Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.

Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.

Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:-как относительно самостоятельная экономическая категория;-как централизованный фонд денежных средств государства;-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);-как основной финансовый план государства;-как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.Бюджетные отношения это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

Влияние бюджета на социально-экономические процессы

Б является одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. С помощью Б решаются следующие задачи:• Обеспечение государства финансовыми средствами;• Предоставление социальных гарантий населению;• Создание определенных условий деятельности хозяйствующих субъектов.

В целом изменяется Б механизм, Б политика, Б планирование:Резкое сокращение сферы безвозвратного финансирования из Б. Заметно, что Б

ссужает на условиях платности и возвратности;Средства Б концентрируются на структурной перестройке экономики (конверсия,

различные программы и т.д.);3. Выделение из Б ресурсов кредитоспособным предприятиям (? роста);4. Выделение из Б Внебюджетных фондов;5. Отказ от формирования гос. бюджета как законодательно утвержденной суммы бюджетов всех уровней;6. Изменение бюджетного планирования. Планирование расходов на основе доходов, а не расходов.

В условиях рынка изменяются условия формирования всех бюджетов. В Б субъектов устанавливаются единые нормативы отчислений от доходов.

1. Создание и использование фондов поддержки;2. Деление расходов на текущие и будущие развития;3. Создание новой системы финансового контроля, финансового рынка;4. Отказ от использования кредитов ЦБ на покрытие бюджетного дефицита.

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:-единства бюджетной системы Российской Федерации;-разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;-самостоятельности бюджетов;-равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;-полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;-сбалансированности бюджета;-результативности и эффективности использования бюджетных средств;-общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;-прозрачности (открытости);-достоверности бюджета;-адресности и целевого характера бюджетных средств;-подведомственности расходов бюджетов;-единства кассы.

По источникам поступления доходы подразделяются на:

Налоговые доходы: доходы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

Неналоговые доходы:- доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниц. собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, гос. и муниц. унитарных предприятий;- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов;- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, администр., уголовной ответственности (штрафы, конфискации, иные меры принудительного изъятия) и др.

Безвозмездные поступления:- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные трасферты, предоставляемы на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления и условий их использования).;

определенных целей);- безвозмезд. Поступления от физ. и юр. лиц, международных организаций и правительств иностр.гос-в.

По сферам использования:- федеральные (налог на прибыль; НДС; акцизы; налог на добычу полезных ископаемых);- региональные (налог на прибыль; НДФЛ; налог на имущество юр.лиц);- местные (земельный налог; налог на имущество физ.лиц).

Однако статус налога не означает, что данный вид налога полностью аккумулируется на соответствующем уровне бюдж.системы – большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюдж. системы (регулирующие налоги).

Сущность и функции налогов.

Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые платежи имеют следующие признаки:- взимание осуществляется на основании закона;- принудительность и обязательность осуществления платежа;- индивидуальность платежа;- безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Налоги как экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством.

Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы и деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Налоговые доходы бюджета.

относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Неналоговые доходы бюджета.

Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ - - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

21.Методология планирования доходной части бюджета.

Возможны три варианта бюджетного планирования:* годовое планирование;* годовое планирование и перспективное финансовое планирование (два этапа составления бюджета с едиными агрегированными показателями для очередного финансового года);* перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

Бюджетное планирование можно разделить на два относительно самостоятельных блока:* разработку перспективного (среднесрочного) финансового плана на среднесрочный период;* разработку бюджета на очередной финансовый год.

В структуре СППР важнейшим компонентом является комплекс мате-матических моделей доходов бюджета, предназначенный для прогнозиро-вания поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней. При этом используются следующие методики:• статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей;• прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей между поступлениями налогов и сборов и показателями со-циально-экономического развития;• имитационное моделирование поступлений налогов и сборов. Имита-ционная модель математически описывает зависимость поступления каж-дого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов. В число факторов могут входить нормативы государственной налоговой и бюд-жетной политики; показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу; ключевые финансовые инди-каторы (курсы валют, цены на мировых товарных рынках) и т.д.

Содержание, значение и задачи бюджетного контроля.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Итак, задачами бюджетного контроля являются:> обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;> соблюдение налогового и бюджетного законодательства;> контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;> проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;> улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;> выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;> контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;> проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;> контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;> пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;> выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;> проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Органы бюджетного контроля.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ организует также финансовый контроль, проверки, ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Они контролируют использование бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Налоговые и таможенные органы, а также Федеральная служба налоговой полиции осуществляют, главным образом, текущий контроль. Они контролируют своевременность уплаты налогов; правильность их расчета; осуществляют возврат излишне уплаченных в бюджет налогов; ведут учет налогоплательщиков; выявляют и пресекают нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 101-103 Конституции РФ для осуществления общегосударственного контроля законодательные органы государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ существует в России на основании Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ, и подотчетна ему.

Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.

Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:-как относительно самостоятельная экономическая категория;-как централизованный фонд денежных средств государства;-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);-как основной финансовый план государства;-как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.Бюджетные отношения это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

Наши рекомендации