Оформление курсовой работы. Общие положения

Общие положения

Динамично изменяющаяся экономическая среда требует от современного специалиста особой подготовки. В условиях ограниченности финансовых ресурсов он должен уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и способствовать эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Это возможно при условии знания основ инвестиционного анализа и методик проведения финансовых исследований.

Экономист со специальностью «Финансы и кредит» должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня, банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования.

Учебный план специальности «Финансы и кредит» предусматривает выполнение курсовой работы по дисциплине «Инвестиции».

Цель и назначение курсовой работы

Студент должен уметь самостоятельно работать с экономической литературой, разбираться в правовых аспектах исследуемой проблемы, правильно использовать информацию, собранную на хозяйствующем субъекте. Студент должен уметь последовательно излагать накопленный материал, грамотно обосновывать собственные выводы и предложения.

Цель курсовой работы: закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по данной дисциплине и ряду сопутствующих (экономической теории, экономическому анализу, финансам предприятий, финансовому менеджменту, рынку ценных бумаг и т.д.), приобретение навыков самостоятельного решения практических задач, а также выполнения расчетов и обоснования применяемых решений.

Курсовая работа выполняется студентом на основе изучения законодательных и нормативных актов, научных трудов зарубежных и отечественных ученых-экономистов, практического материала по теме исследования.

Студент изучает не только научную и учебную литературу, но и инструктивный материал по теме курсовой работы, а также собирает первичные документы в конкретном субъекте хозяйствования: формы бухгалтерской и статистической отчетности, экономические расчеты, материалы аудиторских проверок, устав предприятия и т.д.

Курсовая работа должна отражать современные достижения научной теории и основательное знакомство с практикой, свидетельствовать об умении работать с учебной и научной литературой, демонстрировать владение методическими приемами финансового, фундаментального и др. анализа, оценки бизнеса, умение формулировать выводы на основе обобщения результатов проведенных аналитических исследований, обосновывать практические рекомендации по материалам курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы и согласовывает ее с преподавателем. При выборе темы рекомендуется ориентироваться на собственное знание проблемы, уже известный материал, собственные возможности получения информации, а также ориентироваться на специфику деятельности организации, которая выбрана в качестве объекта исследования. Избранная и согласованная тема может быть скорректирована в процессе подготовки курсовой работы.

Особенности выполнения отдельных структурных элементов курсовой работы

Студент самостоятельно разрабатывает план изложения темы работы. При этом, он получает индивидуальное задание от преподавателя.

Требования, определяющие структуру курсовой работы, являются, как правило, едиными и включают следующие составные части: титульный лист, содержание (план), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения.

Титульный лист

Титульный лист должен содержать название вуза, факультета, кафедры, учебной дисциплины, фамилию, инициалы и академические звания преподавателя – руководителя курсовой работы, фамилию и инициалы студента – автора курсовой работы, наименование его студенческой группы, название города и год написания курсовой работы. Пример оформления титульного листа смотрите в приложении А.

4.2 Содержание (план)

Содержание или план курсовой работы – это наименование всех разделов, вопросов и пунктов с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти составные части, а также введение, заключение, список использованной литературы, приложения. Первой страницей курсовой работы считается титульный лист. Пример оформления содержания смотрите в приложении Б.

Введение

Введение является важной частью курсовой работы. Его значение определяется тем, что именно в нем обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, указываются объект, предмет и методы исследования.

Введение должно содержать следующие части:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Формулировка цели и задач курсовой работы.

3. Указание объекта и предмета исследования.

4. Указание используемых методов исследования.

5. Перечень материалов, послуживших информационной основой для выполнения курсовой работы.

Для объяснения актуальности выбранной темы необходимо показать, в какой степени она отработана и решена в существующей литературе, насколько данная ситуация является проблемной. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно по данной теме.

После определения актуальности выбранной темы необходимо сформулировать цель как конечный итог работы. Цель курсовой работы должна заключаться в объяснении и решении проблемной ситуации посредством ее анализа и нахождения новых методов в разрешении проблемы.

На основе поставленной цели определяются более конкретные частные задачи, которые подчинены цели. Формулировки задач, как правило, составляют содержание вопросов основной части курсовой работы.

Введение также содержит краткий обзор научной и учебной литературы, нормативных документов, других источников информации, используемых при написании курсовой работы. Объем введения 1-2 страницы.

