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную. С точки зрения фискальной функции, основное назначение бюджета – это обеспечение государства необходимыми денежными средствами.

Распределительная функция заключается в том, что через бюджетную систему страны происходит перераспределение части ВВП в отраслевом, социальном и территориальном разрезах. Например, на федеральном уровне образованы многочисленные фонды финансовой поддержки регионов.

Регулирующая функция заключается в бюджетной поддержке развития экономики социальной сферы. Государство может осуществлять стимулирование либо дестимулирование развития экономики и социальной сферы через доходы и расходы бюджета.

Основными инструментами бюджетного регулирования экономики являются:

- налоговые поступления в бюджет (ставки, льготы, сроки уплаты налога, налоговые кредиты, субъекты налога, объекты налога);

- государственный заказ, который финансируется за счет бюджетных средств;

- субсидирование процентных ставок;

- квотирование;

- целевые фонды, средства которых используются для погашения кредитов. Например, целевые гарантийные фонды;

- целевое финансирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйствования;

- предоставление бюджетных кредитов.

Наши рекомендации