Этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это регламентированная зако­нодательными актами деятельность государственных орга­нов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверж­дении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа.

I Составление про­екта бюджета. (Обосновываются объем и структура до­ходов и расходов бюджета) 1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов.

II Рассмотрение и утверждение бюджета. (Рассматривается Парламентом Рес­публики Беларусь, утверждается Пре­зидентом Республики Беларусь)

III Исполнение бюд­жета. (Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распоря­дительные органы обеспечивают испол­нение соответствующих бюджетов) III этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и произ­водится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению.

Понятие и сущность государственного кредита.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта. Основными кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. Государственный кредит выступает в двух основных формах — товарной и денежной.

Основные формы государственного кредита.

Основной формой государственно­го кредита являются займы.

Государс­твенный кредит выполняет следующие функции: распреде­лительную, контрольную и регулирующую.

Распределитель­ная функция осуществляет формирование централизован­ных денежных фондов государства за счет перераспределе­ния ранее созданного национального дохода.

Контрольная функция связана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, госу­дарственного бюджета; охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке; осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рын­ке денег и капиталов, на производство и занятость.

Государственный кредит может выступать в двух основ­ных формах: товарной и денежной.

Содержание и основные формы государственного долга.

Государственный долг - это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридичес­кими лицами: резидентами, иностранными государствами, международными организациями и т.д. В РБ государственный долг делится на внутренний и внешний. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства Республики Бела­русь перед юридическими и физическими лицами на опре­деленный момент времени (начало года). Под внешним государственным, долгом понимается общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резиден­тов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени (иностранные кредиты; зай­мы, получаемые от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг). Различают также капитальный и текущий государственный долг. Ка­питальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на оп­ределенную дату, включая начисленные проценты, подле­жащие уплате. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обяза­тельствам государства и погашению обязательств, срок оп­латы которых наступил в отчетном периоде. Причинами возникновения госу­дарственного долга могут быть: недостаток финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, вызванный неэффективной маркетинговой политикой предприятий по сбыту своей продукции, высокой себестоимостью продук­ции, убыточной деятельностью предприятий и т.д. Источни­ком возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Управление государственным долгом состоит в совокупности мероприятий государства по вы­плате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

10. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи.

Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.

Финансовая политика – это основанная на финансовых отношениях особая сфера деятельности государства в области формирования и использования финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития.

Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйство­вания по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.

Основными целями финансовой политики являются: повышение уров­ня доходности на душу населения; увеличение бюджетной обеспеченности жителей; выполнение социальных стан­дартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.

Финансовая политика государства включает: - механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования.Также различают: Бюджетная политика, Налоговая поли­тика, Ценовая политика, Денежно-кредитная политика.

Наши рекомендации