Бюджетная система США
БС США пред-ет собой сложный механизм, хар-щий особ-сти взаимоотношений гос-тва и штатами, а также мест-ми орг-ми власти.Гос-ые финансы США состоят из 3 частей: - фед-ый бюджет (б-т центр-го прав-ва); б-ты 50 штатов; б-ты местных орг-ов власти (свыше 82 тыс. местных админ-ных ед-ц, вкл-щих более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниц-тов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. учебных и спец-ых округов). Фин.год фед. бюджета начин-ся с 1 октября и кончается 30 сентября след-го годаСтержневое место в этой системе занимают фед-ые ф-сы, на которые прих-ся около 60% гос-ого б-та США. В функции фед-го б-та, помимо макрорегул-ия нац-ой экономики, входят финанс-ие нац-ой обороны, внешнеэкон-ой деят-сти, фундам-ых научных иссл-ий, гос-ых управл-их расходов. Иными словами, фин-ние ключевых, с т. зр-я прав-ва, наци-х приоритетов. Менее важные, "второст-ые" функции (прежде всего, фин-ние соц-но-экон-ой инфраструктуры) входят преимущ-но в компетенцию штатных и местных фин-ов (полиция, пожарная охрана, строит-тво и экспл-ция дорог, системы коммун-ого хоз-ва, подавляющая часть гос-ых учреждений образ-ия и здравоохр-ия, примерно половина общегос-ого жилищного строит-тва).Фед-ый б-т вкл-т собственно правит-ый б-т (или фед-ые фонды) и довер-ые фонды, с 1968 г. вошедшие в фед-ый б-т.На каждом из трех уровней вз-тся индив-ый подох-ый н-г, н-г на прибыль корп-ий, н-ог на наследство и дарение, акцизы. Однако облагаемая сумма, величина нал-ых ставок, порядок и сроки взимания опр-тся на каждом уровне по-своему.Для фед-ых нал-в хар-на прогресс-ая шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обесп-ных слоях насел-я. Местные н-ги имеют плоскую или в некот-х случаях регресс-ую шкалу, что способ-ет более равномерному участию жителей той или иной терр-ии в форм-ии дох-ой части ее б-та.К осн-ым фед-м н-ам относят инд-ый под-ый н-г, н-г на прибыль корпораций. Второе место по значимости занимают взносы на соц-ое страх-ие, доля которых в фед-ом б-те за посл-ее 10летие выросла до 39-40%.
Налоговая система США,ее специфика
Согласно амер-им законам правом устанавливать свои собств-ые н-ги обладает не т-о фед-ое прав-ство, но и прав-ства штатов и терр-рий, а также местные орг-ы власти в городах, графствах, округах и т.д. Некоторые виды налогов вз-тся в США на всех 3х уровнях гос-ой с-мы, др-е - лишь на одном или 2х уровнях. В этом состоит одна из особ-стей не т-о нал-ой с-мы, но и с-мы бюдж-ого регул-ия в США.На каждом из 3х уровней взим-ся индив-ый под-ый н-г, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарение, акцизы. Однако облагаемая сумма, величина налоговых ставок, порядок и сроки взимания опр-тся на каждом уровне по-своему. Состав налогов, форм-щих дох-ы б-тов США:- Индив-ый под-ый н-г.- Тамож-ые пошлины.- Взносы в ф-ы соц-ого обесп-ия.- Н-ог на пр-ль корп-ий.- Акцизы.- Тамож-ые пошлины.- Н-г на насл-тво и дарение.- Н-ги на дв-мое и недв-мое имущ-во.Для фед-ых нал-ов хар-на прогресс-ая шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обесп-ых слоях населения. Местные н-ги имеют плоскую или в некот-х случаях регресс-ую шкалу, что способ-ет более равномерному участию жителей той или иной терр-ии в форм-нии дох-ой части ее бюджета.К основным фед-ым н-м относят инд-ый под-ый н-г, н-г на пр-ль корп-ий. Второе место по значимости занимают взносы на соц-ое страх-ие, доля кот-ых в Фед--ом б-те за посл-ее 10-летие выросла до 39-40%.Местные н-ги распр-ся по 3 осн. группы:1) прямые и косв. н-ги, кот-ые собир-мя на местах. Прямые-имущ-ые и промысл-ые н-ги, н-ги на насл-во и дарение. Косв-ые - н-ги на продажу, на топливо, таб. изд., спирт. напитки. 2) надбавки к общегос. нал-ам –индивид. подох-ые н-ги и корпор. н-ги.
Специальные ВБФ США.
Спец-ые ВБФ США подразд-ся на: -эконом-ие, - научно-исслед-ие, - кредитные, -социальные.1) Эконм-ие предн-ны для регулир-ия хоз-й жизни: инвести. фонды, конъюнкт-ые, фонд перестройки и развития эк-ки. Данный фонд форм-ся счет ср-в фед-ого бюджет-а .Главная задача – страх-ие банк. операций в интер-ых частных пром-ых компаний, малорент-ых п/п. С 1984 г. осущ-т рук-во новыми программами эк-ого развития, прежде всего черной металлургии. Стимулирует частный бизнес. Большое значение имеют регион-ые фонды, оказ-ие помощь п/п штатам. 2) Научно-исслед-ие: 1)Нац-ый научный фонд. Его ср-ва форм-ся за счет поступ-ий из фед-ого бюджета, отчислений от прибыли пром-ых п/п, взносов унив-в и колледжей. Расх-ся ср-ва для фин. поддержки строит-ва, пром-ти, содержание нац-х центров, фин-ие программ в области фунд-ых исслед-ий, строит-во научных центров, подгот-ку кадров.2) Нац-ый фонд бюро станд-ов предост-т комп-ям, провод. эксперим-ты и доводит научные исслед-ия для пром-ого и с/х исп-ия.3) Кредитные функц-ют целый ряд фондов осущ-ых прогр-мы в 3 отраслях:с/х, ЖКХ, внешнеэк-х связях. Фонды форм-ся за счет ср-в казначейства, а также путем продажи соб-х обяз-в и исп-ся для предост-ия ссуд на разл-ые цели.4) Социальные: Фонд страх-ия по старости, инвалид-ти и при потери кормильца. Фонд страх-ия гос. службы, Фонд помощи нужд-ся.5)Среди межгос-ых фондов наиб-е значение имеют Межд-ый Вал.Фонд. Его задача: урегулир-ие м/у ликвидности в целях равновесия плат-ого баланса и Миров. банк, пред-ый долгос-ые кредиты для расширения произв-х мощностей под гаран-ю прав-ва. 6)Военно-полит-е: Резервы, наход-ся в распор-е през-та, за счет кот-ых фин-м целевые меропр-ия, имеющие особую важность и др.