Наименование вопроса №1. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»

Цель стандарта – обеспечение основных требований к формированию финансовой отчетности общего назначения.

Стандарт устанавливает:

1. общие правила для представления финансовой отчетности;

2. рекомендации по её структуре;

3. требования по её содержанию;

4. рекомендации по её соответствию МСФО;

5. рекомендации по её отклонениям от МСФО.

Руководство компании для составления финансовой отчетности должно соблюдать следующие правила:

1. Предоставлять достоверную информацию в соответствии с МСФО;

2. Финансовая отчетность составляется исходя из допущения непрерывности деятельности компании;

3. При подготовке всех видов финансовой отчетности используется метод начисления, за исключением отчета о движения денежных средств;

4. Финансовая отчетность должна предоставляться последовательно, то есть классификация её статей должна сохраняться от одного периода к другому;

5. Несущественные, аналогичные статьи допускается представлять агрегировано (агрегирование – соединение отдельных данных в единый показатель);

6. Активы и пассивы взаимозачитываются только в том случае, если это допускает МСФО;

7. Вся числовая информация текущего периода предоставляется в сравнении с предыдущим периодом.

Финансовая отчетность включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств, учетную политику и примечания.

Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом положении организации. Компания может разделять свои активы и обязательства на краткосрочные и долгосрочные, или предоставлять их в порядке ликвидности. МСФО рекомендует предоставлять баланс в горизонтальном или вертикальном виде.

В горизонтальном виде валюта баланса соответствует суммарным активам. Данные активы в балансе делятся на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные активы – это основные средства, деловая репутация (гудвил – превышение рыночной оценки совокупных активов компании над суммой индивидуальных рыночных цен этих же активов), производственные лицензии, инвестиции в компании, прочие финансовые активы.

Краткосрочные активы – запасы, задолженность покупателей и заказчиков, предоплаты, денежные средства и их эквиваленты.

Пассив горизонтального баланса включает в себя: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Капитал и резервы включает: выпущенный капитал, фонды (резервы), накопленную прибыль (убытки).

Долгосрочные обязательства – это долгосрочные займы, включающие выплату процентов, отложенные налоги, пенсионные обязательства.

Краткосрочные обязательств – это кредиторская задолженность, краткосрочные займы, резерв по гарантиям.

Бухгалтерский баланс в России предоставляется в горизонтальном виде.

В вертикальном виде валюта баланса соответствует чистым активам, которые также подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Пассив включает долгосрочные и краткосрочные обязательства, а также финансирование чистых активов.

В качестве дополнительной информации к бухгалтерскому балансу предоставляется: расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности; параметры материнской, дочерних, ассоциированных компаний; характеристика акционерного капитала; количество выпущенных, оплаченных акций, их номинальная стоимость.

Отчет о прибылях и убыткахпредоставляет информацию о результатах деятельности компании. МСФО предлагают использовать один из двух видов отчетов.

Первый вид. Отчет, сформированный путем распределения расходов между функциональными направлениями компании (отражает функции затрат). Он включает в себя следующие статьи:

1. Выручка,

2. Себестоимость продаж,

3. Валовая прибыль,

4. Прочий операционный доход.

5. Затраты на распространение,

6. Административные расходы,

7. Прочие операционные расходы,

8. Прибыль (убыток) от операционной деятельности,

9. Затраты на финансирование,

10. Доля прибыли, убытка по методу долевого участия,

11. Прибыль, убыток до налогообложения,

12. Расходы по налогам,

13. Прибыль, убыток,

14. Доля меньшинства,

15. Доля материнской компании.

В таком виде отчет предоставляется в российских организациях.

Второй вид. Отчет отражает характер затрат. В данном случае меняются 1-8 статьи отчета.

1. Выручка,

2. Прочий операционный доход,

3. Изменение в запасах готовой продукции и незавершенного производства,

4. Работа, выполненная компанией,

5. Использованное сырье и материалы.

6. Заработная плата,

7. Расходы на амортизацию,

8. Прочие операционные расходы,

9. Прибыль, убыток от операционной деятельности.

В примечаниях к отчету, согласно МСФО указывается сумма дивидендов на одну акцию.

В отчете об изменениях капиталапоказываются изменения, произошедшие в капитале компании, её фондах (резервах), прибыли, эмиссионного дохода. Данные изменения могут происходить в результате корректировки учетной политики, переоценки имущества, курсовой разницы валют, операций с акционерами (эмиссия акций, выплата дивидендов), а также в результате полученной прибыли и убытка, не отраженных и отраженных в отчете о прибылях и убытках.

МСФО предлагает два варианта отчета об изменении капитала. В первом варианте даются изменения по каждому виду капитала, фонда (резерва), прибыли отдельно. Во втором все изменения даются в общем, а расшифровка по видам дается в примечании к отчету. В России используется первый вариант.

Наши рекомендации