Пятое. По всей видимости, структура отечественной кредитной системы в части преобладания в ней банковских учреждений не претерпит изменений

В рамках принятия стратегических решений на настоящий момент Правительство и Банк России не предложили ничего принципиально нового, что могло бы как-то существенно изменить сложившуюся конфигурацию отечественной кредитной системы. Т.н. “Программа Грефа” – программа социально-экономического развития страны до 2010 г. – не содержит, на наш взгляд, сколько-либо кардинальных мер, могущих действительно радикально оздоровить действующую кредитную систему. Этой программой предлагаются меры нормативного характера (усиление надзора, ускорение ликвидации несостоятельных кредитных организаций, изменение видов выдаваемых лицензий и т.п.), которые, в принципе, и так осуществляются Банком России, хотя и достаточно медленно.

Характерно, что предложенный Правительством ряд мер, направлен, в первую очередь, на повышение капитализации банковской системы и развитие новых технологий. Среди них отметим прежде всего осознание необходимости приравнять налогообложение банков к налогообложению предприятий (как по ставкам, так и по составу затрат), а также создание полноценной законодательной базы по электронным документам в России.

На наш взгляд, безусловный интерес представляют “Концептуальные основы развития банковской системы России”, представленные на Х съезде Ассоциации российских банков. Этот документ рассматривает банковскую отрасль как облетающую большим потенциалом самоорганизации. Основное внимание при этом уделяется принципам, в соответствии с которыми государство может развивать банковскую отрасль на основе законов и правительственных решении: многоукладность, равноправная конкуренция, рыночная дисциплина, развитие финансово-экономического федерализма, соответствие кредитно-финансового сектора реальному и другие.

На наш взгляд, именно соблюдение или несоблюдение этих основных принципов и определяет, в значительной мере, перспективы развития отечественной кредитной системы.

В проекте программы «Национальная банковская система России 2010 – 2020» указано, что необходимо в полной мере осуществить программу реструктуризации банковской системы[27], целью которой является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для активизации ее работы с реальным сектором экономики повышение ответственности руководителей и собственников за результаты их деятельности по управлению банками.

При этом, необходимо отметить, что на сегодняшний день существует и множество проблем в формировании и развитии финансово-кредитной системы России.

По мнению С.А.Андрюшина, главные риски для Российской финансово-кредитной системы кроются в том, что уровень кредитоспособности банков России по-прежнему сдерживается слабой прозрачностью структуры собственности, ограниченной диверсификацией деятельности, относительно нереструктурированным корпоративным сектором, высокой степенью концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам и значительной долей кредитования в иностранной валюте[28]

Кроме того, в то время как банковская система России является в целом действующей, существуют значительная разница в функционировании банков, разница между рублем и ликвидностью иностранной валюты, которая имеет важное значение.

Также в качестве основных проблем финансово-кредитной системы России С.А.Андрюшин выделяет:

– неоптимальную стратегию управления рисками в банковском секторе;

– несовершенное правовое регулирование деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

– отсутствие механизмов государственной поддержки в развитии организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и микрокредитных организаций;

– отсутствие единой государственной политики в области страхования, направленной на всемерное использование потенциала страховой системы как одного из механизмов устойчивого развития промышленности;

– слабые темпы развития страхования жизни, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования;

– отсутствие полноценной страховой статистики, а также отраслевой инфраструктуры по мониторингу и оценке различных опасных производственных рисков для использования их в страховании (особенно в области экологического страхования, страхования в сельском производстве и др.);

– нерациональные тарифы страховых услуг, низкое качество страховых продуктов, частое отсутствие прозрачности и надежности в деятельности страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров;

– отсутствие стратегических решений проблем перестрахования, ограниченный потенциал национального страхового и перестраховочного рынков по принятию рисков, объемы которых ежегодно увеличиваются (что связано и с ускоренным развитием добывающих отраслей экономики);

– отсутствие жесткой регламентации иностранного присутствия на страховом рынке, что не позволяет в должной степени использовать ресурсы зарубежных страховщиков для развития воспроизводственной базы рынка через привлечение новых потребителей услуг по добровольным видам страхования;

– слабая консолидация страховых организаций и их профессионального уровня, а также практическое отсутствие на рынке реальной специализации страховых организаций, учитывая повышение роли таких перспективных направлений страхования как медицинское, накопительное и долгосрочное страхование жизни, страхование в туристической отрасли, страхование недвижимости, банковских и предпринимательских рисков и т.д.;

– низкая капитализация страховых организаций;

– отсутствие государственного регулирования страховой деятельности и надзора за ней, направленное на повышение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, использование наиболее эффективных методов контроля за результатами их основной и инвестиционной деятельности, поэтапную либерализацию существующих требований к размещению страховых резервов и инвестиционной политике страховых организаций, а также несовершенство норм законодательства по вопросам проверки аффилированности страховых организаций и их должностных лиц, условиям участия субъектов страховой деятельности в холдингах и иных корпоративных объединениях, мерам борьбы с использованием незаконного капитала в страховом секторе[29].

