Глава по экономическому анализу
Особенностью аналитических глав является обязательное использование таблиц для информационных данных и расчетов. Чем богаче цифровой материал, тем интереснее можно сделать исследование и с большей объективностью обосновать выводы и рекомендации. Наряду с этим, следует учитывать, что цифровой материал в условиях инфляции становится несопоставимым и требует корректировки. В экономической литературе дается несколько вариантов методики корректировки цифровых данных, что дает возможность студентам творчески подойти к решению данной проблемы. Обосновав в тексте выбранный вариант приведения цифровых данных в сопоставимый вид, автор реализует его в своих расчетах.
При написании выводов по результатам расчетов необходимо так обобщить материал, чтобы получился конкретный убедительный рассказ о происходящем. Не нужно механически перечислять абсолютные или относительные показатели, либо их изменения. Здесь важно подчеркнуть наиболее контрастные изменения, объяснить причины, дать предложения по оптимизации положения.
При построении таблиц для факторного анализа рекомендуется использовать приведенный ниже пример. Под таблицей следует располагать примеры, дополняющие или уточняющие расчеты. Как правило, они раскрывают размеры влияния факторов, что требует отражения алгоритмов расчета показателей и факторов.
Содержание табличного материала должно раскрываться в названии таблицы. Поскольку это могут быть исходные данные информационные или расчетные данные, то на этом и должна строиться формулировка названия таблицы (см. Таблица 2.6.2).
Не допускается название таблицы «Анализ…», так как сам анализ представляет собой вывод по результатам расчетов или информационных данных. Примерные выводы по приведенной таблице 2.6.2. В отчетном году предприятие увеличило среднюю заработную плату на 0,7 тыс. руб., следовательно, фонд оплаты труда увеличился на 28 млн. р., или на 8 % (378/350*100). По результатам проведенной аттестации руководством предприятия было принято решение о сокращении числа работников (10 человек), т.к. они показали низкие результаты, в результате чего возник неиспользованный резерв в объеме 35 млн. рублей.
Таблица 2.6.2
Расчет влияния факторов на фонд оплаты труда (ФОТ)
Показатели | Ед. измерения | Базисный год (или по плану) | Отчетный год (фактически) | ФОТ при базисной средней заработной плате и фактической численности |
Численность работников | чел. | |||
Средняя заработная плата | тыс. р. | 3,5 | 4,2 | 3,5 |
Фонд оплаты труда | млн. р. |
Влияние факторов:
– численности работников: 315 – 350= – 35 млн. р.
–средняя заработная плата: 378 – 315= + 63 млн. р.
Общее отклонение (378 – 350)= +28 млн. р.
Отдельные расчеты, которые одновременно используются в двух и более пунктах, могут выноситься в приложение.
В данном пункте выпускной квалификационной работы могут быть изложены наиболее ценные данные бухгалтерской или статистической отчетности. Не следует перегружать работу излишними приложениями, не используемыми в полной мере для обобщения выводов в тексте.
Для оценки и анализа финансового состояния организации рекомендуется рассчитать группы показателей, представленные в таблицах 2.6.3-2.6.13.
Таблица 2.6.3
Структура имущества ООО « »за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г. | |||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||||
(+, -) | % | ||||||||
1 Внеоборотные активы | |||||||||
1.1 Отложенные налоговые активы | |||||||||
1.2 Прочие внеоборотные активы | |||||||||
2 Оборотные активы | |||||||||
2.1 Запасы | |||||||||
2.2 НДС | |||||||||
2.3 Дебиторская задолженность (краткосрочная) | |||||||||
2.4 Денежные средства | |||||||||
Всего имущества |
Таблица 2.6.4
Структура источников формирования имущества ООО« » за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г. | |||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||||
(+, -) | % | ||||||||
1 Собственные источники: | |||||||||
1.1 Уставный капитал | |||||||||
1.2 Нераспределенная прибыль | |||||||||
2 Заемные источники | |||||||||
2.1Краткосрочные кредиты и займы | |||||||||
2.2 Кредиторская задолженность | |||||||||
Всего источников |
Таблица 2.6.5
Динамика показателей, формирующих прибыль ООО « »
за 2012-2014 гг.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014г. | Изменение2014 г. к 2012 г. | |
(+,-) | % | ||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | |||||
Себестоимость проданных работ, услуг, тыс. руб. | |||||
Валовая прибыль, тыс. руб. | |||||
Прибыль, убыток от продаж, тыс. руб. | |||||
Прочие расходы, тыс. руб. | |||||
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | |||||
Текущий налог на прибыль, тыс. руб. | |||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного года, тыс. руб. |
Таблица 2.6.6
Показатели рентабельности капитала ООО «» за 2012-2014 гг., %
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г. |
Рентабельность активов | ||||
Рентабельность оборотного капитала | ||||
Рентабельность собственного капитала |
Таблица 2.6.7
Показатели рентабельности деятельности ООО « » за 2012-2014 гг., %
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г. |
Рентабельность основной деятельности | ||||
Рентабельность продаж | ||||
Рентабельность активов |
Таблица 2.6.8
Показатели ликвидности баланса ООО «» за 2012-2014 гг.