Основная часть

Содержание основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. При этом важнейшим требованием изложения основного материала является соблюдение строгой логической связи и последовательности от первого вопроса до последнего. Это означает, что каждое последующее суждение, определение, характеристика и необходимый вывод полностью или частично как бы вытекают или обосновываются предыдущим изложением.

Основная часть текста курсовой работы разделяется на 3 раздела. Изложение каждого вопроса основной части должно заканчиваться краткими выводами автора курсовой работы. Желательно, чтобы все разделы курсовой работы имели равный объем.

Первый разделкурсовой работы посвящается рассмотрению теоретических основ исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. При этом студент должен иметь в виду, что теоретическая часть не самоцель, а необходимая база для рассмотрения практических вопросов, которые будут изучаться в дальнейшем.

Первый раздел выполняется на основании критического обзора изученной литературы. Также первый раздел может содержать характеристику и анализ нормативных документов, которые имеют отношение к теме данной курсовой работы.

Как правило, для изучения проблемы достаточно 20-30 литературных источников, хотя возможно и большее количество, при этом необходимо делать ссылки на используемые источники.

Во втором разделе (аналитическом) студент должен проанализировать состояние дел на конкретном хозяйствующем субъекте, привести нормативно-правовую и организационно-экономическую характеристику предприятия, оценить эффективность его финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности и сделать выводы о состоянии этого процесса (формулируется проблема, связанная с инвестициями). При этом студент использует первичные документы: бухгалтерскую отчетность, технико-экономические обоснования, устав организации и др. Вся аналитическая работа студента, представленная во втором разделе должна соответствовать теме курсовой работы.

Пример второго содержания второго раздела курсовой работы:

2 Анализ хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия

2.1 Нормативно-правовая характеристика предприятия

2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.3 Анализ инвестиционной деятельности предприятия

Нормативно-правовая характеристика предприятия может включать в себя следующие данные из устава организации: дата образования, фирменное наименование организации, место нахождения, цель деятельности, основные виды деятельности и др.

Организационно-экономическая характеристика предприятия может включать в себя оценку управленческого аппарата фирмы и анализ основных экономических показателей, отражающих деятельность организации: анализ финансовых результатов, а также финансовой устойчивости компании.

Анализ инвестиционной деятельности включает исследование основных направлений капиталовложений организации, а также расчет коэффициента инвестиционной активности предприятия.

В третьем разделе (проектном) на основании раннее рассмотренных теоретических вопросов и аналитической работы в основном (за исключением некоторых тем) разрабатывается инвестиционный проект, который возможно реализовать на данном предприятии. Инвестиционный проект может касаться любой сферы предприятия. Проектируется инвестиционный проект в виде бизнес-плана, при этом необходимо связать инвестиционный проект с темой курсовой работы. Бизнес-план может включать следующие разделы:

- резюме;

- характеристика товара, продукции, услуг (сущность проекта);

- план маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- страхование рисков;

- финансовый план.

Однако по некоторым темам (темы № 23-30) возможен и другой подход к выполнению данного раздела, при этом подход обсуждается с преподавателем.

Заключение

Заключение подводит итог работы и должно отражать содержание всего исследования, его сущность, теоретическое и практическое значение. В нем формулируются основные выводы и предложения студента. Выводы и предложения должны быть сформулированы четко, понятно, лаконично и давать ясное представление о содержании работы без чтения основного текста. Выводы и предложения могут быть оформлены в форме пронумерованных тезисов.

Объем заключения 1-3 страницы.

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы должен быть в диапазоне 45-55 страниц печатного текста (без учета приложений).

Курсовая работа должна быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, при использовании компьютера шрифт – Times New Roman 14 пт.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм.

Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей (параметры страницы):

– правое – 10 мм,

– верхнее и нижнее – 20 мм,

– левое – 25 мм.

Не разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки шрифтом – Times New Roman 10 пт. Первой страницей работы является титульный лист (он не нумеруется), второй содержание и т.д. Страницы приложений также нумеруются.

Наименования: «СОДЕРЖАНИЕ», , «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» служат заголовками структурных элементов работы. Каждый структурный элемент начинается с новой страницы. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце, печатать прописными буквами без подчеркивания. Начертание шрифта Times New Roman полужирный, размерность его 16. Межстрочный интервал 1,5.