Таким образом, выделенные недостатки требуют особого внимания в области разработки стратегии развития финансово-кредитной системы России в ближайшей перспективе. Особо следует отметить, что стратегические задачи и основные направления деятельности участников финансового рынка России должны быть ориентированы на стандарты Евросоюза, а также на создание основы развития интеграции финансово-кредитных система ЕврАзЭС.

Немалую роль в укреплении банковской системы сыграло развитие межбанковского денежного рынка, позволившее банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы. Значительное влияние на повышение качества услуг оказало присутствие на финансовом рынке страны банков с иностранным капиталом.

Сейчас в России иностранные банки активно проникают на российский рынок. Но они связаны многими ограничениями. Например, объем кредитования банка привязан к величине его капитала. По заявлению В. В. Путина: «Правительство РФ согласно с нашим банковским сообществом в том, что филиалы иностранных банков, их деятельность в РФ должна быть сегодня ограничена, по сути, она должна быть запрещена. Что же касается «дочек» иностранных кредитных организаций, то их деятельность здесь только приветствуется[30]».

В. Петров считает, таких проблем не возникает при работе на российском рынке иностранных институтов парабанковской системы, при условии, что их «длинные» деньги будут «работать» на российском рынке. Действительно, приход филиалов иностранных банков в Россию отрицательно скажется на нашей банковской системе, но они могли бы предоставлять населению дешевые кредиты, тем самым активизировать экономический рост и благосостояние россиян[31].

В России основные институты парабанковской системы только набирают силу. Показателем, характеризующим истинный рост ведущего института парабанковской системы - негосударственных пенсионных фондов России, является увеличение пенсионных резервов.

Пенсионные резервы в 2014 году составили свыше 277 млрд. руб. или почти 10 млрд. долларов, то есть средства на выплату пенсий, формируемые за счет пенсионных взносов и заработанного инвестиционного дохода.

На втором месте по предоставлению реальной экономике «длинных» денег стоят фонды страховых компаний. В рыночных странах они намного богаче банков, так как существует обязательное страхование по всем источникам возможной опасности. В России в страховой деятельности осуществляются процессы концентрации и централизации субъектов отношений страхования.

В результате выполнения основных мероприятий при положительной тенденции развития экономики в целом, основные количественные показатели отечественной парабанковской системы должны возрасти в 2-2,5 раза.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации. Это обусловлено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна уменьшить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов экономического роста и усилить безработицу. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.

Основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики. Наиболее эффективным вариантом управления денежным предложением будет содействие развитию производства. Однако развитие кредитования предприятий сопряжено с большими трудностями, в частности с отсутствием долгосрочных ресурсов укоммерческих банков. Экономика, во многом зависящая от состояния мировых финансовых и сырьевых рынков, и низкий уровень доверия населения к банковской системе делают практически невозможным формирование коммерческими банками базы долгосрочных ресурсов, которые могли бы быть использованы на предоставление кредитов предприятиям. Высокая стоимость кредитов делает их недоступными для большей части российских предприятий.

Данные проблемы эффективно разрешаются в случае, если Банк России окажет содействие развитию кредитования. С одной стороны, Банк России обладает огромными ресурсами. Речь, прежде всего, идет о золотовалютных резервах, накопленных Банком России. Несомненно, золотовалютные резервы выступают залогом стабильности экономической ситуации и позволяют сглаживать негативные колебания на рынке. С другой стороны, как и любые резервы - это отвлечение средств, которые могли бы быть эффективно использованы для развития экономики страны.

Центральный банк должен кредитовать коммерческие банки, чтобы те, в свою очередь, были в состоянии кредитовать предприятия, только тогда будут существенный рост производства и снижение инфляции.

