Денежные и капитальные ценные бумаги
По сроку обращения ЭЦБ классифицируют на денежные и капитальные. Денежные ценные бумаги характеризуют краткосрочное заимствование денег(на срок до одного года). К ним относят коммерческие и банковские векселя, депозитные сертификаты до востребования, коносаменты, чеки, аккредитивы и другие инструменты денежного рынка. Доход по денежным бумагам носит разовый или краткосрочный характер. Чаще их используют в качестве платежного средства по финансовым обязательствам.
Капитальные ценные бумаги выпускают для формирования или уве-личения уставного капитала либо долгосрочных пассивов, что необходимо для расширения производственно-коммерческой деятельности акционерных обществ (корпораций). Они обращаются на рынке капитала. Государственные долговые обязательства (облигации федеральных и субфедеральных займов) также обращаются на рынке капитала.
Капитальные ценные бумаги делятся на долевые и долговые (процентные).
К долевым ценным бумагам относятся акции, которые подразделяют на обыкновенные и привилегированные (префакции). Обыкновенная акция —
ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на получение части прибыли эмитента (в форме дивиденда), на участие в управлении делами эмитента и на часть его имущества, остающегося после его ликвидации (после удовлетворения претензий кредиторов). Возврата вложенных средств обыкновенная акция не гарантирует. Она не может быть предъявлена эмитенту в целях получения ранее вложенных средств (кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Если акционер не удовлетворен доходами, то он вправе продать акции по рыночной цене. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций. До оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
Префакция — ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на гарантированное получение части чистой прибыли эмитента (в форме дивиденда). Размер дивиденда устанавливают при ее выпуске. Владельцы префакции имеют преимущественное право на получение части имущества эмитента в случае его ликвидации. Держатели обыкновенных акций несут более высокий риск, связанный с деятельностью эмитента, поэтому обладают правом голоса на общем собрании акционеров. Держатели префакции такого права не имеют. Номинальная стоимость размещенных префакции не должна превышать 25% уставного капитала акционерного общества. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными.
К долговым ценным бумагам относятся все виды облигаций, поскольку они удостоверяют отношения займа. Облигации могут быть краткосрочными (со сроком погашения до одного года) и долгосрочными (со сроком погашения свыше одного года). По истечении определенного срока заемщик обязан вернуть кредитору обозначенную на облигации сумму.
Доход по облигациям может быть регулярным или разовым. В первом случае определенные проценты от номинальной стоимости облигации выплачивают регулярно в установленные сроки в течение всего периода
займа. Во втором случае разовый доход владелец облигации получает в момент погашения за счет разницы между покупной и номинальной стоимостью.
Облигации в РФ выпускают государство (федеральные и региональные облигации), коммерческие банки, а также акционерные общества (корпорации). Корпоративные облигации эмитируют под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные залогом, дают их владельцам дополнительную гарантию от потери средств, поскольку закладная предоставляет право держателю такой ценной бумаги (кредитору) продать заложенное имущество, если заемщик неплатежеспособен. Существуют и беззакладные облигации, которые являются обязательствами, основанными на доверии и кредитоспособности заемщика, но не обеспеченными имуществом. Выпускают такие облигации акционерные общества с устойчивым финансовым положением. К ним относятся крупные акционерные компании топливно-энергетического комплекса, связи, пищевой промышленности и других отраслей хозяйства. В российской практике облигации без обеспечения эмитируют не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов.
В решении о выпуске облигаций должны быть определены формы, сроки и иные условия их погашения. Номинальная стоимость всех
выпущенных обществом облигаций не может превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Размещение облигаций допускается обществом после полной оплаты уставного капитала. Корпоративные облигации обладают свойством обратимости (конвертируемости), т. е. могут обмениваться на обыкновенные акции того же эмитента. Большое значение для владельцев конвертируемых облигаций имеют конверсионный коэффициент (Кк) и конверсионная цена.
Пример. Кк = 10 : 1 означает, что при конверсии облигации можно приобрести 10 обыкновенных акций. На основании этого коэффициента
вычисляют конверсионную цену путем деления номинала на Кк. Например, номинал облигации 300 руб. делят на конверсионный коэффициент (10) и получают конверсионную цену одной обыкновенной акции 30 руб.
Акционерное общество вправе предусмотреть возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. В этих целях в решении об эмиссии облигаций должны быть зафиксированы стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению. Общество не может размещать облигации, конвертируемые в акции, если количество объявленных акций определенных категорий и типов меньше количества акций данных категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют такие ценные бумаги.
Большинство сделок с корпоративными облигациями осуществляют на первичном рынке, так как торговля ими ведется менее интенсивно, чем операции с акциями. Как правило, облигации, эмитируемые акционерными обществами, имеют рейтинг, который устанавливают независимые аналитические фирмы. Первичными покупателями корпоративных облигаций являются коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и иные финансовые посредники.
Следует помнить, что средства, мобилизуемые корпорацией от выпуска облигаций, увеличивают ее долгосрочные пассивы, но не повышают уставный капитал.