Сущность и функции финансов. Под редакцией Заслуженного работника высшей школы
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Под редакцией Заслуженного работника высшей школы
Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора
A.M. Ковалевой
Рекомендовано Советом
Учебно-методического объединения вузов России
По образованию в области менеджмента
В качестве учебного пособия
По специальности «Менеджмент организации»
Ф
Москва
«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»
УДК 336(075.8)
ББК 65.26я73
Ф59
АВТОРЫ:
А. М. Ковалева,проф., д-р экон. наук
(предисловие; гл. 6; гл. 9);
Н. П. Баранникова,доц., канд. экон. наук (гл. 1);
Л. А. Бурмистрова, доц., канд. экон. наук (гл. 17);
А. А. Володин,проф., д-р экон. наук (гл. 5);
Н. П. Ефимова,доц., д-р экон. наук (гл. 11);
А. Н. Жилкина,доц., канд. экон. наук (гл. 10);
М. В. Карп,доц., канд. экон. наук (гл. 7);
В. М. Коновалова,доц., д-р экон. наук (гл. 15);
О.М. Махалина,доц., канд. экон. наук (гл. 3);
О. А. Ревзон,доц., канд. экон. наук (гл. 14; § 14.1-14.3);
Н. Ф. Самсонов,проф., д-р экон. наук (гл. 2; гл. 4);
Л. В. Смирнова,доц., канд. экон. наук (гл. 14; § 14.4,14.5);
Н. И. Строкова,доц., канд. экон. наук (гл. 12; гл. 13);
Л. В. Токун,доц., канд. экон. наук (гл. 16);
Е. М. Шабалин,проф., д-р экон. наук (гл. 8).
РЕЦЕНЗЕНТЫ: кафедра «Финансы и банковскоедело»
Московского банковского института; доктор экономических наук, профессор
П. С. Никольский
Финансыи кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ко-Ф59 валевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с: ил. ISBN 5-279-02312-4
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» преподавателями Государственного университета управления. Рассматривается комплекс финансово-кредитных рычагов управления как на макро-, так и на микроуровне. Финансовые и кредитные проблемы излагаются исходя из современного этапа развития России, с учетом последних решений Правительства РФ, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Приводится фактический цифровой материал, даны примеры и расчеты.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а так-
же для работников финансово-экономических служб предприятий и органи
заций.
0605010204-261 лл УДК 336(075.8)
Ф 010(01)-2005Т" 2004 ББК 65.26я73
ISBN 5-279-02312-4© Коллектив авторов, 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «Финансы икредит» подготовлено коллективом преподавателей кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Государственного университета управления.
Необходимость написания данного учебного пособия обусловлена новой специальностью «Финансы и кредит», по которой кафедра готовит будущих специалистов.
Роль финансово-кредитных рычагов управления с совершенствованием рыночных отношений и кардинальными изменениями в экономике России резко возрастает.
Финансы и кредит, как экономические, денежные отношения, органически участвуют в механизме регулирования хозяйственного процесса. С развитием предпринимательства, приватизации, конкурентоспособности предприятий, организаций, акционерных обществ необходимо изучать теорию и практику функционирования финансов и кредита, уметь управлять финансовыми и кредитными ресурсами.
Формирование рыночных отношений в Российской Федерации предопределяет необходимость создания адекватных принципов организации финансово-кредитной системы как на макро-, так и на микроуровне.
С учетом новых требований в предлагаемом учебном пособии на основе теоретического и практического материала, а также законодательных и нормативных документов освещаются основные вопросы по темам курса. Раскрываются сущность финансов и кредита, механизм их функционирования на общегосударственном уровне и уровне хозяйствующих звеньев, основы финансового и кредитного менеджмен-
та, государственного финансового контроля, проблемы финансового и кредитного планирования, анализа, особенности управления инвестициями, внеоборотными активами и оборотным капиталом, организация безналичных расчетов, банковские операции, функционирование рынка ценных бумаг, особенности финансово-кредитного механизма валютных отношений и др.
В соответствии с программой курса учебное пособие состоит из двух разделов: «Финансы» и «Кредит и рынок ценных бумаг». В конце каждой главы даны контрольные вопросы.
Перечень законодательных и нормативных документов, а также рекомендуемая литература приведены в конце учебного пособия.-
Учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», а также может быть использовано аспирантами и работниками финансово-кредитной системы и финансовых служб предприятий и организаций различных форм собственности.
Раздел 1 ФИНАНСЫ
ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сущность и функции финансов
Финансы представляю* собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но в каждой из них - принципиально новое содержание. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Для понимания сущности этой экономической категории необходимо рассмотреть в первую очередь историю возникновения финансовых отношений.
Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовла-дельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дань, натуральные подати, сборы, различные трудовые повинности и грабежи покоренных народов. Отличительная особенность финансов в рассматриваемый период состояла в частноправовом принципе, поскольку казна государства одновременно являлась и казной главы государства.
С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства постепенно отделялись от казны государя. Доля натуральных отношений резко сократилась. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государ-
ства не мог единолично распоряжаться. Формирование и использование бюджета стали иметь системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.
Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена -бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Эти отношения были связаны с формированием и использованием бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы - объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, но в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.
Термин «финансы» произошел от латинского слова фшпзШ*, что в переводе означает «денежный платеж». Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги -это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Например, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн руб. Здесь речь идет о деньгах, которые являются мерой стоимости выпущенной продукции. Но к финансам это не имеет ни малейшего отношения. Второй пример. Предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в
данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, возникающих между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внутренний продукт и национальный доход.
Итак, финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.
Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП). Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления определяет темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т. д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. п.
Пример.Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая непрерывность процесса производства. Эта часть определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), через нормы затраченного труда и систему его
оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется частьстоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, фонд занятости и др., наконец, остается прибыль. Произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т. е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.
Этот пример наглядно показывает, что, не придав движения стоимости (в данном случае выручке от реализации), ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формированиятаких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае об их отмене). Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальныхи максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.
В каждой общественно-экономической формации, в разных государствах существуют свои финансовые системы - в одних случаях более удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, в других - менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им присуща.
Другой важнейшей функцией финансовявляется контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использовани-ем денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отно-шений, которым была бы присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной, но и по стоимости. В этой связи становится вохможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и. оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Контроль рублем воздействует на процесс реализации продукции, на выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.
Объектом контрольной функциифинансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений. Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности привели к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита. Последний представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и предприятий.
Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.
Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, обычно состоящая не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов всем предприятиям и организациям по договорам на платной основе.