Мотивационная модель лизингового контракта: общая схема и роль в развитии лизинга
В Беларуси в основном выработан государственный подход к формированию лизинговых отношений на автотранспорте в целях решения актуальных народнохозяйственных проблем республики. Однако анализ рынка лизинга автомобилей не позволяет с полной уверенностью сделать вывод о том, что в стране существует единая и целенаправленная стратегия взаимодействия государственных регулирующих органов, профессиональных объединений перевозчиков, лизинговых компаний и самих перевозчиков.
Лизинг, являясь своеобразной формой кредита, в определенном смысле выступает инструментом стимулирования и наделения определенных субъектов рынка лизинга преференциями. Состояние белорусской экономики не может позволить вновь и вновь обращаться к государству за льготами и преимуществами. Тем не менее, если рассматривать льготы как форму государственного инвестирования, создания мотивационных условий, то можно сделал, вывод о необходимости разработки четкой концепции мотивационной модели стимулирования транспортной отрасли, в том числе лизинга грузового транспорта, занимающегося международными перевозками, за счёт обоснованного дифференцирования таможенных пошлин и норм амортизации.
Мотивационную модель расчёта таможенных пошлин для транспортных средств можно выразить следующим образом:
ТП = f (ВСТС, ЕС, Ки, Кэ, Ка),
где ТП – величина таможенной пошлины;
ВСТС – величина создаваемой таможенной стоимости как базы таможенного обложения лизинговой техники;
НС – единая унифицированная таможенная ставка для оценки значимости определенной таможенной группы автомобилей для республики;
Ки – коэффициент идентификации иностранного лизингового автомобиля с отечественным эталоном;
Кэ – коэффициент соответствия транспортного средства современным экологическим стандартам, специфическим для автотранспорта;
Ка – коэффициент актуальности объекта лизинга для нужд народного хозяйства.
Общая концепция мотивирующей схемы показана на следующем рисунке.
Предложенный методический подход позволит государству исполнять регулирующую, контролирующую и фискальную функции в области лизинга автомобилей. Интересы отечественных производителей и партнеров по таможенному пространству будут учтены за счёт использования их продукции в качестве таможенного эталона.
Интеграция предложенной схемы таможенного обложения в механизм лизингового контракта позволит повысить комплексную эффективность каждого из рассмотренных инструментов, придать государственной политике в области транспорта, таможенного регулирования и лизинга направленность в сторону заинтересованности субъектов хозяйствования в приобретении новых автомобилей. Кроме того, предложенная схема ранжирования по объектам лизинга может быть эффективно использована при обосновании темпов их амортизации в рамках лизингового контракта.
Используя предложенную мотивационную модель, а также схему комплексного анализа сделки, автотранспортные перевозчики, жители страны и дилеры получают возможность покупать и реализовывать транспортные средства с учётом реального рыночного механизма ценообразования.
Понятие и состав лизингового платежа
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом – предметом договора. Посредством лизинговых платежей лизингодатель возмещает свои финансовые затраты на покупку имущества, а также получает прибыль.
В лизинговые платежи включаются:
- амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга;
- компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства;
- комиссионное вознаграждение лизингодателю;
- плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга;
- стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей;
- сумма налога на лизинговое имущество, налог на добавленную стоимость.