Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный политехнический колледж»
Составил преподаватель Н.С. Можаева
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы.
Тема 1.1.Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в РБ.
Тема 1.2. Аудит как форма контроля.
Тема 1.3. Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы.
Тема 1.4. Основные приемы и этапы проведения ревизии организации.
Раздел 2. Ревизия и контроль производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации.
Тема 2.1.Ревизия денежных средств, подотчетных сумм и расчетных операций.
Тема 2.2.Контроль учета основных средств и нематериальных активов, целевого использования капитальных вложений.
Тема 2.3.Контроль учета товаро – материальных ценностей.
Тема 2.4.Контроль операций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов деятельности организации.
Тема 2.5.Ревизия учета фондов и резервов организации.
Тема 2.6.Ревизия деятельности вспомогательных и обслуживающих хозяйств.
Тема 2.7.Ревизия финансовых вложений у инвесторов.
Тема 2.8.Проверка достоверности отчетов организации.
Введение.
Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Аудит и ревизия способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.
Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы
Тема 1.1.Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в РБ
Вопросы:
1. Система финансово-хозяйственного контроля, его организационные формы.
2. Органы государственного контроля.
3. Методы контроля.
4. Классификация ревизий.
1 вопрос
Система контроля – это совокупность субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объектов контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий.
Система контроля состоит из элементов:
Ø субъект контроля (кто осуществляет контрольные действия);
Ø объект контроля (кого контролируют);
Ø предмет контроля (что контролируют);
Ø принципы контроля;
Ø методики контроля;
Ø приемы и способы контроля;
Ø техника и технология контроля;
Ø процесс контроля;
Ø сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
Ø результат контроля и затраты на его осуществление;
Ø субъект, принимающий решение по результатам контроля;
Ø принятие решения по результатам контроля.
В настоящее время действуют следующие организационные формы контроля:
1. Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы, который в свою очередь подразделяется на:
Ø общегосударственный,
Ø отраслевой,
Ø специальный.
2. Аудиторский – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.
3. Общественный – осуществляют профсоюзные организации, ревизионные комиссии общественных объединений ЖСК и т.д.
Контроль подразделяется:
· По времени проведения:
o предварительный;
o текущий (оперативный);
o последующий.
· По источникам информации:
o документальный;
o фактический.
· По охвату:
o административный;
o технический;
o финансово-хозяйственный:
§ внутрихозяйственный;
§ ведомственный;
§ вневедомственный.
2 вопрос
Органами государственного контроля являются:
1. Комитет государственного контроля РБ – высший орган контроля; функции: контроль за исполнением законов РБ, постановлений СМ и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных гос. фондов; проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий; проверка деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета и т. д.;
2. Министерство финансов;
3. Государственный налоговый комитет РБ – это республиканский орган госуправления, проводящий политику, осуществления, регулирования и управления в сфере налогообложения; функции: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета; руководство деятельностью инспекцией ГНК по областям, городам, районам; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов; осуществление валютного контроля; предупреждение правонарушений в сфере налогового законодательства; издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учета и взимания налогов и других платежей в бюджет.
4. Министерство статистики и анализа;
5. Министерство экономики;
6. НБ РБ;
7. Органы специализированного госконтроля и административные органы.
3 вопрос
По методам осуществления контроль подразделяется:
§ ревизия – это всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени;
§ аудит – это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов.
§ тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. (Наиболее распространенный способ)
§ экономический анализ – важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации;
§ обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Организуется для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т. д.;
§ расследование – это установление виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба. (Осуществляется судебно-следственными органами);
§ хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях, такие споры разрешаются в хозяйственных судах.
4 вопрос
Ревизии подразделяются в зависимости:
· от субъекта ревизии на:
o вневедомственные
o ведомственные
o внутрихозяйственные.
· от полноты проверки на:
o комплексные;
o документальные;
o тематические.
· от полноты проверки первичной документации, учетных записей, отчетности на:
o сплошные – исследованию за весь ревизуемый период подвергается все без исключения финансовые операции и процессы;
o выборочные – исследованию подвергается лишь часть операций и процессов, заранее намеченных ревизором;
o комбинированные – при проведении комбинированных ревизий используются сплошной и выборочный способы исследования финансовых операций и хозяйственных процессов.
Тема 1.2. Аудит как форма контроля.
Вопросы:
1. Понятие аудита.
2. Организация аудита в РБ и его субъекты.
3. Национальные стандарты аудита.
4. Основные этапы аудита. Планирование аудита.