Основным препятствием инфляционных процессов в настоящее время и в последующих периодах является развитие отечественного производства. На сегодняшний день ни о каком эффективном развитии производства речи быть не может, что обусловлено двумя причинами: значительный износ основных фондов производства и высокие проценты за кредит, которые не позволяют модернизировать производство, внедрять новейшие технологии исоответственно повышать конкурентоспособность отечественной продукции.

Для эффективного функционирования экономики необходимы и административные и экономические методы управления экономикой. Одной из составляющих процесса государственного управления экономикой является денежно-кредитная политика.

Таким образом, Российским банкам необходима дальнейшая концентрация и централизация банковского капитала; для их укрупнения и повышения надежности необходимы интеграционные процессы во всей банковской системе. Собственный капитал российских банков колеблется в пределах 8 -12%, то есть их капитализация крайне низкая; это одна из причин их низкой инвестиционной активности.

1. Ослабить избыточное государственное регулирование и сократить административные ограничения в сфере банковской инфраструктуры, в то же время необходимо принципиальное улучшение качества государственного регулирования контроля и надзора банковской деятельности со стороны ЦБ России.

2. Государственным органам осуществлять более тесное взаимодействие с саморегулируемыми организациями банков.

3. Перейти на практике к двухуровневой банковской системе и обеспечить равную конкуренцию в банковском секторе:

- осуществлять постепенный выход государства из капитала банков;

- убрать привилегии «доверенных» банков региональной администрации;

- ограничить монопольное положение отдельных банков на кредиты и депозиты;

- не закреплять навечно за определенными банками привилегию «работать» с бюджетными средствами.

4. Предоставлять налоговые льготы и осуществлять налоговое стимулирование инвестиционных опе­раций банков и инвестиционного спроса и предложения.

5. Выработать стабильное и четкое налоговое законодательство, а также эффективную систему судебной защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства.

6. Создать разные налоговые режимы для инвестиционных и спекулятивных операций банков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:

1.Кредитная система России представляет собой достаточно сложную организационную структуру, на которую оказывают влияния факторы развития финансовых рынков, инвестиционная среда, многоуровневые механизмы функционирования кредитных и прочих организаций, а также факторы несовершенства правового обеспечения, макро-, мезо- и микро- факторы.

2. Банковские и парабанковские институты представляют собой институционально-экономическую систему, выступают важнейшим фактором эффективного развития рыночной экономики, условием сохранения макроэкономического равновесия, способом минимизации экономических и социальных потерь и средством аккумуляции долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов.

3. Рыночная экономика дала мощный импульс для развития парабанковских коммерческих и некоммерческих институтов и организаций. Подключение к социальному обеспечению, кроме государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, негосударственных фондов медицинского страхования, организаций, союзов и ассоциаций страховщиков, паевых инвестиционных фондов и т.д. - это создание реальных условий конкуренции в долгосрочном инвестировании.

Государственное регулирование кредитной системы РФ осуществляется как через законодательные и нормативные акты, так и через налоги, трансферты, субсидии, субвенции, а также посредством создания благоприятного инвестиционного и кредитного климата.

Очевидно, что развитие и повышение эффективности кредитной системы в условиях глобализации экономики необходимо рассматривать, прежде всего, как функцию государства, а не только Центрального банка страны. Исходя их этого, можно сделать вывод, что одним из главных критериев эффективности функционирования кредитной системы выступает уровень оптимизации институциональных условий, структуры банковской системы, способной обеспечить всем членам общества равный доступ к базовому набору банковских услуг.

Становление и развитие институтов и организаций парабанковского сектора вызывает необходимость адаптации коммерческих банков к постоянно меняющимся условиям их функционирования. Изменения в архитектуре финансовой системы при возрастании мощи ее банковского сектора и росте активности парабанковских институтов вызывают потребность принятия и признания единых подходов государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности.

Таким образом, целесообразно определить следующие критерии эффективности развития кредитной системы:

1) оптимальный уровень государственного регулирования кредитной системы, включающего нормативно-правовое регулирование и прямое участие государства в капитале отдельных кредитных организаций;

2) присутствие рациональной системы регулирования банковской деятельности и практики осуществления банковского надзора, системы оценки деятельности кредитных организаций, обеспечение открытости деятельности кредитных организаций;

3) повышение качества корпоративного управления кредитными организациями, развитие и повышение роли систем внутреннего контроля, достижение должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, которая должна обеспечивать всем категориям заинтересованных пользователей, своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления;

4) регулирование антимонопольного фактора в системе кредитных учреждений в соответствии с количественными ориентирами;

5) укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;

6) повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

7) укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь, населения;

8) усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

9) предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.

10) оптимальные объемы сбережений, привлекаемые кредитны­ми организациями (в виде доли от общего объема сбе­режений в экономике);

11) устойчивое развитие территориальной банковской сети, способной обеспечить достаточный уровень пре­доставления базовых банковских услуг для основных клиентов.

12) необходима унификация налогового законодательства, единообразие налогообложения банковской и парабанковской деятельности, разработка оптимальной системы налогообложения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Требуется применять льготное налогообложение, разрешить относить часть взносов на себестоимость банковских услуг; для банков и финансовых компаний в определенных пределах не вычитать взносы из собственного капитала. Льготы должны распространяться на инвестиционные и кредитные операции банковских и парабанковских институтов и организаций, включая налоги на операции с ценными бумагами государства, и на доход, полученный от проведения инвестиционной деятельности.

Таким образом, развитие кредитной системы России должна включать весь комплекс механизмов воздействия на обеспечение построения рациональной и эффективной системы по средствам внедрения принципиально новых моделей развития всех секторов финансово-инвестиционного рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным законом от 12.07.2006 N2-ФКЗ) // Российская газета, N 153, 15.07.2006) (изменения вступили в силу с 1 июля 2007 года.

2. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с полсед. измен и дополн.) // Российская газета, N 139, 28.06.2007.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) от 31.07.98 № 146-ФЗ. (с полсед. измен и дополн.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №321.

4. Андрюшин С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия.// Деньги и Кредит. 2012, №4.-С.26-28.

5. Антикризисное управление предприятиями и банками. / под ред. Г.К.Таля, Г.Б.Юна. - М.: 2012. – 314 с.

6. Банки и банковская деятельность / под ред. проф. Балабанова., - М., 2010.-478с.

7. Банковское дело / под ред. О.И Лаврушина. – М., 2010.-413с.

8. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.М. Тавасиева.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-492с.

9. Воронин Д.В. Реструктуризация как стратегия преодоление кризиса// Банковское дело. 2012, № 3.-С.13-15.

10. Евстигнеев В. Денежная эмиссия и переходная экономика. // Вопросы экономики. 2013, №10.-С.7-9

11. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. – М.: ЮНИТИ, 2003.-562с.

12. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. - М.: ЮНИТИ, 2012.-392с.

13. Кидуэлл Д.С. Финансовые институты, рынки и деньги. - СПб. 2012.-255 с.

14. Коваленко А.П., Колбачев Е.Б. и др. Финансы и кредит. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.-359с.

15. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 2011.-512с.

16. Мурычев А.В. Повышение эффективности инфраструктуры кредитования в России // Экономический журнал № 6, 2012. – С.23-29.

17. Основы банковской деятельности в Российской Федерации: под ред. проф. Семенюты О.Г., - Ростов-на-Дону., Феникс, 2012.-428с.

18. Первоочередные мероприятия по реализации в 2010-2020 гг. положений Стратегии развития банковского сектора РФ, Ассоциация российских банков.

19. Проблемы и перспективы развития банковского сектора. – Материалы к выступлению на XII Ялтинской межбанковской конференции (26-29 апреля 2010 г.)

20. Развитие системы кредитования в России: анализ потребностей и предпочтений населения. – М: Независимый институт социальной политики, 2011.-145с.

21. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-издат, 2010.-589с.

22. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-издат, 2011.- 615 с.

23. Сенчагов В.К., Архипов А.И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010.-482с.

24. Соколова О.В. Финансы, деньги и кредит, - М., 2010. – 615 с.

25. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-369с.

26. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. - М: Дело ЛТД, 2011. – 271 с.

27. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк; управление и операции. - М.: Вазар - Ферро, 2012.

28. Управление деятельностью коммерческого банка (Банковский менеджмент): Учебник// под ред. проф. О.И. Лаврушина.- М.: Юристъ, 2013. – 688с.

29. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити. Финансы, 2013.

30. Хенни ванн Грюнинг, Соня Б.Братанович «Анализ банковских рисков» М, Весь мир, 2012.

31. Челноков В.А. Коммерческие банки и банковские операции. -М.: Высшая школа, 2012.

32. Челомбицкая О.В. Государственное регулирование банковской и парабанковской деятельности в РФ и пути его совершенствования. – Ростов-на- Дону, 2012. – 198 с.

