Казначейская система исполнения бюджета: внедрение в г.Томске
Внедрение казначейской системы исполнения бюджета началось в Томске в 2000году. Исполнение местного бюджета может осуществляться через органы федерального казначейства на основе соглашения или собственные органы казначейства. Учитывая положительный опыт других городов, было принято решение не пользоваться услугами ОФК по исполнению городского бюджета, а осуществлять казначейское исполнение бюджета самостоятельно. Обслуживать свои бюджеты в ОФК бесперспективно:
1. ОФК обслуживают местные бюджеты на платной основе
2. Обслуживание местного бюджета в ОФК не позволяет осуществлять полный контроль за целевым использованием средств местного бюджета
3. ОФК, не находясь в подчинении у города, не заинтересовано в эффективном управлении местными финансами и не позволит оперативно маневрировать денежными потоками
Передача собственного бюджета в ФК означала потерю финансовой независимости муниципального образования. И выходом в такой ситуации было- создать собственное казначейство. Тогда можно создавать расширенную бюджетную классификацию местного бюджета в соответствии с требованиями ситуации и обеспечивать текущий контроль за расходованием бюджетных средств, блокировать платежи по завышенным ценам или в случае нецелевого расходования средств. Решением ТГД №270 от 07.12.2005г. и постановлением мэра г.Томска в структуре ДФ г.Томска было создано муниципальное казначейство- - структурное подразделение ДФ, исполняющее бюджет г.Томска. На муниципальное казначейство была возложена функция исполнения городского бюджета, ведение лицевых счетов всех получателей бюджетных средств. Томска стал одним из первых в Росси муниципальных образований, перешедших на казначейское исполнение бюджета.
Переход на казначейскую систему проходил поэтапно.
На первом этапе (октябрь-декабрь 2000г.) была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты различных направлений: финансисты, юристы, управленцы. Задачей рабочей группы было определено предпроектное обследование структуры бюджетной сферы г.Томска, подготовка перечень распорядителей и получателей бюджетных средств, определение срока перевода на казначейскую систему исполнения бюджета.
На втором этапе (декабрь 2000г-март 2001г) в структуре Департамента финансов г.Томска было создано муниципальное казначейство исполнению бюджета, внесены изменения в «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Томске», разработано и утверждено «Положение о порядке открытия и ведения лицевых счетов», порядка финансирования на лицевые счета и списание расходов с единого счета бюджета.. На основании «положения о порядке открытия и ведения лицевых счетов» был сформирован пакет документов, необходимых для открытия лицевых счетов. Персонал Департамента финансов был обучен работе с новым программным продуктом.
В качестве экспериментальной базы по внедрению казначейской системы исполнения городского бюджета было выбрано управление здравоохранения и подведомственные ему получатели бюджетных средств. В марте 2001 года они открыли лицевые счета в комитете казначейского исполнения бюджета и закрыли имеющиеся бюджетные счета в кредитных организациях. Томское городское казначейство начало свою работу. C 01.04.2001г. начался массовый перевод бюджетной сферы г.Томска с банковской системы исполнения бюджета на казначейскую согласно установленному графику.
В апреле 2004г. был разработан и утвержден порядок оформления и прохождения документов при казначейском исполнении внебюджетных средств и осуществлен переход на казначейское исполнение внебюджетных средств. Доходы, полученные бюджетными учреждениями г.Томска от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности стали учитываться на лицевых счетах, открытых в Департаменте финансов администрации г.Томска и расходоваться в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.
Сейчас , когда казначейство г.Томска подходит к своему пятилетию и можно обобщить положительные результаты проделанной работы.
Несмотря на скудность информации и отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующих процедуру перехода на казначейское исполнение бюджета документов, г.Томск стал пионером в Томской области в создании муниципального казначейства. Опыт, приобретенный при внедрении казначейской системы в г. Томске, был актуальным и значимым для других муниципальных образований Томской области при переходе на казначейское исполнение бюджетов.
В результате внедрения казначейских технологий достигнуто оптимальное управление финансовыми ресурсами города:
· Каждый платеж осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией
· Вся информация о платежах и денежных потоках централизирована
· Бюджет города имеет высокий уровень управляемости. Как только поступают доходы, сразу появляется возможность распределить их по статьям расходов с соответствующими приоритетами
· Сроки прохождения бюджетных средств минимальны
· Возможен ежедневный анализ фактического финансирования и расходования бюджетных средств в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств и статей бюджетной классификации
· Полный контроль всего цикла прохождения бюджетных средств от поступления до отчетности.
Казначейство осуществляет полный текущий контроль за расходованием бюджетных средств. Заинтересованность казначеев в целевом использовании бюджетных средств часто оказывается выше, чем у распорядителей и получателей бюджетных средств- такой вывод можно сделать, проанализировав неисполненные казначейством заявки на расход от распорядителей и получателей бюджетных средств. Только с первого января текущего года казначеями по различным причинам (несоответствие первичным документам, бюджетной классификации, заключенным договорам, неправомерность осуществления расходов) было возвращено более трех тысяч заявок. Особенно важна роль оперативного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств в социальной сфере и сфере развития инфраструктуры города.
Через бюджет перераспределяется около половины внутреннего валового продукта территории. Неэффективные методы исполнения бюджетов становятся факторами замедления развития экономики. Переход на казначейское исполнение местных бюджетов - одно из важнейших условий эффективного управления финансами на муниципальном уровне.