Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы
СЛАЙД 2.
По расчетам специалистов расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как сейчас говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта) составляют от 3% до 14%. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9 % ВНП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества не менее 12 % ВНП.
Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью.
СЛАЙД 3. (таблица)
США, страна с либеральной рыночной экономикой, выделяло на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВНП, не обеспечивая при этом доступности современного, качественного медицинского обслуживания для всего населения, хотя и имея высокосервисное медицинское обслуживание для достаточно богатых слоев населения.
Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 ВНП. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4 % ВВП (ВНП), до начала реформ в СССР (РСФСР) на здравоохранение расходовалось в различные годы 3-5 % ВНП.
Слайд 4.
В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законом « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
В соответствии с конституцией (статья 41 ) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Слайд 5
Источники финансирования охраны здоровья указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ими являются :
Средства бюджетов всех уровней,
Средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан,
Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.
Доходы от ценных бумаг,
Кредиты банков и других кредиторов,
Безвозмездные и/ или благотворительные взносы и пожертвования,
Иные источники, не запрещенные законом.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения (статья 11 закона « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.
СЛАЙД 6.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются:
- для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе РФ, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией;
- для обеспечения профессиональной подготовки кадров;
- для финансирования научных исследований;
- для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- для субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
- для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях;
- для оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Слайд 7
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование (статья 12 выше названного закона). Эти средства находятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
ЛПУ любой формы собственности, имеющее лицензию и аккредитацию, финансируется на основе договоров с страховой медицинской организацией(СМО) и территориальным фондом ОМС.
СЛАЙД 8
Существуют следующие способы оплаты медицинской помощи:
- для амбулаторно-поликлинических учреждений: финансирование по смете расходов; по подушевому нормативу; оплата законченных случаев лечения; оплата отдельных медицинских услуг.
- для стационарных учреждений: финансирование по смете расходов,; оплата средней стоимости пролеченного больного; оплата законченного случая лечения; оплата за койко-дни.
При наличии системы медицинского страхования, в которой «деньги следуют за пациентом», распорядителями финансовых ресурсов системы становятся по существу врачи, которые проводя обследование больных и выбирая схемы лечения и объемы медицинских услуг, во многом определяют уровень содержания медицинского учреждения.
Слайд 9
Смета - финансовый план учреждения, где фиксируются расходы учреждения по утвержденным статьям:
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату ( на социальное страхование работающих).
Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.