Разделы, подразделы должны иметь нумерацию и заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа, с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Начертание шрифта Times New Roman полужирный, размерность его 16. Межстрочный интервал 1,5.

Расстояние между заголовком (заголовком структурного элемента, раздела, подраздела, пункта) и текстом при выполнении работы автоматизированным способом должно быть равно 4 интервалам, т.е. интервал равен 48 (пт.). Рекомендуемое расстояние от текста до заголовка подраздела, пункта также равно 4 интервалам, т.е. интервал равен 48 (пт.). Расстояние между заголовками раздела и подраздела 2 интервала, т.е. интервал равен 24 (пт.), а между заголовками подраздела и пункта интервал не предусмотрен. Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы. При делении текста работы на разделы и подразделы необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пример - 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Также для акцентирования внимания допускается применение любого знака вместо дефиса, при условии использования одного и того же обозначения по всему тексту дипломного проекта (работы). Запись выполняется с применением абзацного отступа (15 мм).

Иллюстрации (графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Например, «Рисунок 1», «Диаграмма 1», «Гистограмма 1» и т.д.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

 
  Оформление курсовой работы. Общие положения - student2.ru

Рисунок 1 – Графическое определение точки безубыточности

При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации.

Оформление таблиц в курсовой работе должно соответствовать ГОСТ 7.32-2001.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при её наличии, должно отражать содержание, быть точным, кратким. Его следует помещать над таблицей слева, с абзацным отступом (12,5 мм) в одну строку с ее номером через тире. При этом точку после номера таблицы и наименования таблицы не ставят. Шрифт используется такой же, как и в основном тексте работы.

Например:

Таблица 1 – Динамика изменения основных показателей социального развития

Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы с указанием номера (обозначения) таблицы. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - в каждой ее части

Примеры построения таблиц приведем ниже.

Таблица 2 – Актив баланса МУП «Аптека № 1» за 2009-2011 г.г

Актив Код строки
На начало отчетного периода На конец отчетного периода На начало отчетного периода На конец отчетного периода На начало отчетного периода На конец отчетного периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ              
Нематериальные активы - - - - - -
в том числе:
патенты, лицензии, товарные знаки, иные аналогичные с перечисленные права и активы            

Продолжение таблицы 2

Основные средства (01, 02, 03) 22 498 25 302 25 302 27 763 27 763 29 428
в том числе:
земельные участки и объекты природопользования            
здания, машины, оборудование 22 498 25 302

Окончание таблицы 2

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) - - - - - -
в том числе:
покупатели и заказчики            

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (´), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «´».

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример:

Оформление курсовой работы. Общие положения - student2.ru (1)

где NPV – (Net Present Value) чистый приведенный доход (эффект);

I0 – первоначальная инвестиция;

Pk– размер годового дохода;

r – ставка дисконтирования;

k – количество лет осуществления проекта.

Формулы в курсовой работе следует нумеровать сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример – … в формуле (1).

При оформлении ссылок предъявляются следующие требования:

1) в работе допускаются ссылки на данный документ, стандарты, используемые источники литературы, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом;

2) при ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

3) в тексте работы ссылки на источники следует указывать порядковым номером в квадратных скобках, например [31];

4) в случае, если по тексту приводится цитата, определение, формула или уравнение, иллюстрации то в ссылке кроме номера источника указывается номер страницы, откуда они были взяты, например [31, с. 151].

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении учебной документации, на которые имеются ссылки в учебной документации, и соответствовать требованиям ГОСТ 7.1-2003.

Использованные в процессе выполнения учебной документации специальные литературные источники указываются в конце документа перед приложениями. Список использованных источников входит в основной объем работы. На каждый источник в тексте работы обязательно должны быть ссылки.

В приложения выносятся материалы, которые имеют большой объем, вследствие чего включение их в текст работы нецелесообразно, либо содержат информацию, не имеющую принципиального значения, но могут использоваться для комментария к отдельным положениям работы (нормативно-правовые акты различной юридической силы, учредительные и иные документы юридических лиц, рисунки, таблицы).

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

В приложения могут быть включены:

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– инструкции и методики используемые в курсовой работе;

– иллюстрации вспомогательного характера.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки, а сами приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием на верху посредине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста (по центру) с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Наши рекомендации