Тема 13. Анализ прибыли и рентабельности
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности
3. Анализ уровня среднереализационных цен
4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
5. Анализ рентабельности деятельности предприятия
6. Анализ распределения и использования прибыли
Источники информации:
-накладные на отгрузку продукции,
- данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»,
- форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках»,
- данные финансового плана.
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике сравнивают следующие показатели за отчетный и базисный период с выделением структуры:
1. Прибыль от продаж
2. Сальдо от операционных доходов и расходов
3. Сальдо внереализационных доходов и расходов
4. Прибыль от обычных видов деятельности
На балансовую прибыль влияют следующие факторы:
1. Прибыль от обычных видов деятельности
2. Операционные финансовые результаты
3. Чрезвычайные финансовые результаты
4. Внереализационные финансовые результаты
Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
- объема продаж продукции (VРП);
- Переменных затрат на единицу продукции (вi),
- Суммы постоянных затрат отчетного периода (А)
- уровня среднереализационных цен (Цi).
П= VРП (Цi – вi) - А
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.
Анализ уровня среднереализационных цен
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества можно определить следующим образом:
,
где Цн и Цп- соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
VРПН -объем реализации продукции нового качества;
VРПобщ -общий объем продаж i -го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
Для этого отклонение фактического удельного веса от планового покаждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100.