Представительные органы

Федеральное Собрание (обе его палаты) является общим органами и наряду с другими видами деятельности может осуществлять финансовую следующим образом:

1. Реализуя право законодательной инициативы.

2. Рассматривая и утверждая федеральные законы (нормативные и финансово-плановые акты).

3. Имеют право получать информацию, то есть контролировать исполнение бюджетов, заслушивая доклад исполнительных органов и рассматривая и утверждая отчеты об исполнении бюджета.

4. В структуре палат создаются комитеты и комиссии, в том числе как специальные органы, осуществляющие исключительно финансовую деятельность. Например, в Совете Федерации ФС РФ образуются:

· Комитет по бюджету;

· Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению;

· Комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности;

· Комитет по взаимодействию со Счетной палатой.

Комитеты Совета Федерации ФС РФ образуются для:

· разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации ФС РФ;

· предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой ФС РФ и переданных на рассмотрение Совета Федерации ФС РФ проектов законов;

· других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации ФС РФ.

Например, к ведению Комитета Совета Федерации по бюджету относятся вопросы законодательного обеспечения:

· федерального бюджета, бюджетного устройства, бюджетной классификации и бюджетного регулирования;

· межбюджетного регулирования и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ;

· государственного долга и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

· налогового и таможенного регулирования;

· формирования и исполнения бюджетов внебюджетных фондов и специальных бюджетных фондов;

· государственного финансового контроля, бухгалтерской финансовой отчетности;

· государственного фонда драгоценных металлов и камней.

Кроме комитетов при палатах ФС РФ могут образовываться комиссии, например при государственной Думе ФС РФ образуется комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. Она создана для обеспечения конфиденциальности и персональной ответственности за сохранение государственной тайны при рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

1. Рассмотрение расходов бюджета и принятие решений по результатам рассмотрения расходов, направленных на обеспечение обороны, государственной безопасности и правоохранительной деятельности.

2. Принятие решений по поправкам к секретным статьям и приложениям к закону о федеральном бюджете.

3. Проведение анализа расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны, государственной безопасности и правоохранительной деятельности.

4. Другие.

Общим органом ФС РФ, осуществляющим исключительно финансовую деятельность, является Счетная палата РФ. Счетную палату РФ возглавляет Степашин С. В. Счетная палата – это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый ФС РФ. И подотчетный ему. Председатель назначается Государственной Думой, заместитель - Советом Федерации на 6 лет, а также каждой палатой назначается по 6 аудиторов, возглавляющих основные направления деятельности палаты на 6 лет.

Функции Счетной палаты РФ:

· Организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

· Определение эффективности и целесообразности расходов и использования федеральной собственности.

· Оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

· Финансовая экспертиза проектов нормативных актов, предусматривающих федеральные расходы.

· Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в Центральном банке и кредитных организациях.

Основные контрольные функции выполняет аппарат палаты, который состоит из инспекторов. Основными формами реагирования Счетной палаты на выявленные нарушения являются:

· Представления Счетной палаты, которые направляются для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба и привлечения к ответственности виновных в нарушении лиц. Представление должно быть рассмотрено в течение 20-ти дней со дня его получения и о принятом решении Счетная палата должна быть уведомлена незамедлительно при выявлении при проведении проверок хищений или иных злоупотреблений Счетная палата передает материалы проверки в правоохранительные органы.

· Предписания Счетной палаты – принимаются при выявлении нарушений, наносящих непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, а также в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений или создании препятствий при проведении контрольных мероприятий. Предписания принимаются коллегией палаты. Образуются для рассмотрения вопросов планирования и организации работы палаты, методологии контроль-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений ФС РФ. При неоднократном или ненадлежащем исполнении предписаний может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетами нарушителя.

Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок:

· Беспрепятственно посещать любых организаций, включая воинские части и подразделения.

· Опечатывать кассы, служебные помещения, склады и архивы.

· При обнаружении подделок, подлогов и хищений – изымать необходимые документы.

Президент РФ

Президент РФ – орган общей компетенции и осуществляет финансовую деятельность наряду с другими видами деятельности непосредственно:

1. реализуя право законодательной инициативы;

2. самостоятельно принимая финансово-правовые акты в пределах компетенции;

3. подписывая и обнародуя федеральные законы в том числе финансово-правовые нормативные и финансово-плановые акты, используя право отлагательного вето.