5. Проведение аудита. Аудиторский риск.
6. Составление аудиторского заключения.
1 вопрос
Выделяют два основных вида аудита:
1. внешний – независим по отношению к контролируемому предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).
Основными задачами его являются:
Ø проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
Ø оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству РБ;
Ø определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество, правильность составления бухгалтерских записей, отражающих деятельность и ее результаты;
Ø проверка правильности исчисления себестоимости, прибыли;
Ø проверка своевременности расчетов с бюджетом, рабочими и служащими, разными дебиторами и кредиторами и др.;
Ø анализ финансово-хозяйственной деятельности;
Ø оценка активов и пассивов предприятия;
Ø обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами;
Ø организация правильного бухучета в случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать усеет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;
Ø восстановление учета.
Внешний аудит проводится аудиторскими организациями или ИП - аудиторами.
2. внутренний –выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы предприятия. Внешние аудиторские службы опираются на результаты внутреннего аудита.
Органами внутреннего аудита являются КРУ министерств, ведомств, а также КРС предприятий.
Их функции:
Ø проверка состояния экономики подведомственных предприятий, анализ их деятельности, выполнение планов;
Ø проверка соблюдения законности операций, дисциплины, повышение эффективности, рентабельности производства и т.д.;
Ø контроль за сохранностью имущества, выявление недостач, бесхозяйственности;
Ø контроль за правильностью постановки бухучета, достоверностью отчетности и т. д.
Аудит может быть добровольным и обязательным.
2 вопрос
Аудиторская деятельность в РБ осуществляется на основании Закона РБ «Об аудиторской деятельности» принятого ВС РБ 08.11.1994 г. с учетом изменений и дополнений, а также в соответствии с национальными стандартами аудита (МФ РБ).
Субъектами аудиторской деятельности в РБ являются:
Ø аудиторы;
Требования: стаж работы не менее двух лет в аудиторской организации, в системе внутреннего аудита на должностях по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию.
Ø аудиторские организации.
Требования: наличие в штате не менее трех аудиторов, включая аудитора, не менее 50% из которых граждане РБ, постоянно проживающие на территории РБ, в случае руководителя-иностранца 75% граждан РБ.
Общие требования:
Ø повышение квалификации в установленном порядке;
Ø соблюдение требований и условий, установленных законодательными актами РБ, регулирующими аудиторскую деятельность.
3 вопрос
В период осуществления деятельности аудиторы обязаны соблюдать аудиторские стандарты (правила). Основная цель которых – достичь единообразного понимания всеми (аудиторами и пользователями их услуг) основных принципов и целей аудита, обязанности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора.
Правила подразделяются на:
o республиканские – конкретизируют и разъясняют Закон РБ «Об аудиторской деятельности»;
o внутренние (для аудиторских объединений);
o правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – ИП (утверждаются МФ РБ):
§ планирование аудита;
§ рабочая документация аудитора;
§ цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
§ аудиторские доказательства;
§ использование результатов внутреннего аудита;
§ аналитические процедуры;
§ существенность и аудиторский риск;
§ порядок составления аудиторского заключения о отчетности;
§ действия аудитора при выявлении искажений отчетности;
§ аудиторская выборка;
§ порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг;
§ понимания деятельности проверяемого предприятия или ИП;
§ образование аудитора;
§ аудиторское заключение по отчетности;
§ письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита;
§ И другие.
4 вопрос
Технологические этапы аудита:
1. подготовительные работы по проведению аудиторской проверки;
2. оценка системы бухучета и внутреннего контроля;
3. планирование аудита;
4. организация и непосредственное проведение проверки;
5. составление аудиторского заключения (отчета).
Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской отчетности, законности и достоверности финансовых операций и хозяйственных процессов, правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.
Планирование состоит из разработки общего плана аудита и аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для объективного и обоснованного мнения о отчетности предприятия.
5 вопрос
Предварительный этап начинается с обращения заказчика по поводу проведения аудиторской проверки к аудитору.
Отношения между аудитором и заказчиком строятся на основе договора, но прежде он должен иметь представление о характере деятельности заказчика, для чего делается преддоговорное обследование. Аудитор выезжает к заказчику для беседы и общего ознакомления с документацией.
Ознакомление со сторонами финансово – хозяйственной деятельности, путем изучения учредительных документов, объекта проверки дает возможность установить объем, характер и виды деятельности предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. В зависимости от объема и сложности работы определяется стоимость аудита.
