Этапы бюджетного процесса
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательными актами деятельность государственных органов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверждении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа.
I Составление проекта бюджета. (Обосновываются объем и структура доходов и расходов бюджета) 1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов.
II Рассмотрение и утверждение бюджета. (Рассматривается Парламентом Республики Беларусь, утверждается Президентом Республики Беларусь)
III Исполнение бюджета. (Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов) III этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и производится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению.
Понятие и сущность государственного кредита.
Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта. Основными кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. Государственный кредит выступает в двух основных формах — товарной и денежной.
Основные формы государственного кредита.
Основной формой государственного кредита являются займы.
Государственный кредит выполняет следующие функции: распределительную, контрольную и регулирующую.
Распределительная функция осуществляет формирование централизованных денежных фондов государства за счет перераспределения ранее созданного национального дохода.
Контрольная функция связана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, государственного бюджета; охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке; осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.
Государственный кредит может выступать в двух основных формах: товарной и денежной.
Содержание и основные формы государственного долга.
Государственный долг - это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами: резидентами, иностранными государствами, международными организациями и т.д. В РБ государственный долг делится на внутренний и внешний. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на определенный момент времени (начало года). Под внешним государственным, долгом понимается общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени (иностранные кредиты; займы, получаемые от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг). Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты, подлежащие уплате. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил в отчетном периоде. Причинами возникновения государственного долга могут быть: недостаток финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, вызванный неэффективной маркетинговой политикой предприятий по сбыту своей продукции, высокой себестоимостью продукции, убыточной деятельностью предприятий и т.д. Источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Управление государственным долгом состоит в совокупности мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
10. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи.
Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.
Финансовая политика – это основанная на финансовых отношениях особая сфера деятельности государства в области формирования и использования финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития.
Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.
Стратегической целью финансовой политики является обеспечение экономической и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.
Основными целями финансовой политики являются: повышение уровня доходности на душу населения; увеличение бюджетной обеспеченности жителей; выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.
Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.
Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.
Финансовая политика государства включает: - механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования.Также различают: Бюджетная политика, Налоговая политика, Ценовая политика, Денежно-кредитная политика.