Администрация Президента РФ обеспечивает деятельность Президента РФ. Она является органом общей компетенции и состоит из управлений, представителей Президента РФ и других. Специального управления, осуществляющего исключительно финансовую деятельность в Администрации Президента РФ нет. Для обеспечения деятельности Президента РФ Администрация выполняет следующие функции:

· Организация подготовки законопроектов для их внесения Президентом в Государственную Думу ФС РФ, подготовка проектов-заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой ФС РФ и предложений о подписании Президентом федеральных законов или их отклонение.

· Подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, посланий и других актов Президента РФ.

· Обеспечение обнародования федеральных законов и актов Президента РФ.

· Осуществление контроля за исполнением федеральных законов и актов Президента.

Контрольными полномочиями в федеральных округах и ключевых органах государственной власти обладают полномочные представители Президента РФ.

Исполнительные органы

Правительство РФ – высший коллегиальный орган исполнительной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Как орган общей компетенции Правительство РФ осуществляет наряду с другими видами деятельности финансовую:

1. реализуя право законодательной инициативы;

2. организуя подготовку проекта федерального бюджета для его внесения в Государственную Думу ФС РФ, организуя его исполнение, организуя подготовку проекта отчета о его исполнении;

3. обладая правом принимать нормативные финансово-правовые акты.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» указаны наряду с другими его полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политике:

· обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

· разрабатывает и реализует налоговую политику;

· обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

· принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

· осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

· осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

· руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

· разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Непосредственно Правительству РФ подчинены ряд министерств, федеральных служб и агентств.

16.03.12

Их особенностью является выполнение функций не только по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, но и по правовому регулированию.

Федерльная служба по финансовым рынкам, ее возглавляет Владимир Дмитриевич Миловидов. Она является правопреемником упраздненных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Федеральной комиссии по товарным биржам и - с 2011 года - Федеральной службы страхового надзора.

Функции:

· Вносит в Правительство проекты нормативных актов в сфере финансовых рынков и страхового дела, по которым требуется заключение Правительства РФ.

· Вправе самостоятельно принимать нормативные акты по вопросам, указанным в положении о службе. Например, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами и деятельности в сфере страхового дела, утверждает порядок регистрации негосударственных пенсионных фондов и другие.

· Осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере финансовых рынков и страхового дела, в частности регистрирует:

o Выпуски эмиссионных ценных бумаг.

o Негосударственные пенсионные фонды.

o Выдает лицензии на рынке ценных бумаг и в сфере страхового дела.

o Вправе проводить проверки и выдавать обязательные для выполнения предписания субъектам рынка ценных бумаг и страхового дела.

o Должностные лица вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в указанных сферах и применять меры административной ответственности.

Структура. Руководитель, который имеет до 8-ми заместителей. До 15-ти управлений. Предельная численность центрального аппарата – 486 единиц, территориальных подразделений – 1035. Самое нижнее подразделение – федеральный округ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу. Возглавляет ее Юрий Анатольевич Чиханчин. Основной задачей службы является правовое регулирование и контроль в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирование терроризма, а также координация в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.

Функции:

· Вносит в Правительство РФ проекты нормативных актов в сфере своей деятельности, по которым требуется решение Правительства.

· Вправе самостоятельно принимать нормативные акты в сфере своей деятельности.

· Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии… В частности, вправе запрашивать любые сведения у любых лиц сведения по вопросам своей деятельности, давать юридическим и физическим лицам разъяснения, проводить проверки, пресекать нарушения, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера. Например, принимать решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ. Направлять информацию в правоохранительные органы при выявлении преступлений, а также представлять им информацию по запросам

Структура. Руководитель, который имеет до 5-ти заместителей. Создается до 12 управлений. Предельная численность центрального аппарата – 315 единиц, территориальных подразделений – 265. Нижний уровень – федеральный округ.

Федеральная таможенная служба. Руководитель – Андрей Юрьевич Емельянинов.

Функции:

· Выработка государственной политики и правовое регулирование в сфере таможенного дела. В частности, вносит в Правительство проекты нормативных актов, по которым требуется решение, вправе самостоятельно принимать нормативные акты, например, определяющие форму и порядок использования таможенной расписки. Порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и другие.

