Основы риск-менеджмента
II.
Страховая оценка – это определённая стоимость объекта страхования для цели заключения договора страхования.
Страховое обеспечение – это уровень страховой оценки по отношению к имуществу, принятому к страхованию
Страховая сумма – это сумма денежных средств, на которую фактически застраховано имущество, здоровье, жизнь.
Страховой тариф – это выраженная в рублях плата с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупной страховой суммы, служащая для формирования страхового фонда.
Страховая премия – это сумма страхового взноса, уплачиваемая страхователем страховщику за принятие им обязательств по причинённому ущербу, который может быть нанесён страхователю.
Срок страхования –это период времени, в течение которого застрахован объект страхования.
Страховое поле – это максимальное число объектов , которое можно застраховать.
Страховой портфель (I) – это фактическое количество застрахованных объектов или действий договоров страхования, документально подтверждающиеся в делах страховщика.
Страховой портфель (II) – это совокупность страховых рисков, принятых страховщиком за определённый период.
Страховой возраст – это возрастные группы, в пределах которых принимаются на страхование граждане или подлежит страхованию поголовье сельскохозяйственного скота.
III.
Страховой случай – это событие или совокупность событий, предусмотренные условиями страхования, с наступлением которых в силу закона или действующего договора страхования, страховщик обязан выполнить свои обязательства по возмещению ущерба.
Страховой ущерб – это стоимость полностью погибшего или обесцененной части страхового имущества по страховой оценке.
Страховое возмещение – это сумма выплаты из страхового фонда, покрытие ущерба при имущественном страховании и страховании гражданской ответственности. Может быть равна или меньше страховой суммы исходя из условий договора страхования.
Страховая претензия – это требование, предъявляемое страхователем к страховщику в связи с наступление страхового случая, который произошёл вследствие случайности предусмотренной условием страхованием.
Основы риск-менеджмента
Каждое из стихийных бедствий рассматривается как опасность в связи, с чем возникает объект страховой защиты. Предпосылкой возникновения страховых отношений служит риск, его содержание и степень вероятности определяют степень страховой защиты.
Разработано много определений риска, их объединяет следующее:
- ключевая идея неопределённости;
- возможность существования различных степеней риска;
- понятие результата, явившегося следствием причины/причин.
Не все риски имеют вероятности реализации. Для оценки уровня риска необходимо ввести понятие частоты реализации и тяжести последствия, эти понятия связаны двумя типами соотношения:
I. относится к большому числу различных ситуаций с высокой частотой реализации рисков и низкой тяжестью последствий
частота
тяжесть последствий
Эта зависимость подходит для описания многих рискованных ситуаций (ех: страхование от огня, на долю мелких пожаров приходится мало больших).
II. связывает частоту реализации и тяжесть последствий редких происшествий с тяжёлыми последствиями.
Общее число таких будет меньше чем в п. №1, но потери при их реализации будут очень велики (ех: авио и морские катастрофы).
Страхуется не всякий риск, который предлагается не случайно, преднамеренные события не страхуются.
частота
тяжесть последствий
Классификация рисков
Финансовые
риски, результат которых можно оценить в денежной форме (ех: кража и т.д.).
Чистые
риски, которые подразумевают две ситуации:
¾ человек получил ощутимую потерю;
¾ человек не ощутил никакой потери.
Фундаментальные
риски, которые возникают из-за причин находящихся вне контроля какого-либо лица или группы лиц, а влияют на большую группу лиц (ех: землетрясения, войны и т.д.). Как правило, не страхуются.
Нефинансовые
риски, исход которых оценивается на основе общечеловеческих критерий (ех: начало карьеры, женитьба и т.д.).
Спекулятивные
риски, связанные с возможностью получения выгоды (ех: сделки с ценными бумагами и т.д.). Как правило, не страхуются, т.к. имеют своей целью получение прибыли, на эти риски идут сознательно.
Частные
риски, субъективные с точки зрения причин возникновения и последствий. Как правило, эти риски страхуемы.
Управление рисками
Управление рисками имеет своей целью активный контроль над рисками, со стороны предпринимателя, угрожающими его предприятию.
Рискменеджмент состоит:
1. Идентификация риска, заключается в системном изучении и выявлении рисков, которые они охватывают. Важно узнать как можно больше о факторах риска:
Ø Первого порядка, это первичные причины, вызывающие риск как таковой, чаще всего носят объективный характер и находятся вне контроля (ех: стихийные бедствия, аварии, войны и т.д.).
Ø Второго порядка, влияют на вероятность наступления ущерба и его величину, сами по себе они не являются причиной ущерба, это факторы, которые в свою очередь делятся на субъективные (ех: строительные материалы здания; наличие охранной сигнализации; местонахождение объекта; возраст и пол человека) и объективные (ех: связанные с особенностями поведения и качествами человека).
2. Измерение риска, сводится к измерению степени его вероятности и величине ущерба.
3. Контроль над риском, осуществляется в двух формах:
Ø физический – означает использование различных способов, которые позволяют снизить вероятность нанесения ущерба;
Ø финансовый – заключается в поиске источников компенсации возможного ущерба в денежной форме, такая компенсация может осуществляться через самострахование. Однако самострахование имеет ряд недостатков, тогда как обращение в страховую компанию наиболее выгодно даже с учётом выплаты страховой премии.