Разработка инвестиционного проекта
Разработка любого инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации — может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех фаз: пред инвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (или производственной).
Суммарная продолжительность трех фаз составляет жизненный цикл инвестиционного проекта
1. Прединвестиционная фаза. Ее нельзя определить точно, только примерно. На этом этапе проекта разрабатываются маркетинговые исследования, выбор поставщиков сырья и оборудования. Ведутся переговоры с будущими поставщиками, проводится юридическая регистрация предприятия, оформление контрактов и т. п., в конце прединвестиционной фазы должен быть представлен развернутый бизнес-план инвестиционного проекта.
2.Инвестиционной фазе осуществляется инвестирование. При инвестиционной фазе развития проекта предпринимаются действия: такие, как закупка оборудования, строительство и прочее, требующие гораздо больших затрат и имеющие необратимый характер.
При последующих фазах проект еще не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств.
На этом этапе формируются постоянные активы предприятия, производятся затраты на повышение квалификации персонала и проведение рекламных компаний.
2. Эксплуатационная фаза – начинается с момента приведения в действие основного оборудования, приобретения недвижимости и др.
На этой фазе начинается запуск в действие предприятия, производство продукции или оказание услуг.
Продолжительность этой фазы сказывается на общей характеристике проекта.
Чем она дольше, тем больше совокупная величина дохода. Общим определением срока жизни проекта является существенность денежных доходов с точки зрения участника проекта.
Обязательно нужно проведение банковской экспертизы для предоставления кредита.
Продолжительность срока жизни проекта будет совпадать со сроком погашения задолженности, дальнейшая судьба инвестиций заимодавца интересовать не будет
Оценка экономической эффективности инвестиц. проекта.
Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются различные виды показателей: показатели эффекта, доходности, окупаемости и финансовые показатели.
Показатели эффекта.
1.Чистый недисконтированнный доход - называется накопленный чистый доход за весь расчётный период, исчисляемый по формуле
ЧД=Σ
где - чистый денежный поток периода n.
2.Чистый приведённый доход (NPV) это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной период разности всех оттоков и притоков (доходов и расходов), накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования по фиксированной, заранее определенной процентной ставке (ставке дисконтирования).
NPV= -Io
где Io – объем певонач. инвестиций
- чистый денежный поток периода t,
r- ставка дисконтирования
n-длительность проекта
Использование метода чистого приведённого дохода дает ответ на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования увеличению рыночной стоимости фирмы-инвестора, но не говорит об относительной величине такого увеличения. Кроме того, критерий NPV не позволяет сравнить, к примеру, проекты с одинаковым NPV, но разной капиталоёмкостью.