· Контроль и надзор в сфере таможенного дела, в частности осуществляет взимание таможенных пошлин, налоговых платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, контролирует правильность их исчисления и уплаты и принимает меры по их взысканию или возврату. Осуществляет таможенное оформление, ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и другие.

· Является агентом валютного контроля.

· Проведение транспортного, санитарно-карантинного, фито-санитарного и ветеринарного контроля.

· Функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела.

Структура. Возглавляет руководитель, который имеет до 6-ми заместителей, создается до 8-ми главных управлений и до 13-ти управлений. Численность центрального аппарата – 1051, территориальных подразделений – 41 100. Самое нижнее подразделение - таможенный пост.

Министерство экономического развития. Руководитель – Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Осуществляет выработку государственной политики в следующих сферах:

· Анализ и прогнозирование социально-экономического развития.

· Развитие предпринимательской деятельности.

· Внешне-экономическая деятельность.

· Оценочная деятельность и земельные отношения.

· Государственные кадастры недвижимости.

· Государственная статистическая деятельность.

· Инвестиционная деятельность.

· Управление государственным материальным резервом и другие.

Эта деятельность осуществляется путем внесения в Правительство РФ проектов нормативных актов, по которым требуется решение, а также путем самостоятельного принятия нормативных актов. Например, определяет коэффициент-дефлятор, формы деклараций об объектах недвижимости и другие. Министерство осуществляет координацию и контроль над деятельностью подчиненных ему:

· Федеральной службы государственной статистики.

· Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

· Федерального агентства по государственным резервам.

· Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Органы банковской системы

В России установлена двухуровневая банковская система, которую возглавляет Центральный банк РФ. На втором уровне – кредитные организации, а также филиалы иностранных банков. Реально же иностранных банков в России нет.

Центральный банк РФ

Глава – Сергей Михайлович Игнатьев. Центральный банк – единая централизованная система с вертикальной структурой управления. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Он является юридическим лицом, и его уставный капитал (3 000 000 000 Р) и иное имущество являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ и наоборот, если они не приняли такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России занимает особое место в системе органов, осуществляющих финансовую деятельность. С одной стороны он вправе осуществлять банковские операции хотя в полной мере кредитной организацией он не является, поскольку извлечение прибыли не является основной целью его деятельности, а некоммерческих банков быть не может. С другой стороны он является особым государственным органом, наделенным властными полномочиями, которые не относятся к представительным органам и не входят в систему исполнительных.

Функции Центрального банка:

· Во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

· Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

· Устанавливает правила осуществления безналичных расчетов и кассовых операций.

· Осуществляет банковское регулирование и надзор, в частности принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии, устанавливает правила осуществления банковских операций, правила бухучета и отчетности для кредитных организаций.

· Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

· Управляет золото-валютными резервами.

· Организует и осуществляет банковское регулирование и банковский контроль.

· Устанавливает порядок и условия осуществления деятельности валютными биржами.

· Выдает и отзывает разрешения на проведение операций о покупке и продаже иностранной валюты.

· Самостоятельно или по поручению Правительства РФ осуществляет все виды банковских операций и сделок необходимых для выполнения его функций.

· Другие.

Банк России самостоятелен и независим в своей деятельности. При вмешательстве в его деятельность он информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Проекты нормативных актов, касающиеся исполнения Банком России его функций, обязательно направляются ему для дачи заключения.

По вопросам своей компетенции Банк России вправе принимать нормативные акты в форме положений, указаний и инструкций, которые вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вестнике Банка России. Акты, застрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Структура. Возглавляет Председатель, назначаемый Государственной Думой по представлению Президента, высшим органом руководства и управления является Совет директоров, который состоит из 12 человек, назначаемых Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Для совершенствования денежно-кредитной и банковской системы при Банке России создается Национальный Банковский Совет, который состоит из представителей Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России и кредитных организаций.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности – Внешэкономбанк.Был образован в 2007 году. Занимает в банковской системе особое место, и его нельзя однозначно отнести к первому и второму ее уровню. Этот банк был создан для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ. Ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе с участием иностранного капитала, для поддержки малого и среднего предпринимательства. Уставный капитал банка сформирован за счет федеральных средств и составляет 70 000 000 000 Р. Банк является государственной корпорацией, то есть, некоммерческой организацией, но на него не распространяется положение закона о некоммерческих организациях. В связи с тем, что извлечение прибыли не является основной целью его деятельности, Банк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (банковские операции) только для достижения целей, указанных выше. Этот банк не осуществляет банковские операции с физическими лицами, только с юридическими лицами и предпринимателями, но и то – только в рамках указанных целей. Он является агентом Правительства РФ и агентом валютного контроля. Например, осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов, которые предоставляются для поддержки экспорта российской продукции.

