Тема 7. Бюджет и бюджетное устройство государства.

1. Сущность и значение бюджета России. Бюджетный дефицит, бюджетный профицит.

2. Бюджетная классификация (понятие, принципы, виды).

3. Бюджетный кодекс РФ.

4. Содержание бюджетного устройства государства.

5. Структура бюджетной системы и принципы ее построения.

1. Сущность и значение бюджета России. Бюджетный дефицит, бюджетный профицит.

Как мы помним, именно систематическое формирование и использование бюджета явилось мощным толчком для развития государственных финансов и финансовых отношений вообще.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет – это денежные отношения между государством и физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода и частично национального богатства в связи с образованием бюджетного фонда страны.

Значение бюджета определяется тем, что он:

С юридической точки зрения, является главным финансовым планом государства, имеющим силу закона;

С политической точки зрения, это финансовая база для выполнения государством своих функций;

С экономической точки зрения, бюджетная система концентрирует огромные финансовые ресурсы, перераспределяя которые осуществляется государственное регулирование экономики и, таким образом, реализует себя регулирующая функция финансов.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации — центральное звено государственных финансов России.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и государственного управления.

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обес­печиваться на каждом уровне управления усилиями и профессио­нальным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюд­жета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

дефицит бюджета и источники его покрытия (ч. 2, раздел 4, гл. 13 БК РФ)

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его до­ходами.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явле­ний, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих развитых государств, другое дело, какими причинами вы­зван дефицит бюджета и какова его величина.

Причинами образования дефицита бюджета могут выступать:

• рост государственных расходов в связи с необходимостью струк­турной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

• чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходом государства, не покрываемый обычными резервами и требую­щий привлечения источников особого рода;

• кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективное 11 финансовой системы, неспособность правительства держан. под контролем финансовую ситуацию в стране.

Бюджетный дефицит, вызванный ростом бюджетных инвестиций, — явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.

Исключая чрезвычайные обстоятельства, бюджетный дефицит вызванный ростом текущих расходов в результате кризисных явлений в экономике, неэффективным функционированием финансовой системы, — явление, безусловно, негативное. В этом случае государе должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, чтобы не изошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями. Дефицит бюджетов всех уровней бюджетной системы в России в 1990-е годы был вызван именно ростом текущих расходом государства, что негативно сказалось на экономике и социальной I того периода.

С принятием в 1998 г. и с введением в 2000 г. Бюджетного Кодекса Российской Федерации положение изменилось

Бюджетный кодекс Российской Федерации жестко регламентирует размер де­фицита при утверждении бюджетов всех уровней и ограничивает его величину суммарным объемом бюджетных инвестиций и расхо­дами на обслуживание государственного (муниципального) долга. Регламентация размера дефицита дифференцируется Кодексом по бюджетам разного уровня бюджетной системы Российской Федера­ции, что привело к существенному снижению уровня дефицита рос­сийских бюджетов и использования, предусмотренных бюджетным законодательством источников финансирования бюджетного дефи­цита (прежде всего, государственных займов), в основном на увели­чение бюджетных инвестиций.

Дефицит федерального бюджета (ст. 92 БК РФ). Дефицит феде­рального бюджета, утвержденный федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового д е ф и ц и-т а федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета (ст. 94БКРФ).

1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

• разница между средствами, поступившими от размещения го­сударственных ценных бумаг Российской Федерации, номи­нальная стоимость которых указана в валюте Российской Фе­дерации, и средствами, направленными на их погашение;

• разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету други­ми бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

• разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кре­дитных организаций;

• разница между полученными и погашенными Российской Фе­дерацией в валюте Российской Федерации кредитами между­народных финансовых организаций;

• изменение остатков средств на счетах по учету средств феде­рального бюджета в течение соответствующего финансового года;

• иные источники внутреннего финансирования дефицита фе­дерального бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефи­цита федерального бюджета учитываются:

• поступления от продажи акций и иных форм участия в капи­тале, находящихся в собственности Российской Федерации;

• поступления от реализации государственных запасов драго­ценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные навыплаты на их приобретение;

• курсовая разница по средствам федерального бюджета;

• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Феде­рации в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению пра­ва регрессного требования гаранта к принципалу либо обу­словлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

• разница между средствами, полученными от возврата предос­тавленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из феде­рального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюд­жетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

• разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований).

• разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов(ссуд), и суммой предоставленных внутри страны межбюджетных кредитов;

• прочие источники финансирования дефицита федеральногобюджета.

2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

• разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпускадарственных ценных бумаг от имени РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение.

• разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимст­вования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг наэкспорт за счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых органи­заций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

• разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных ор­ганизаций.

В составе иных источников внешнего финансирования учиты­ваются:

• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права рег­рессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

• разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Фе­дерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

• прочие источники внешнего финансирования дефицита феде­рального бюджета.

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда муниципального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемоговалового внутреннего продукта, указанного в федеральном законео федеральном бюджете наочередной финансовый год и плановый период.

Указанноеограничение может быть превышено насумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации не использованных в отчетном финансовом году.

СтабидизационныйфондРоссийской ФедерацииС 1 января 2008 г. Стабилизационный фонд РФупразднен (см. ч. 15 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. ) и в бюджетном кодексе РФ в редакции вышеназванногоФедерального закона предусмотрен порядок зачисления средств Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд националь­ного благосостояния.

Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета (гл. 13.2 БК РФ введена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ).С 1 января 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для:

• финансового обеспечения нефтегазового трансферта;

• формирования Резервного фонда;

• формирования Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся дохо­ды федерального бюджета от уплаты:

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов ме­сторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

• вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

• вывозных таможенных пошлин на газ природный;

• вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (ст. 96.7 БК РФ).Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет со­бой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может пре­вышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе офедеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт (ст. 96.8 БК РФ).Нефтегазовый транс­ферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федеральной! бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий фи­нансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсо­лютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на coответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанногов федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (вступает в силу с 1 января 2011 г. (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). До 1 января 2011 г. объем нефтегазового трансферта утверждается феде­ральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем: в 2008 г. — 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема валового внутреннего продукта; в 2009 г. — 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема валового внут­реннего продукта; в 2010 г. — 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объ­ема валового внутреннего продукта;

Резервный фонд (ст. 96.9).Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового транс­ферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финан­сового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год и плановый период устанавливается нормативная вели­чина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема вало­вого внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, пре­вышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что на­копленный объем Резервного фонда не превышает его норма­тивной величины;

• доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирова­ния нефтегазового трансферта в установленном размере федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования ере1ств Резервного фонда для финансового обеспечения трансферта. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной Финансовый год и плановый период может быть предусмотрено " н.шьзование средств Резервного фонда на досрочное погашение "| дарственного внешнего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе использования федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния (ст. 96.10).Фонд нацио­нального благосостояния представляет собой часть средств феде­рального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на вышеуказанные цели.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, пре­вышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накоплен­ный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

• доходов от управления средствами Фонда национального бла­госостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ст. 96.11). Управление средствами Резервного фон­да и Фонда национального благосостояния осуществляется Мини­стерством финансов Российской Федерации в порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации.

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Фе­дерации, Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансо­выми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации.

В случае привлечения специализированных финансовых орга­низаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранное из средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от егоразмещения в долгосрочной перспективе.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национально го благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходовот их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

• долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

• долговые обязательства международных финансовых органи­заций, в том числе оформленные ценными бумагами;

• депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных бан­ках и кредитных организациях;

• депозиты и остатки на банковских счётах в Центральном банке Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

• долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

• долговые обязательства международных финансовых органи­заций, в том числе оформленные ценными бумагами;

• депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредит­ных организациях;

• депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;

• долговые обязательства и акции юридических лиц;

• паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Требования к финансовым активам, перечень операций с ними it их предельные доли в общем объеме размещенных средств от­дельно для Резервного фонда и Фонда национального благосостоя­ния устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резерв­ного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации.

Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об исполнении федерального Бюджета.

Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации ежекварталь­ный и годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых Доходовфедерального бюджета, формировании и использованиисредствРезервного фонда и Фонда национального благосостояния,а также ежеквартальный и годовой отчеты об управлении средствами муниципальных фондов. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фон­да и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 92.1 БК РФ).Для регулирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации введены предельные его значения.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Рос­сийской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п. 4 ст. 130 Бюджетного кодекса, не должно пре­вышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюд­жета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объ­ема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюдже­та субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превы­сить ограничения, установленные Бюджетным кодексом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на сче­тах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных Бюджетным кодексом РФ ограничений дефицита бюджета является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных Бюджетным кодексом РФ мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а такжеприобретение Центральным банком Российской Федерации им дарственных (муниципальных) ценных бумаг субъектов РоссийскойФедерации (муниципальных образований) при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 95 БК РФ). Всостав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федера­ции включаются:

• разница между средствами, поступившими от размещения го­сударственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

• разница между полученными и погашенными субъектом Рос­сийской Федерации в валюте Российской Федерации креди­тами кредитных организаций;

• разница между полученными и погашенными субъектами Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюд­жетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной сис­темы Российской Федерации;

• разница между полученными и погашенными субъектом Рос­сийской Федерации в иностранной валюте бюджетными креди­тами, предоставленными Российской Федерацией в рамках ис­пользования целевых иностранных кредитов (заимствований);

• разница между полученными и погашенными субъектом Рос­сийской Федерации в валюте Российской Федерации креди­тами международных финансовых организаций;

• изменение остатков средств на счетах по учету средств бюдже­та субъекта Российской Федерации в течение соответствующе­го финансового года;

• иные источники внутреннего финансирования дефицита бюд­жета субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефи­цита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

• поступления от продажи акций и иных форм участия в капи­тале, находящихся в собственности субъекта Российской Фе­дерации;

• курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации;

• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникнове­нию права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной ва­люте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;

• объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Рос­сийской Федерации;

• разница между средствами, полученными от возврата предос­тавленных из бюджета субъекта Российской Федерации юри­дическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предостав­ленных из бюджета субъекта Российской Федерации юриди­ческим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

• разница между средствами, полученными от возврата предос­тавленных из бюджета субъекта Российской Федерации дру­гим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджет­ной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюд­жета субъекта Российской Федерации включаются:

• разница между средствами, поступившими от размещения го­сударственных ценных бумаг субъекта Российской Федера­ции, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

• разница между полученными и погашенными субъектом Рос­сийской Федерации кредитами иностранных банков в ино­странной валюте;

• иные источники внешнего финансирования дефицита бюдже­та субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицитабюджета субъекта Российской Федерации включаются:

• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

• объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

Профицит бюджета

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его рас­ходами.

С экономической точки зрения профицит бюджета означает из­лишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

Именно из-за этого негативного влияния на экономику в зако­нодательстве многих стран присутствует правовая норма, запре­щающая формировать и принимать бюджет с профицитом.

В России в Бюджетном кодексе Российской Федерации не рас­сматривается эта норма (гл. 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» исключена с 8 августа 2000 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

Бюджет должен составляться и утверждаться сбалансированным. И российской бюджетной практике бюджеты на субфедеральном и муниципальном уровнях чаще принимаются с дефицитом. Однако реже, но встречаются случаи формирования бюджетов с профици­том, включая и федеральный бюджет России последних лет.

Если при составлении или рассмотрении проекта бюджета про­гнозируется превышение доходов над расходами, то до момента учреждения бюджета необходимо принять меры по устранению про­фицита бюджета в такой последовательности:

• сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления до­ходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

• предусмотреть направление бюджетных средств на дополни­тельное погашение долговых обязательств;

• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения измененийи дополненийв налоговое законодательство Российской Федерации. Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения та, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету рас­ходов, — явление положительное. Однако если более высокие дохо­ды бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившей­ся экономической конъюнктуры, явились следствием экономиче­ского бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой бы ни была причина образования профицита бюдже­та, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, на­правляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых вбюджете на очередной финансовый год.

Наши рекомендации