33. Челомбицкая О.В.Банковская и парабанковская деятельность приоритеты государственного регулирования // Научная мысль – 2011.- 98 с.

34. Черкасов В.Е., Плотицина Л.А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты. - М.: Метаинформ, 2013.

35. Ширинская З.Г., Нестерова Т.Н. Бухгалтерский учет и операционная техника в банках. - М.: Перспектива: ИНФРА-М, 2012.

36. Шмелев В.В. «Международные банковские расчеты». М, МГИМО-Университет (У), 2013.

37. Юровицкий В. Денежное обращение в эпоху перемен. – М. : ГроссМедиа Ферлаг, 2012. - 396 с.

38. http://www.cbr.ru/ -Центральный банк Российской Федерации

39. http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

40. http://www.bankir.ru/- "Банкир.ру" - портал о банковском бизнесе

41. Содержание и актуальные темы журнала «Деньги и кредит»: http://cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=contents

42. Содержание журнала «Финансы и кредит»: http://www.finizdat.ru/journal/fc/arch.php

Приложение 1

Кредитная система РФ
Банковская система
Парабанковская система
Эмиссионные банки
Неэмисионные банки
Почтово-сберегательные учреждения
Универсальные
Специализиро-ванные
Судо-сберегательные
Ипотечные
Инвестиционные
Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты
œ Страховые компании œ Инвестиционные компании œ Ломбарды œ Негосударственные пенсионные фонды œ Финансовые компании œ Лизинговые компании
Рисунок 1 – Схема кредитной системы государства (РФ)    

[1] Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.-С.71.

[2] Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.-С.161.

[3] Банки и банковская деятельность / под ред. проф. Балабанова., -М., 2010.-С.248.

[4] Челомбицкая О. В. - Банковская и парабанковская деятельность в РФ //Экономика и управление (вопросы теории и практики). – Новороссийск: ООО «СТМ ТОРГ», 2011. – С.21.

[5] Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2011.

[6] Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. - М: Дело ЛТД, 2011.

[7] Тавасиев A.M. Банковский менеджмент. Деньги и кредит.- № 7, 2012.

[8] Соколинская Н.Э. Проблемы менеджмента кредитного портфеля в современных условиях. Банковское дело.-.№ 8-9,2013.

[9] Банковское дело / под ред. О.И Лаврушина. – М., 2010.

[10] Антикризисное управление предприятиями и банками / под ред. Г.К.Таля, Г.Б.Юна. - М.: 2013

[11] В силу этого обстоятельства в дальнейшем по ходу работы мы будем рассматривать, главным образом, банковскую системы

[12] Источник: Бюллетень банковской статистики, №12, 2000 г., изд-во Банка России

[13] Источник: Вестник Банка России, №65 (493), 2000

[14] Источник: Бюллетень банковской статистики, №1, 2001

[15] Вестник Банка России, №65, 2000

[16] Источник: Вестник Банка России, №70, 2000

[17] под иностранными банками понимаются банки, 100% уставного капитала которых принадлежит нерезидентам.

[18] Источник: Вестник Банка России, №65, 2000

[19] Источник: Вестник Банка России, №65, 2000

[20] Источник: Развитие российской банковской системы: два года после кризиса \\ препринт ИЭ РАН, М., 2000

[21] Источник: Вестник Банка России, №65, 2000

[22] Источник: Вестник Банка России, №65, 2000

[23] Источник: Вестник Банка России, №65, 2000

[24] Развитие российской банковской системы: два года после кризиса \\ препринт ИЭ РАН, М., 2000

[25] Данные ЦБ РФ, расчет Центра экономических исследований РИА-Аналитика

[26] Герасименко В.В. Основные тенденции развития современной финансовой системы. //Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2011. Выпуск 6. - С.3.

[27] Программа «Национальная банковская система России 2010 – 2020» проект. М. – 2011.

[28] Андрюшин С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия.// Деньги и Кредит. 2012, №4.-С.26.

[29] Андрюшин С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия.// Деньги и Кредит. 2012, №4.-С.27.

[30]Известия (Электронный ресурс) / 2011-2015 М. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/economic/article3036325 Загл. с экрана. Яз. рус.

[31] Петров В. Инструментарий для пенсионного инвестирования. //Пенсионные деньги и инвестиции. – 2014.- №4 (9). – С. 48.

Наши рекомендации