На втором уровне банковской системы находятся кредитные организации, то есть самостоятельные юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели деятельности на основании лицензии Центрального банка вправе осуществлять банковские операции.

Все кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации. Банки потенциально вправе осуществлять любые банковские операции, а небанковские кредитные организации – только прямо указанные для них. Кредитные организации имеют исключительную правоспособность, то есть вправе осуществлять только банковские операции и банковские сделки. На рынке ценных бумаг расчеты по поручениями клиентов, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, привлечение средств во вклады, выдачу банковских гарантий, куплю-продажу иностранной валюты, инкассацию денежных средств и ценных бумаг. На рынке ценных бумаг они вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами. В связи с исключительной правоспособностью кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Ни одно другое юридическое лицо не может использовать в наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на право осуществления банковских операций.

Раньше выделяли банки с государственным участием. Влады населения гарантировались только в таких банках. В настоящее время это не имеет значения, поскольку введено обязательное страхование вкладов физических лиц в банках. Единственное, что можно сказать: есть банки, которые созданы по инициативе государственных органов. Например, Международный банк по развитию машиностроения (в рамках СНГ).

23.03.12

Финансовое право как отрасль права

В теории права выделяют 2 вида отраслей:

· Самостоятельные.

· Комплексные – заимствуют предмет и метод у нескольких самостоятельных отраслей.

Например, банковское право заимствует отношения у финансового права и гражданского права – отношения, возникающие в процессе реализации банковской деятельности.

Самостоятельность отрасли права обычно связывают с 4-мя признаками:

1. Наличие государственной или общественной заинтересованности в отдельном правовом регулировании финансовых отношений. Эта заинтересованность выражается:

· в роли государственных и муниципальных финансов для нормального функционирования территории;

· бурное развитие финансового законодательства начиная с 90-ых годов прошлого века.

2. Наличие собственного предмета правового регулирования. Общественные отношения являются предметом правового регулирования в той мере, в которой они имеют волевой характер, то есть выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируемого правоповедения зависит структура права. Отдельная управленческая операция регулируется правовой нормой, поступки – институтом права, а деятельность – отраслью права. Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права. Эти общественные отношения характеризуется следующими признаками:

· Устойчивость и повторяемость – дает возможность законодателю четко фиксировать правоотношения между субъектами.

· Способность к внешнему правовому контролю. Эти отношения должны поддаваться контролю.

· Нахождение в правовом поле, то есть под юрисдикцией государства.

Предметом финансового права являются 2 группы общественных отношений (ЛЮБИМЫЙ ВОПРОС С. С. КУЗНЕЦОВА):

· Отношений в сфере организации государственных и муниципальных финансов.

· Отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности.

Отношения, составляющие предмет финансового права, имеют следующие особенности:

· Они всегда связаны с организующей ролью государства как особого субъекта по распределению и перераспределению национального дохода для создания фондов накопления и потребления и последующего распоряжения ими.

· Одной из сторон этих отношений всегда является публично-территориальное образование в лице государственного или муниципального органа – носителя властных полномочий в отношении других субъектов.

· Эти отношения всегда возникают по поводу денежных ресурсов и денежных обязательств.

· В этих отношениях всегда проявляется целевая направленность по формированию, распределению и использованию государственных и муниципальных финансовых фондов.

3. Наличие собственного метода правового регулирования. В теории права выделяют несколько подходов к определению метода:

· Метод – это все формы юридического воздействия на поведение людей.

· Метод – это организационное воздействие на общественные отношения путем закона.

· Метод – лишь такой способ воздействия права на поведение людей, который связан с реализацией нормы права в правоотношении.

В целом метод – это способ воздействия (с помощью права), целью которого является побуждение людей действовать в интересах общества.