Заключенный договор – удостоверяет факт договоренности между заказчиком и аудитором о проведении аудиторской проверки.
(Изучить бланк договора).
Важнейший этап – непосредственное проведение аудита:
§ изучаются учредительные документы, устав предприятия, характер и содержание его уставной деятельности;
§ затем анализируются за весь отчетный период записи в Главной книге, они же выборочно сопоставляются, сравниваются с записями в учетных регистрах на основании, которых сделаны записи;
§ проверяется первичная документация, учетные регистры в ходе проверки устанавливается: полнота учета, точность записей, верность стоимостных оценок, достоверность, соблюдение границ учетного периода, соблюдение прав и обязательств и др.;
§ основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей себестоимости т.р.у. и прибыли;
§ сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Выборочной: документы по учету ТМЦ и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда;
§ для окончательных выводово достоверности или недостоверности показателей финансовой отчетности анализируются выявленные отклонения в учете, искажения и т.д.;
§ на основании собранной информации составляется аудиторское заключение.
Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность предприятия может содержать невыявленные существенные ошибки и искажения, после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
1. внутрихозяйственный риск;
2. риск средств контроля;
3. риск необнаружения.
6 вопрос
Общие требования:
§ Заключение должно иметь название и адресоваться заказчику аудита.
§ В нем должны быть указаны реквизиты предприятия, в котором проводился аудит: наименование; местонахождение (юр. адрес); сведение о госрегистрации.
§ Реквизиты аудитора;
§ Вводная часть должна содержать:
o перечень проверенной бухгалтерской отчетности с указанием отчетного периода;
o заявление о том, что ответственность за ведение бухучета несет предприятие, а обязанность аудитора – выражение аудиторского мнения.
§ Итоговая часть - это аудиторское мнение.
§ Дата его подписания и подписи руководителей организации и лицом возглавляющем проверку.
Аудиторское заключение может содержать:
1. безусловно положительное аудиторское мнение;
2. условно положительное аудиторское мнение;
3. отрицательное аудиторское мнение;
4. отказ от выражения аудиторского мнения.
Тема 1.3. Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы.
1. Планирование в контрольно-ревизионной работе.
2. Учет и отчетность в контрольно-ревизионной работе.
3. Обязанности, права и ответственность ревизоров.
4. Акт комплексной ревизии.
1 вопрос
Ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.
Перспективные планы составляются на три – пять и более лет. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.
Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций.
Годовой план работы состоит из 2 разделов: документальные ревизии и тематические проверки.
В годовом плане указывают:
- наименование и местонахождение ревизуемых предприятий;
- сведения о предыдущей ревизии по каждому предприятию;
- ревизуемый период;
-вид ревизии (сплошные, выборочные, комбинированные, комплексные, тематические);
- срок проведения ревизии;
- продолжительность ревизии;
- исполнителей.
При составлении планов проведения ревизий предусматривают чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам не менее раза в год. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии.
Планируемая продолжительностью ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, количества и квалификации ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время, превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора.
Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности ТМЦ; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете; полноты и своевременности оприходования продукции, поступившей от урожая.
На основании годовых планов каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает индивидуальный план-график работы на год.
2 вопрос
Для учета выполнения планов контрольно-ревизионной работы и результатов ревизий проверок в министерствах и ведомствах, имеющих в штате ревизионную службу, ведется журнал регистрации проведенных ревизий и проверок и принятых по ним решений, в котором указывают: наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, время проведения ревизии, дату представления акта ревизии, дату и № принятого решения по результатам ревизии, информацию о выполнению данного решения, а затем отражают результаты ревизии.
На основании данных журнала составляется отчет по форме 2-ревизия «Отчет о контрольно-ревизионной работе» за 1-е полугодие и в целом за год, который направляется вышестоящей организации.
К отчету прилагается пояснительная записка, которая составляется по каждому разделу отчета, в том числе:
Раздел 1. Проведено ревизий и проверок
Раздел 2. Выявлено ущерба
Раздел 3. Принятые меры по результатам ревизий и проверок
Раздел 4. Мероприятия по работе с кадрами и совершенствованию контрольной деятельности.
В заключительной части пояснительной записки излагаются предложения по совершенствованию контроля, устранению причин и условий, способствующих нарушениям и злоупотреблениям, в том числе и предложения о внесении изменений в действующее законодательство и нормативные акты.
Объяснительную записку подписывают руководитель и начальник контрольно-ревизионной службы (подразделения).
3 вопрос.
Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных функций он обязан:
§ знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в своей практической работе;
§ глубоко владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;
§ организовать работу с таким расчетом, чтобы как можно полнее были охвачены все участки производственной и финансовой деятельности ревизуемого предприятия в сроки, установленные руководителем организации, назначившей ревизию. Результаты ревизии должны быть оформлены актом ревизии с необходимыми предложениями и всеми объяснительными записками должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;
§ оказать помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении вскрытых недостатков и допущенных нарушений, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания.
§ прочее.
Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:
§ требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии и проверок материалов, характеризующих деятельность ревизуемого предприятия и отдельных должностных лиц, а также наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ресурсов для их фактической проверки (инвентаризации);
§ опечатывать по необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;
§ изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гарантируется;
§ получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;
§ проводить контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы содержания сырья, материалов в готовой продукции, технические испытания;
§ прочее.
Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях и т. д.
4 вопрос
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.
В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.
Акт состоит из вступительной и результативной частей. Во вступительной части указываются: полное наименование акта, дата и место его составления; основание для проведения ревизии, ее начало и окончание; состав ревизионной группы; наименование ревизуемого предприятия и период производственно-хозяйственной деятельности, за который проводилась ревизия; ФИО должностных лиц ревизуемого предприятия ответственных за финансово-хозяйственную деятельность. (Рассказать если руководители менялись).
Во вступительной части приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, его организационной структуре и виде деятельности, указывают способы документальной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие – выборочным. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора. Способы проведения инвентаризации.
Заканчивается вступительная часть акта фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее…», после чего следует изложение результативной части.
Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии.
Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т. д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
Акт ревизии должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком. Его не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, изложением отчетных показателей из периодической и годовой отчетности, а также мелкими, незначительными нарушениями, которые по указанию ревизующих были исправлены в период проведения ревизии. Внутри каждого раздела акта комплексной ревизии следует излагать факты по признаку их значимости, без соблюдения их хронологии во времени, т. е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и злоупотребления.
Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и т. д.
Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. После акт подписывается всеми сторонами.
Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, наличия денег у подотчетных лиц, состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ, при контрольных запусках сырья и материалов в производство и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.
В справках, прилагаемых к акту, указывается: содержание нарушения и злоупотребления; наименование вышестоящей организации и должностного лица, разрешившего незаконную операцию, или должностного лица ревизуемого предприятия, выдавшего такое указание; размер причиненного материального ущерба.
Многочисленные однородные факты группируются по видам нарушений в отдельных ведомостях, которые прилагаются к основному акту ревизии. В акте отражаются не каждый в отдельности факт нарушения, а итоговые данные ведомостей, что значительно сокращает объем основного акта ревизии, улучшает процесс его чтения и анализа установленных фактов нарушений, злоупотреблений и других недостатков.
(рассказать: про объяснительные записки должностных лиц, в случае недостач, растрат)
Все приложения к основному акту обязательно нумеруются; в конце акта ревизии необходимо перечислить все приложения к нему.
Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением решения, принятого по его результатам.
В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относятся:
- получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефона, факса);
- проверка выполнения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчетности и другим материалам, предоставляемым в ревизующий орган;
- вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;
- проверка на месте, осуществляемая работниками ревизующей организации;
- проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.
Тема 1.4. Основные приемы и этапы проведения ревизии организации.
Вопросы:
1. Подготовка к проведению ревизии.
2. Проведение ревизии в соответствии с программой:
а) обследование ревизуемого предприятия;
б) ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации.
1 вопрос.
В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно (за 3-5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или не комплексную ревизию деятельности предприятия. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы.
На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, ФИО проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.
На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность проверяемой организации, руководитель ревизионной группы составляет программу ревизии, которая включает перечень основных вопросов.
Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.
2 вопрос.
а) По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы предъявляет руководителю этого предприятия приказ о проведении ревизии. После этого проводится проверка кассовой наличности. При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.
Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт.
Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и ТМЦ для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы и т. д.
Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия, оно позволяет ревизорам установить недостатки в работе предприятия, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и др. После осмотра ревизор решает какие ТМЦ следует подвергнуть контрольной инвентаризации, проводятся она как правило вначале ревизии. Вместе с тем применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения.
Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).
После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.
б) Ревизия финансово - хозяйственной деятельности организации проводится путем:
§ проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;
§ проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;
§ сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности;
§ сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;
§ проведение встречных проверок;
§ инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;
§ контрольных обмеров объемов выполненных работ – применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления зарплаты, расчетов с подрядчиками за выполненный объем работ;