Участниками бюджетного процесса являются
Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов масти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, территориальных и местных бюджетов
Продолжительность бюджетного процесса длится около трех лет составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период — с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение — восемь месяцев
Участниками бюджетного процесса являются
• Президент РФ и органы законодательной власти,
• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального контроля; государственные внебюджетные фонды,
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.
Принципы организации бюджетного процесса:
1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации;
2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс;
3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
1) Составление проектов бюджетов осуществляется Правительством РФ. Готовится Бюджетное послание Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию РФ. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами.
Министерство финансов РФ направляет документы (Перспективный финансовый, баланс финансовых ресурсов)Правительству РФ, которое после принятия представляет указанные документы в виде информации Федеральному Собранию по их запросу.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, объемы финансирования из средств федерального бюджета целевых программ.
С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает представленные документы.
После утверждения Правительством РФ Проекта федерального закона о федеральном бюджете и других указанных документов они вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.
2) Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах — Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления. ГосДумарассматривает Проект федерального бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях.
Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который обсуждает федеральный бюджет в течение 14 дней и одобряет его (или нет) в целом. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту РФ и обнародование.
3) Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах
Бюджеты, по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей а бюджет.
4) Составление Отчета об исполнении бюджета и его утверждение Отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительству РФ, которое представляет его в форме ФЗ в ГосДуму и Счетную Палату РФ. Дума рассматривает этот Отчет в течение полутора месяцев после представления заключения Счетной Палаты РФ. По итогам рассмотрения Отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной Палаты Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ,
- Органы законодательной (представительной) власти,
- Органы исполнительной власти,
- Органы денежно – кредитного регулирования,
- Государственные внебюджетные фонды,
- Главные распорядители и распорядители бюджетных средств,
- Иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.