Всемирная торговая организация и ее деятельность
Понятие и формы внешнеэкономической деятельности.
Развитие мировой эк-ки последние десятилетия хар-ся 2-мя тенденциями:
1. Глобализация
2. Регионализация
На соврем этапе развития миров эк-ке присущи:
1. Повышение роли транснац.корпораций, инвестицион фондов.
2. Возрастание значения среднего и малого бизнеса.
3. Развитие свободно-экономич зон
4. Функц-ие большого кол-ва оффшорных центров.
Понятие ВЭД появилось в 1987 г, в 1998 вышел закон РБ «О гос регулировании внешне-торг деят-ти» в соотв с которым:
ВЭД – это деятельность резидентов РБ, связанная с др гос-ми, их субъектами и международ орг-ми по реализации товаров, работ, услуг.
Участников ВЭД можно классифицировать по след признакам:
1. По профилю ВЭД
2. По хар-ру осущ-ых внешнеторг операций
3. В зависимости от орг правов формы
Основные формы ВЭД:
1. Внешняя торговля
2. Производственная кооперация – различают: предприятия с иностр инвестициями, СЭЗ-ы, финансово-промышленные группы
3. Инвестицион сотрудничество.
Субъекты внешнеэкономической деятельности.
Субъектами ВЭД являются:
· физические лица;
· юридические лица и иные правоспособные организации;
· публичные образования, в том числе государства; международные организации.
В качестве субъектов внешнеэкономической деятельности могут выступать такие физические лица, как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут совершать различные сделки в целях осуществления ПД. Сторонами ВЭД в ряде случаев являются именно предприниматели. Например, при заключении договора международной купли-продажи товаров сторонами договора должны быть предприниматели, в то время как договор страхования может заключаться белорусским страховщиком с иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые могут быть предпринимателями, а могут ими и не являться.
Помимо иностранных юридических лиц участниками внешнеэкономической деятельности являются иные правоспособные иностранные организации.
Органы управления ВЭД РБ и их функции.
Для повышения эфф-ти ВЭД в РБ разработана гос программа развития до 2015г. В соотв с ней ВЭД ориентирована на решение след задач:
1. Интеграция страны в мировую эк-ку на основе открытости нац эк-ки
2. Развитие эк-ой и полит интеграции с РФ
3. Диверсификация географич стру-ры экспорта
4. Стремление УК сохран эк-ой и эколог-ой безопасности страны.
Для реализации этих задач сформулированы след принципы:
1. Сохранение нац суверинитета
2. Обеспеч свободы внешне-экон предпринимательству
3. Поддержка равенства всех субъектов и объектов ВЭД
4. Защита интересов субъектов ВЭД на тер-ии РБ и за рубежом
5. Соблюдение законности в регулир пр-ов ВЭД.
В РБ стр-у управл ВЭД можно представить в след виде:
1. Президент РБ
2. Правительство (совет министров)
3. Министерство ин дел
(участвует в разработке и реализации программ социально-экономического развития в части внешнеэкономической деятельности; координирует разработку и реализацию национальных программ развития экспорта и программ активизации торгово-экономического сотрудничества с основными странами-партнерами; анализирует показатели внешнеторговой деятельности Республики Беларусь, в том числе товарную и географическую структуру внешней торговли; принимает участие в анализе отчетного торгового и платежного балансов и разработке прогнозных показателей внешней торговли; координирует работу по таможенно-тарифному регулированию внешней торговли товарами; идр.)
4. Министерство экономики
5. Министерство торговли
6. Министерство финансов
7. Гос таможенный комитет ( представляет белорусскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утверждаемой Правительством Республики Беларусь; обеспечивает опубликование наиболее важных нормативных актов по таможенному делу в иных средствах массовой информации, а также издание сборников нормативных актов по таможенному делу; вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами Республики Беларусь; ведет государственный реестр таможенных агентов и обеспечивает его периодическую публикацию.)
8. Нац банк
9. Парламент
Всемирная торговая организация и ее деятельность.
Всеми́рная торго́вая организа́ция— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.
На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.
· Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
· Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.
Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО.