Определение и виды дефолта
Академическое определение термина “дефолт” (от англ. default – невыполнение обязанностей) претерпело существенные изменения за последние 10-15 лет.
Изначально он относился к сфере эмиссии и обращения государственных и корпоративных облигаций и означал осознанный отказ эмитента от исполнения обязательств по уплате процентов и суммы займа.
Новая финансовая история расширила значение термина.
События августа 1998 года в России, проверившие на прочность банковскую систему, а заодно и психику тогдашнего среднего класса, скорректировали сугубо финансовое значение термина на следующее.
В широком определении этот термин стал обозначать отказ правительства следовать ранее принятым безусловным обязательствам – в первую очередь, исполнять платежи по государственным займам, во вторую – исполнять прочие (дипломатические, торговые) соглашения и договоры.
Таким образом, причиной дефолта является силовое или вынужденное политическое решение с финансовой подоплекой. Дефолту всегда предшествуют обстоятельства экономического или политического кризиса.
Мгновенным эффектом от дефолта “первого уровня”, т.е. государственного, являются последующие за ним отказы кредитно-денежных организаций страны платить по эмитированным ценным бумагам и исполнять свои прочие обязанности – например, выплачивать проценты по вкладам.
На макроуровне процесс сопровождается ростом инфляции, девальвацией, иногда для упрощения расчетов власти проводят деноминацию.
Этот набор “спецэффектов” уже знаком россиянам по событиям второй половины 1998 года. С учетом исторического опыта этого времени революцию 1917 года можно было бы тоже назвать дефолтом.
Термин “дефолт” применяется на любом уровне экономических отношений.
Существующие виды дефолта – технический, корпоративный, заемщика – уточняются термином-приставкой.
Так, “технический” дефолт видоизменяет понятие включением в него причины – срабатывания операционных рисков (это все, что связано со сбоями платежных систем, ошибками персонала, влекущими неисполнение операций в срок).
Технический дефолт возникает вопреки воле эмитента ввиду отсутствия возможностей для оплаты, в дальнейшем прецедент подлежит урегулированию согласно соглашению сторон.
Корпоративный дефолт означает невозможность выплат корпорацией-эмитентом.
Дефолт заемщика спускает значение на уровень экономических отношений физических лиц – это отказ заемщика от очередных выплат, например, по кредиту.
((((((((("Причин три. Первая - это резкое снижение цен на нефть, газ. Вторая причина - это абсолютно безответственная бюджетная политика. Бюджет на протяжении 1997-98 годов сводился с большим дефицитом. Дефицит финансировался главным образом за счет внутренних займов ГКО. Третья проблема - внутриполитическая. В марте 1998 года был отправлен в отставку Виктор Черномырдин и сформировано новое правительство Сергея Кириенко, которое потратило слишком много ценного времени на дележ постов, на дележ полномочий. В результате то время, которое можно было использовать для предотвращения кризиса, было потеряно".
- Сергей Алексашенко, радио "Маяк", 2007 год. ))))) ----на всякий случай
в качестве основных причин кризиса можно выделить следующие:
- аккумуляция так называемой «отсроченной инфляции», в результате которой был произведен отказ от денежного стимулирования экономики в пользу кредитной эмиссии и разрастания пирамиды ГКО. Сущность данной причины сводилась к тому, что Правительство наращивало государственный долг - внешний и внутренний, постоянно осуществлялась различной степени девальвация рубля, а также учащалась практика неисполнения расходных обязательств РФ в виде задержек по оплате труда работников бюджетной сферы, оплате контрактных договоров.
- значительное превышение расходов государства над его доходами, считавшееся временной мерой, рассчитанной на быструю саморегуляцию рынка и его переход в равновесное состояние. Однако при этом проводилась невзвешенная популистская политика без нормального экономического обоснования;
- исключительно спекулятивный характер вторичного фондового рынка. Неоправданно высокие проценты по ГКО и глубокая стагнация промышленного производства стали основными предпосылками данной причины;
- отсутствие внятной программы развития промышленного производства, главным образом, отразившееся в неадекватности мер по укреплению национальной валюты, приводивших к подорожанию экспорта и удешевлению импортных товаров. В таких условиях, конкурентоспособность российских предприятий была серьезно подорвана, сокращая тем самым приток иностранной валюты от внешнеэкономической деятельности;
- активизация бюджетно-налоговой политики в части постоянного повышения ставок налогов, что в итоге приводило к уменьшению их собираемости и уходу большинства бизнес-структур в «тень».
- финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, спровоцировавший «бегство иностранного капитала» из российской экономики, и в частности с рынка ГКО;
- негативная обстановка на мировых сырьевых рынках, в том числе, и на нефтяном. Сырьевая зависимость российской экономики всегда называлась в качестве основного фактора отставания предприятий несырьевого сектора, что с середины 1970-х гг. определило дальнейший интенсивный путь её развития. Так в 1998 г. цена на нефть достигла своего исторического «дна» и составляла 10 долл. за баррель, что являлось на самом деле ниже цены себестоимости добычи в РФ. Итогом стало заметное снижение валютной выручки от основного экспортного товара.