Актив | Сумма, тыс. руб. | Пассив | Сумма, тыс. руб. | Платежный излишек/ недостаток, тыс. руб. | ||||||
2012г. | 2013г. | 2014г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | ||
1 Наиболее ликвидные активы (А1) | 1 Срочные обязатель-ства (П1) | |||||||||
2 Бысто реализуемые активы (А2) | 2 Кратко-срочные пассивы (П2) | |||||||||
3 Медленно реализуемые активы (А3) | 3 Долго-срочные пассивы (П3) | |||||||||
4 Трудно реализуемые активы (А4) | 4 Постоян-ные пассивы (П4) | |||||||||
Баланс | Баланс |
Таблица 2.6.9
Показатели платежеспособности ООО « » за 2012-2014 гг.
Показатели | Годы | Нормативное значение | Изменение 2014 г. к 2012 г. | ||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности | |||||
Коэффициент быстрой ликвидности | |||||
Коэффициент текущей ликвидности | |||||
Общий показатель платежеспособности |
Таблица 2.6.10
Источники формирования запасов и затрат ООО «», тыс. руб.
Показатели | Годы | ||
Общая величина запасов и затрат(33) | |||
Наличие собственных оборотных средств (СОС) | |||
Функционирующий капитал (КФ) | |||
Общая величина источников (ВИ) |
Таблица 2.6.11
Классификация типа финансового состояния, тыс. руб.
Показатели | Годы | ||
Излишек, недостаток собственных оборотных средств | |||
Излишек, недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат | |||
Излишек, недостаток общей величины источников для формирования запасов и затрат | |||
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации |
Таблица 2.6.12
Показатели финансовой устойчивости ООО «»
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г | Нормативное значение |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | |||||
Коэффициент маневренности | |||||
Коэффициент финансовой независимости | |||||
Коэффициент концентрации заемного капитала | |||||
Коэффициент финансовой зависимости | |||||
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования |
Таблица 2.6.13
Показатели деловой активности ООО « »за 2012-2014 гг.
Наименование показателей | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014г. к 2012г. (+,-) |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | ||||
Средняя сумма запасов и затрат, тыс. руб. | ||||
Средняя стоимость имущества, тыс. руб. (стр1600) | ||||
Средняя сумма оборотных средств, тыс. руб. | ||||
Оборачиваемость всего капитала (имущества) в оборотах коэффициент оборачиваемости по формуле: К об.к = (Выручка)/(Средняя валюта баланса за период). | ||||
Оборачиваемость оборотных средств: - в оборотах Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (число оборотов) - Коб определяется отношением суммы, вырученной от реализации продукции (Вр) на сумму средних остатков оборотных средств (Соб): Коб = Вр / Соб . | ||||
в днях Длительность одного оборота оборотных средств (в днях) Доб = Дп / Коб , где Дп - длительность периода, за который определяется степень использования ОС. В расчетах приняты длительность года - 360, квартала - 90, месяца - 30 дней. | ||||
Оборачиваемость запасов: - в оборотах | ||||
- в днях |
Глава по аудиту
При выполнении главы «Аудит» выпускной квалификационной работы студент принимает во внимание тот же экономический субъект, на примере которого выполняется вся дипломная работа, без ограничений по организационно–правовой форме, форме собственности и виду деятельности. Содержание главы может включать в себя три–четыре пункта в зависимости от выбранной темы. Студент должен уделить внимание наиболее значимым и существенным вопросам аудита по выбранной теме выпускной квалификационной работы. Разработанные пункты должны соответствовать содержанию.
В первом пункте главы необходимо отразить цели, задачи и информационную базу по написанию главы, а также обосновать необходимость проведения аудиторской проверки. Необходимо выполнить обзор литературы по исследуемой теме выпускной квалификационной работы. В частности, необходимо сделать обзор требований нормативных и законодательных документов, регулирующих порядок осуществления аудиторской деятельности, учебные и методические материалы по исследуемой теме, труды ведущих ученых в области аудита, публикации в периодических изданиях.
