Анализ и контроль денежных активов
Контроль за состоянием и эффективностью использования денежных активов осуществляется на основе коэффициентов:
1. Коэффициент мобильности оборотных активов. Показывает удельный вес наличных денег в оборотных активах. Законодательно установленных лимитов в отношении пропорции наличности не установлено: .
2. Коэффициент оборачиваемости в количестве оборотов среднего остатка денежных активов: .
3. Средний период оборота денежных средств: .
4. Коэффициент платёжеспособности:
5. Коэффициент мобильности денежных активов. Показывает удельный вес наличных в общей сумме денежных активов:
.
6. Рентабельность краткосрочных финансовых вложений:
7. Коэффициент инкассации (текущего или следующего месяца)определяется как отношение суммы оплаты наличными в отчетном периоде к сумме реализации отчетного периода.
8. Денежный поток (чистая прибыль + амортизация)
Причину недостатка денежных средств можно рассмотреть по следующим аналитическим цепочкам:
Проблема | Причина | Индикатор | Параметры | Управляющие воздействия |
Недостаток денежных средств | Низкие доходы | Рентабельность продаж | Объём продаж | Оптимизация ассортимента, маркетинг |
Цена | Маркетинг, ценообразование | |||
Высокие расходы | Производственные расходы | Управление издержками | ||
Непроизводственные расходы | ||||
Нерациональное использование денежных средств | Денежный поток | Рост запасов | Управление товарно-материальными запасами, запасами готовой продукции, дебиторской и кредиторской задолженностью | |
Рост дебиторской задолженности | ||||
Снижение кредиторской задолженности | ||||
Недостатки планирования | Повторяющиеся ошибки и просчеты | Низкая квалификация персонала | Подбор персонала, повышение квалификации, обучение персонала, материальное и моральное стимулирование, налоговое планирование | |
Условия окружающей среды | Инфляция, неплатежи, конкуренция | Страхование рисков и ответственности, дебиторской задолженности, диверсификация деятельности |
Увеличение скорости оборота денежной наличности позволяет расширять производство и увеличить объём продаж без увеличения объёма капитала. Это снижает издержки обращения и увеличивает прибыль.
Пример.
Объём продаж за год (выручка) составляет (S) = 1млн.850 тыс.руб; Оборотные активы (Оа) = 322617 руб;
Денежная наличность (d) = 16523 руб.
Предприятие планирует увеличить объём продаж до уровня S/ = 2700000 руб.
Решение.
1. Коэффициент мобильности оборотных активов
Оа
Км = 16523 / 322617 = 0,05 Þ 5%
2. Коэффициент оборачиваемости денежных активов
d
Ко = 1850000 / 16523 = 112 оборотов;
3. Средний период оборота денежных активов
Т = 360 / 112=3,2 дня
4. Если бы оборачиваемость сохранилась на прежнем уровне (112 оборотов), то предприятию потребовалось бы увеличить запасы денежной наличности до уровня
d _S__ _S__
Кo = d ср. ; d ср. = Кo d = 2700000 / 112 = 24107 руб.
5. Если же сохранить денежную наличность на старом уровне, то необходимо увеличить оборачиваемость до уровня:
d
Ко = 2700000 / 16523 = 163 оборота;
6. Разница в потребности денег составляет
Δd = d/ - d о = 24107 – 16523 = 7584 руб.
7. Выгода от неполучения нового кредита составит сумму не выплаченных процентов. Например, если кредит в сумме 7584 руб не взят под 12% годовых на 1 месяц, то сумма не уплаченных процентов составит:
I = 7584 * 0,12 * 1/12 = 75,84 руб.