Сущность и функции финансов. Под редакцией Заслуженного работника высшей школы

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Под редакцией Заслуженного работника высшей школы

Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора

A.M. Ковалевой

Рекомендовано Советом

Учебно-методического объединения вузов России

По образованию в области менеджмента

В качестве учебного пособия

По специальности «Менеджмент организации»

Ф

Москва

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

УДК 336(075.8)

ББК 65.26я73

Ф59

АВТОРЫ:

А. М. Ковалева,проф., д-р экон. наук

(предисловие; гл. 6; гл. 9);

Н. П. Баранникова,доц., канд. экон. наук (гл. 1);

Л. А. Бурмистрова, доц., канд. экон. наук (гл. 17);

А. А. Володин,проф., д-р экон. наук (гл. 5);

Н. П. Ефимова,доц., д-р экон. наук (гл. 11);

А. Н. Жилкина,доц., канд. экон. наук (гл. 10);

М. В. Карп,доц., канд. экон. наук (гл. 7);

В. М. Коновалова,доц., д-р экон. наук (гл. 15);

О.М. Махалина,доц., канд. экон. наук (гл. 3);

О. А. Ревзон,доц., канд. экон. наук (гл. 14; § 14.1-14.3);

Н. Ф. Самсонов,проф., д-р экон. наук (гл. 2; гл. 4);

Л. В. Смирнова,доц., канд. экон. наук (гл. 14; § 14.4,14.5);

Н. И. Строкова,доц., канд. экон. наук (гл. 12; гл. 13);

Л. В. Токун,доц., канд. экон. наук (гл. 16);

Е. М. Шабалин,проф., д-р экон. наук (гл. 8).

РЕЦЕНЗЕНТЫ: кафедра «Финансы и банковскоедело»

Московского банковского института; доктор экономических наук, профессор

П. С. Никольский

Финансыи кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ко-Ф59 валевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с: ил. ISBN 5-279-02312-4

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государствен­ного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» пре­подавателями Государственного университета управления. Рассматривается комплекс финансово-кредитных рычагов управления как на макро-, так и на микроуровне. Финансовые и кредитные проблемы излагаются исходя из со­временного этапа развития России, с учетом последних решений Правитель­ства РФ, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Приводится фактический цифровой материал, даны примеры и расчеты.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а так-
же для работников финансово-экономических служб предприятий и органи­
заций.
0605010204-261 лл УДК 336(075.8)

Ф 010(01)-2005Т" 2004 ББК 65.26я73

ISBN 5-279-02312-4© Коллектив авторов, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Финансы икредит» подготов­лено коллективом преподавателей кафедры «Финан­сы, денежное обращение и кредит» Государственного университета управления.

Необходимость написания данного учебного по­собия обусловлена новой специальностью «Финансы и кредит», по которой кафедра готовит будущих спе­циалистов.

Роль финансово-кредитных рычагов управления с совершенствованием рыночных отношений и кар­динальными изменениями в экономике России рез­ко возрастает.

Финансы и кредит, как экономические, денеж­ные отношения, органически участвуют в механизме регулирования хозяйственного процесса. С развити­ем предпринимательства, приватизации, конкурен­тоспособности предприятий, организаций, акцио­нерных обществ необходимо изучать теорию и прак­тику функционирования финансов и кредита, уметь управлять финансовыми и кредитными ресурсами.

Формирование рыночных отношений в Рос­сийской Федерации предопределяет необходимость создания адекватных принципов организации фи­нансово-кредитной системы как на макро-, так и на микроуровне.

С учетом новых требований в предлагаемом учеб­ном пособии на основе теоретического и практичес­кого материала, а также законодательных и норма­тивных документов освещаются основные вопросы по темам курса. Раскрываются сущность финансов и кредита, механизм их функционирования на общего­сударственном уровне и уровне хозяйствующих зве­ньев, основы финансового и кредитного менеджмен-

та, государственного финансового контроля, пробле­мы финансового и кредитного планирования, анали­за, особенности управления инвестициями, внеобо­ротными активами и оборотным капиталом, органи­зация безналичных расчетов, банковские операции, функционирование рынка ценных бумаг, особеннос­ти финансово-кредитного механизма валютных от­ношений и др.

В соответствии с программой курса учебное посо­бие состоит из двух разделов: «Финансы» и «Кредит и рынок ценных бумаг». В конце каждой главы даны контрольные вопросы.

Перечень законодательных и нормативных доку­ментов, а также рекомендуемая литература приведе­ны в конце учебного пособия.-

Учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по специальностям «Фи­нансы и кредит», «Финансовый менеджмент», а так­же может быть использовано аспирантами и работ­никами финансово-кредитной системы и финансо­вых служб предприятий и организаций различных форм собственности.

Раздел 1 ФИНАНСЫ

ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сущность и функции финансов

Финансы представляю* собой экономическую категорию, су­ществующую в различных общественно-экономических форма­циях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех форма­циях, но в каждой из них - принципиально новое содержание. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Для понимания сущности этой эконо­мической категории необходимо рассмотреть в первую очередь историю возникновения финансовых отношений.

Первые финансовые отношения возникли с разделением об­щества на классы и появлением государства. В условиях рабовла-дельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указан­ных формациях господствовали натуральные отношения. Глав­ными видами доходов государства в тот период были дань, нату­ральные подати, сборы, различные трудовые повинности и гра­бежи покоренных народов. Отличительная особенность финан­сов в рассматриваемый период состояла в частноправовом прин­ципе, поскольку казна государства одновременно являлась и каз­ной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства рас­ширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства постепенно отделялись от казны государя. Доля нату­ральных отношений резко сократилась. На место натуральных по­датей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударст­венный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государ-

ства не мог единолично распоряжаться. Формирование и исполь­зование бюджета стали иметь системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным со­ставом, структурой и законодательным закреплением. Будучи свя­заны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.

Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена -бюджетного, и количество финансовых отношений было ограни­чено. Эти отношения были связаны с формированием и исполь­зованием бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы - объек­тивная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, но в роли организатора конкретных финансовых отношений вы­ступает государство. Государство активно воздействует на финан­сы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую по­литику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя госу­дарство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать фи­нансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответ­ствующие объективные предпосылки.

Термин «финансы» произошел от латинского слова фшпзШ*, что в переводе означает «денежный платеж». Таким образом, фи­нансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги -это строго определенная экономическая категория с четко выра­женной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные эконо­мические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Например, предприятие выпустило продук­цию стоимостью 1 млн руб. Здесь речь идет о деньгах, которые являются мерой стоимости выпущенной продукции. Но к фи­нансам это не имеет ни малейшего отношения. Второй пример. Предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стои­мость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в

данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношени­ях, возникающих между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансо­вые отношения — это прежде всего денежные отношения. Одна­ко не все денежные отношения могут рассматриваться как фи­нансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отно­шений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов де­нежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внут­ренний продукт и национальный доход.

Итак, финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и ис­пользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государ­ства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осу­ществляются параллельно во времени, поскольку каждая финан­совая операция включает, с одной стороны, распределение обще­ственного продукта и национального дохода, а с другой — кон­троль за этим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП). Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребнос­ти общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого ра­ботника). В чистом продукте общества воплощается вновь со­зданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда по­требления и фонда накопления определяет темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределе­нием ВВП и его основной части — национального дохода. Без уча­стия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения возникают на стадиях распределе­ния и перераспределения национального дохода. Первичное рас­пределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее рас­пределения на составные элементы (возмещение израсходован­ных средств производства, заработная плата, прибыль и т. д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ря­да параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, та­рифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного рас­пределения национального дохода среди участников материаль­ного производства образуются следующие виды доходов: зара­ботная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материально­го производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распре­деления, не образуют общественных денежных фондов, необхо­димых для развития приоритетных отраслей народного хозяйст­ва, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводствен­ной сферы, в которой национальный доход не создается (просве­щение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. п.

Пример.Предприятие реализовало определенный объем про­дукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные нало­ги, например налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обес­печивая непрерывность процесса производства. Эта часть опре­деляется исходя из установленной нормы амортизационных от­числений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с опла­той труда (ФОТ), через нормы затраченного труда и систему его

оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется частьстоимости созданного продукта для перечисления в Пен­сионный фонд, фонд занятости и др., наконец, остается при­быль. Произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подле­жат дальнейшему распределению, т. е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенси­онным фондом по законодательно закрепленным ставкам. При­быль делится между предприятием, его вышестоящей организа­цией и бюджетами различных уровней.

Этот пример наглядно показывает, что, не придав движения стоимости (в данном случае выручке от реализации), ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.

Распределительные процессы имеют место и внутри пред­приятия. Например, прибыль, являясь источником формирова­ниятаких децентрализованных фондов, как фонд производст­венного и социального развития, резервный фонд и др., высту­пает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределитель­ных отношениях (но ни в коем случае об их отмене). Предприя­тие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализован­ным фондам, однако формирование резервного фонда регулиру­ется через размер уставного капитала, минимальныхи макси­мальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребле­ния предприятия жестко регулируют законы рыночной эконо­мики.

В каждой общественно-экономической формации, в разных государствах существуют свои финансовые системы - в одних случаях более удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, в других - менее удачно, однако фи­нансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им присуща.

Другой важнейшей функцией финансовявляется контроль­ная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использовани-ем денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отно-шений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-веществен­ной, но и по стоимости. В этой связи становится вохможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и нату­рально-вещественных пропорций в процессе расширенного вос­производства.

Контрольная функция финансов - это прежде всего кон­троль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. По­скольку финансы выражают отношения, возникающие на осно­ве реального денежного оборота, то контроль рублем как функ­ция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Главное назначение контроля состоит в спо­собствовании наиболее рациональному использованию центра­лизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяй­ственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соот­ветствием этих затрат доходам, за формированием и использова­нием основных фондов и. оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кре­дитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотно­шениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Контроль рублем воздействует на процесс реализации продук­ции, на выполнение договоров поставок, рентабельность, при­быль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материаль­ных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффектив­ность, принимать меры против бесхозяйственности и расточи­тельства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходо­вания средств и не связан со специальными проверками и обсле­дованиями.

Объектом контрольной функциифинансов являются финан­совые показатели деятельности предприятий, организаций, уч­реждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, от достоверно­сти финансовой информации, соблюдения финансовой дисцип­лины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью особых кон­тролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществля­ющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и незави­симый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управ­ления (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кре­дитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, от­делы местных органов власти. Важнейшей функцией законода­тельных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют кон­трольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они про­веряют финансово-хозяйственную деятельность подведомствен­ных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят фи­нансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, фи­нансовые отделы). В их функции входит проверка производст­венной и финансовой деятельности предприятия и его структур­ных подразделений. Общественный контроль осуществляют не­правительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудитор­ские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности привели к необходимости создания незави­симого финансового контроля — аудита. Последний представля­ет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетно­сти хозяйствующего субъекта с целью определения ее достовер­ности, полноты и реальности, соответствия действующему зако­нодательству и требованиям, предъявляемым к составлению фи­нансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и предприятий.

Цель аудита — установление достоверности финансовой от­четности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответ­ствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуще­ствления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение — непредвзятыми и бес­пристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятель­ность аудиторских фирм, обычно состоящая не только из прове­рок, но и консультационных услуг в области финансов всем пред­приятиям и организациям по договорам на платной основе.

Наши рекомендации