Обобщая определение метода, он представляет собой совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие в конкретной области отношений. Вопрос о числе методов также неоднозначен. Метод правового регулирования может быть раскрыт через структурные компоненты:

· Правовое положение субъектов правоотношения, определяемое особым способом взаимосвязи прав и обязанностей его участников. Например, в силу акта государства.

· Характер действий субъектов правоотношений: автономия или отсутствие волеизъявления.

· Содержание отношения, определяемое положением его субъектов по отношению друг к другу (равенство сторон или подчинение одной стороны другой).

· Способы защиты прав и средства обеспечения исполнения обязанностей субъектов правоотношения (меры государственного принуждения и процедуры их применения).

В зависимости от особенностей указанных элементов методы условно делят на 2 вида:

· Императивные.

· Диспозитивные – в финансовом праве все имеют императивный отпечаток.

Отрасли права делятся на публично–правовые и частно-правовые:

· Публично-правовые - направлены на защиту интересов общества в целом. Участники правоотношений лично не заинтересованы в выполнении требований норм права.

· Частно-правовые – на защиту интересов отдельных членов общества. Участники лично заинтересованы в выполнении требований норм права. Поэтому в публичных отраслях для того, чтобы заставить субъекта действовать в соответствии с нормой права, применяется властный или императивный метод.

Для того, чтобы первые отрасли права действовали, необходимо применять меры принуждения.

Финансовое право является публичной отраслью права поэтому в ней используется императивный метод, который обладает следующими признаками:

· Формирование и исполнение правоотношений по принципу команда-исполнение, то есть субъект, принимающий обязательные решения не связан согласием стороны, которой они адресованы.

· Субъекты, выполняющие властные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий, которые четко зафиксированы в нормативных актах.

· Позитивное обязывание, которое может иметь общеправовой характер (принимает акт, устанавливающий полномочия властного органа) либо приобретает смысл конкретного предписания (поручения совершить конкретное юридически-значимое действие).

· Запрещение каких-либо действий, когда нормы-запреты очерчивают область возможного неправомерного поведения, тем самым предостерегая субъектов от вторжения в нее.

4. Наличие собственной отрасли законодательства и принципов, закрепленных в Конституции.

Финансовое право как отрасль права – это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения по организации государственных и муниципальных финансов и отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности с использованием императивного метода правового регулирования.

Основные направления развития финансового права

1. Изменения, обусловленные переходом российской экономики к рыночным отношениям. Действующие финансово-правовые нормы основаны на равенстве прав субъектов независимо от формы собственности и равенстве их финансовых обязанностей перед государством. Финансово-правовые институты нацелены на стимулирование производства и их использование для регулирования экономики.

2. Дальнейшее развитие и усиление финансово-правовой ответственности, в том числе ответственности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

3. Поиск большего разнообразия в методах финансовой деятельности, то есть переход от фискальной составляющей к развитию социальной направленности финансовой деятельности.

4. Повышение роли и расширение самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Обеспечение и дальнейшее развитие принципа разделения властей через совершенствование финансово-правовых норм, закрепляющих полномочия государственных и муниципальных органов.

Роль финансового права

1. Призвано защищать экономические интересы государства.

2. Призвано обеспечивать денежными ресурсами все сферы государственной и муниципальной деятельности.

3. Функционирование отдельных институтов финансового права гарантирует планомерность, рациональность и эффективность работы всего финансово-кредитного механизма государства.

Соотношение финансового права с другими отраслями российского права

Самостоятельные отрасли права в теории делят на:

· Профилирующие – существовали изначально.

· Специальные – выделились из профилирующих на определенном этапе их развития.

В отношении финансового права нет единства мнений, к какому виду отраслей оно относится. Одни авторы утверждают, что финансовое право – профилирующая отрасль, возникло наряду с другими профилирующими отраслями изначально, доказывая этот факт самостоятельностью финансового права в дореволюционной России и самостоятельностью финансового права в современных зарубежных государствах. Другие авторы относят финансовое право к специальным отраслям, то есть, считают, что оно выделилось в качестве самостоятельной из государственного (конституционного) права и административного права. По сути, финансовая деятельность является исполнительно-распорядительной деятельностью государственных и муниципальных органов. Часть этой деятельности с участием представительных органов была заимствована из государственного права, а с участием исполнительных – из административного права. Мы же будем придерживаться второй точки зрения, что финансовое право – специальная отрасль права.

Наши рекомендации