При выполнении данной части выпускной квалификационной работы обязательным условием является авторская обработка изученных материалов, которая должна продемонстрировать степень осведомленности рассматриваемой темы. Цитирование материала должно быть оформлено в соответствии с предъявленными требованиями выполнения выпускной квалификационной работы. Авторский текст должен присутствовать в промежутке между цитированием двух и более авторов.
Таким образом, выводы по первому пункту должны служить основанием для осуществления процесса планирования аудита, ориентированного на дополнительное исследование в отношении наиболее рискованных областей деятельности объекта исследования. Учебный материал должен быть изложен в понимании автора. Дословное изложение не допускается.
Выводы по первому пункту работы должны служить логическим продолжением последующих пунктов выполнения главы по аудиту.
Второй пункт посвящается процессу организации планирования проверки предприятия. При выполнении данного подпункта следует руководствоваться ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» и ФПСАД № 3 «Планирование аудита». Планируя порядок проведения аудита, студент должен руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита: комплексностью, непрерывностью, оптимальностью. При планировании аудиторской проверки по исследуемой теме должны быть предусмотрены: оценка системы внутреннего контроля, расчет общего уровня существенности, оценка аудиторского риска.
Студент самостоятельно проводит оценку системы внутреннего контроля, рассчитывает уровень существенности и аудиторские риски, разрабатывает план и программу проведения аудиторской проверки.
Таблицы по тестам системы внутреннего контроля, плану и программе аудиторской проверки необходимо вынести в приложение. Пример оформления таблиц по тестам оценки системы внутреннего контроля и разработки плана и программы представлен в Приложениях таблицах Щ, Ц и Э соответственно.
Расчет уровня существенности в соответствии с ФПСАД № 4 «Существенность в аудите» приведен в таблице 2.6.14. Вместе с тем, ряд показателей, применяемых в качестве базовых, могут иметь отрицательное значение. Данный порядок имеет рекомендательный характер. В этой связи рекомендуется применять при расчете уровня существенности большее число показателей (статей или групп статей форм отчетности № 1 и № 2), которые позволят определить необходимое количество свидетельств по элементам для формирования мнения о достоверности отчетности в целом (см. Таблица 2.6.15).
Таблица 2.6.14
Расчет уровня существенности
Наименование базового показателя | Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта | Доля, % | Значение, используемое для нахождения уровня существенности |
Балансовая прибыль предприятия | |||
Валовой объем реализации без НДС | |||
Валюта баланса | |||
Общие затраты предприятия |
Таблица 2.6.15
Базовые показатели для расчета уровня существенности
Наименование показателя | Рекомендуемая доля, % |
Внеоборотные активы | 10,00 |
Собственный капитал | 5,00 |
Оборотные активы | 3,00 |
Дебиторская задолженность | 6,00 |
Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы | 1,00 |
Кредиторская задолженность | 3,00 |
Выручка от продаж | 1,25 |
Затраты | 3,00 |
Прочие доходы | 3,00 |
Прочие расходы | 3,00 |
Характеристика аудиторского риска должна быть приведена с использованием рекомендуемой трехкомпонентной модели, каждый из показателей которой должен быть описан применительно к исследуемому экономическому субъекту. По желанию студента предусматривается возможность описания аудиторского риска как семантически (словесно), так и цифрами. Следует охарактеризовать взаимосвязь оценки системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска для определения основных направлений при разработке плана и программы проведения проверки.
В качестве вывода по данному пункту студент должен сделать рекомендации о выявленных недостатках в системе внутреннего контроля, слабых участках бухгалтерского учета и т.п.
В третьем пункте главы по аудиту студент должен дать описание непосредственно хода проведения проверки по выбранной теме, подробно охарактеризовать выявленные ошибки, сделать оценку их последствий на формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, сравнить полученные результаты с уровнем существенности (количественным и качественным аспектом) и предложить способы устранения нарушений.
Заключительным этапом данного пункта является составление аудиторского заключения по результатам проведенной проверки в соответствии с ФПСАД № 6 «Аудиторское заключение».
Заключение
Заключение– структурная часть выпускной квалификационной работы, завершающая ее, где подводятся итоги исследования, делаются обобщения, выводы, определяются условия реализации мероприятий и рекомендаций. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов, обнаруженных недостатков в учете и предложений (рекомендаций) по устранению выявленных недостатков и в целом оптимизации учета, анализа и аудита.
Основные выводы работы должны быть сформулированы в виде кратких, четких предложений и утверждений. Объем заключения не более 4–х страниц.
Заключение размещают на отдельной странице, располагая слово «Заключение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы.
Пример оформления заключения представлен в Приложении.