Тема 2. Бюджет государства
1. Сущность государственного бюджета.
2. Бюджетная система и принципы ее построения.
3. Доходы и расходы государственного бюджета.
4. Бюджетный процесс.
Государственный бюджетявляется основной составляющей финансовой системы любого государства. В нем объединяются главные доходы и расходы страны.
Экономическая сущность понятия государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Исходя из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации, государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
1. перераспределение национального дохода;
2. финансовое обеспечение социальной политики;
3. государственное регулирование и стимулирование экономики;
4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Под бюджетной системойпонимают основанную на экономических отношений и государственном устройстве, регулируемую нормами права, совокупность бюджетов различных территорий.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями. По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.
Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и др.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
Сложное - это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований (федерация).
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В бюджетную систему РФ как федеративного государства входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты трех уровней:
1. федеральный (республиканский) бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. местные бюджеты.
Правовой статус участников бюджетных отношений в РФ регламентируется:
1. Бюджетным кодексом РФ;
2. соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
3. указами Президента РФ;
4. нормативными правовыми актами Правительства РФ;
5. соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный (государственный) бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ.
Бюджет субъекта РФ(региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.
Местный бюджет,или бюджет муниципального образования представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Ведущее звено бюджетной системы РФ - федеральный бюджет; с его помощью перераспределяются до 40 % национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.
Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, субсидируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.
Бюджетная система РФ основана на ряде принципов: принцип единства, принцип разграничения доходов и расходов, принцип самостоятельности,принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности, принцип эффективности и экономности,принцип общего (совокупного) покрытия расходов,принцип гласности, принцип достоверности, принцип адресности и целевого характера.
Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация-группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.
К налоговым доходамотносятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относят: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и др.
Расходы бюджета-это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходыпредназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности (средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, и др.).
Текущие расходы бюджетовпредназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Исключительноиз федерального бюджетафинансируются следующие виды расходов общенационального уровня: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие НТП; обслуживание и погашение государственного долга и др.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.
Бюджетный процесс-это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.
Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:
1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. исполнение бюджетов;
4. подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы и др.); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля и иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление бюджета основывается на:
1. Бюджетном послании Президента РФ;
2. прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;
3. основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
4. прогнозе сводного финансового баланса;
5. плане развития государственного и муниципального сектора экономики.
Государственная Дёума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях. До рассмотрения проекта в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам свои заключения, на основании которых указанный готовит заключение по проекту и представляет его на рассмотрение Думы.
В первом чтении обсуждают концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики и др.
Во втором и третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по принятой классификации расходов.
В четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении происходит голосование в целом, без внесения в него поправок. Принятый Думой закон передается на рассмотрение Совета Федерации в течение 5 дней после его принятия.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.
В случае отклонения закона Советом Федерации, он посылается в согласительную комиссию, которая выносит на повторное рассмотрение Думой закон в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.