- нарастающий политический кризис, связанный с разобщенностью действий исполнительной и законодательной власти. Суть данного противостояния сводилась к противоборству коммунистической партии РФ, владеющей конституционным большинством в ГД РФ, и Правительства РФ, образованного либеральными реформаторами того времени - Б. Немцовым, А. Чубайсом, С. Кириенко. Думой блокировалось большинство решений ГД РФ, и напротив Правительство РФ блокировало законопроекты думы. Основным спорным моментом являлась позиция ГД РФ по поводу реструктуризации государственного долга, его пролонгации и снижения ставок процентов по ГКО. Правительство РФ не поддерживало данные требования, что ещё больше раскручивало пирамиду ГКО;
- отсутствие опыта при принятии антикризисных мер такого масштаба и характера. Само обращение к выпуску ГКО в 1994 г. довольно часто подвергалось критике со стороны специалистов финансовой сферы и со стороны заметных политических деятелей, находящихся тогда в оппозиции. По мере развития данного источника финансирования внутреннего долга утверждение становилось все более явным, однако государственные чиновники, уполномоченные в принятии решений по данному вопросу, игнорировали предостережения специалистов.
Все перечисленные выше факторы привели к суверенному дефолту, объявленном Правительством РФ 17 августа 1998 г., содержание которого сводилось, в том числе к отказу от исполнения обязательств по ГКО и девальвации национальной валюты.
Третье июля 1998 года многие считают днем, когда прозвенел первый звоночек грядущего дефолта. Тогда, после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились. А заявление министра финансов РФ о возможности девальвации рубля привело к очередному обвалу рынка ценных бумаг
Третье июля 1998 года многие считают днем, когда прозвенел первый звоночек грядущего дефолта. Тогда, после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились. А заявление министра финансов РФ о возможности девальвации рубля привело к очередному обвалу рынка ценных бумаг.
6 июля – доходность госбумаг на рынке превысила ставку рефинансирования. Доходность длинных ГКО подскочила до 93%, а ОФЗ – до 80%. От участия в конкурсе по продаже НК «Роснефти» отказалась British Petroleum Corp. Стало ясно, что обещанные $1,6 млрд бюджет в этом году не получит. Sovereign Group: «Основной мотивацией рыночной стратегии бегства от рубля является повышенная динамика котировок официального курса ЦБ».
7 июля – ЦБ РФ прекратил выдачу банкам ломбардных кредитов.
9 июля – в Москве завершились переговоры с МВФ, в результате чего Россия имеет реальные шансы в течение 2-х лет получить новые кредиты на сумму $22,6 млрд.
10 июля – комиссия ООН для Европы: «Девальвация рубля почти неизбежна и даже желательна. Она может предоставить российской экономике временное облегчение».
14 июля – Минфин РФ предложил владельцам ГКО конвертировать их в валютные обязательства с более длинными сроками обращения. При этом Минфин будет ориентироваться на доходность евробондов и ОГВЗ.
17 июля – ЦБ РФ: «Проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы – в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств».
20 июля – МВФ принял решение выделить России первый транш экстренных внешних займов в размере $14 млрд. Угроза девальвации рубля отступила.
24 июля – ЦБ РФ понизил ставку рефинансирования до 60%.
29 июля – директор Института экономического анализа А.Илларионов выступил с резкой критикой политики ЦБ РФ и призвал к скорейшему проведению девальвации рубля.
Август 1998 г.
5 августа – правительство приняло решение о резком – с $6 до $14 млрд – увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.
6 августа – МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере $1,5 млрд. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений. На открытие дня цены основного долга Лондонскому клубу составляли 37-38%.
10 августа – президент «МФК-Ренессанс» Б.Иордан: «Либо правительство Кириенко пойдет на радикальные шаги, либо Кириенко – конченный политик».
11 августа – торги в РТС пришлось остановить. Цены на российские бумаги обрушились до небывало низких отметок. Участники рынка ждут развития событий по индонезийскому варианту.
12 августа – ЦБ РФ уменьшил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам.
13 августа – рейтинговые агентства Moody’s и Standard & Poor’s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. ЦБ РФ: «Крупнейшие банки находятся на грани краха и выстроились в очередь за стабилизационными кредитами ЦБ. Курс доллара на межбанковском рынке покоряет все новые и новые высоты, а девальвация рубля кажется уже меньшим из зол».
14 августа – ЦБ РФ: «Полная потеря доверия инвесторов».
В ночь на 17 августа Мишель Камдессю готов был прекратить всякие отношения с Россией и поставить вопрос об исключении страны из МВФ.
17 августа – ДЕФОЛТ. ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках новых границ валютного коридора от 6 до 9,5 руб. за доллар. ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 года включительно будут принудительно переоформлены в новые ценные бумаги. До завершения переоформления торги на рынке ГКО/ОФЗ приостанавливаются. По уставу МВФ вводятся временные ограничения для резидентов на осуществление валютных операций капитального характера. Объявляется мораторий на 90 дней на выплаты по финансовым кредитам, полученным от нерезидентов, страховых платежей по кредитам под залог ценных бумаг, по срочным валютным контрактам. Вводится запрет для нерезидентов на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1 года.
19 августа – правительство медлит с объявлением порядка реструктуризации внутреннего долга. Так используется старая идея Франклина Рузвельта – недельные банковские каникулы. Когда она закончится можно будет легко отличить погибшие банки от выживших.
20 августа – ЦБ РФ ввел ограничение на максимальный спрэд между курсами купли-продажи валюты в 15%.
21 августа – премьер-министр РФ С.Кириенко: «При 100 с лишним миллиардах долларов внешних долгов, при 400 млрд. рублей внутренних долгов, не занимая вновь на покрытие старого долга, Россия существовать не сможет. У нас в месяц гасится 35 млрд. рублей на ГКО. При этом все доходы бюджета составляли 20-25 млрд. рублей. Это означает, что федеральный бюджет не в состоянии выполнять свои обязательства. Приглядитесь к ценам на российские ценные бумаги – они все дефолтные. Такую цену можно ставить только в том случае, если исходить из того, что завтра государство платить по ним все равно не будет, что оно полностью откажется от исполнения своих обязательств».
23 августа – отставка правительства С.Кириенко.