Казначейская система субъекта федерации

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ

На правах рукописи

ГРОШЕВА Надежда Борисовна

КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНМОИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (специализация: управление инновациями и инвестиционной деятельностью),

08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Диссертация

На соискание ученой степени

Кандидата экономических наук

Научный руководитель:

доктор экономических наук,

профессор Ивчик Т. А.

Иркутск – 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 7

1.1. Основные направления и особенности социальной политики Иркутской области: финансовый аспект. 7

1.2. Методология формирования современного подхода к управлению государственными финансами как фактор развития социально-экономической системы Российской Федерации 42

1. 3. Методические основы организации действующей системы контроля за бюджетным процессом 56

1.4. Казначейство как инструмент контроля за реализацией социально экономической направленности бюджетного процесса 76

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 111

2.1. Организационно-правовая составляющая казначейского исполнения регионального бюджета 111

2.2. Иерархическая многоуровневая система управления бюджетным процессом. 120

2.3. Финансовые аспекты реализации регионального казначейства как социально-экономической инновации 135

2.4. Инновационная методика реализации информационной составляющей казначейской системы 148

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЬЕКТА ФЕДЕРАЦИИ 165

3.1. Анализ и оценка оптимальности организационно-правовой составляющей 165

3.2. Методика формирования финансовых потоков в рамках казначейского исполнения регионального бюджета 184

3.3. Информационная составляющая на этапе внедрения казначейского исполнения бюджета 194

3.4. Социально-экономические результаты внедрения системы казначейского исполнения бюджета (доходы – затраты) 198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 203

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Проект федерального бюджета сформирован в объеме 15,4 % ВВП.

Учитывая, что в настоящее время недостаточность финансовых ресурсов не позволяет обеспечить стопроцентное решение стоящих перед государством задач одним из первоочередных направлений бюджетного процесса является использование всех имеющихся резервов и возможностей по мобилизации финансовых ресурсов, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

В 2001 году политика Правительства РФ будет направлена на снижение социального неравенства, последовательного повышения уровня жизни населения, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе, закрепление тенденций роста экономики, развитие рыночной и институциональной инфраструктуры.

Приоритетными направлениями бюджетной политики государства в 2001 году является концентрация ресурсов бюджета на решении ключевых социально-экономических задач, оценки эффективности бюджетных расходов, обеспечение бездефицитности бюджета

За счет решения этих задач планируется рост ВВП на 4%, рост инвестиций на 7%, реальные денежные доходы населения должны возрасти на 5%.

Предварительно с учетом всех ожидаемых мер по стабилизации бюджета на 2002 год ожидаемый профицит федерального бюджета составит 3.1% к ВВП, в 2003 году – 4.7% к ВВП.

Соответственно казначейское исполнение бюджета как способ повышения эффективности расходования бюджетных средств становится одним из первоочередных направлений финансовой и бюджетной политики государства в целом и региона в частности.

В связи с этим одним из приоритетнейших направлений финансовой политики региона является усиление контроля за процессом исполнения бюджета, создание казначейского исполнения областного и консолидированного бюджета.

Задачами данной работы явились:

анализ роли казначейства в системе исполнения бюджета;

созфдание методологической основы казначейского исполнения бюджета;

создание универсальной системы внедрения казначейского исполнения бюджета.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической и методологической базой для диссертации послужили труды отечественных исследований и, в значительной мере, существующая нормативно-правовая база. Автор придал работе практическую направленность путем отражения собственного опыта и результатов исследований внедрения методологии на практике.

Разработанная методология внедрена в финансовом управлении города Братска, главном финансовом управлении администрации Иркутской области, финансовых управлениях Шелеховского муниципального образования, г. Тулуна, Иркутского района, Ангарского муниципального образования. Так же прочитаны учебные курсы по казначейской системе исполнения бюджета, включающие в себя бюджетную и налоговую систему области, бюджетный процесс, составление, исполнение и контроль за исполнением бюджета, вопросы оптимизации бюджетного процесса.

Результаты исследования.

В результате исследования выявлена неоптимальность системы контроля за исполнением бюджета Иркутской области и бюджетов муниципальных образований, проанализированы возможные варианты построения новой системы контроля, обоснован выбор казначейской системы исполнения бюджета как наиболее оптимальной, разработана методология построения казначейской системы исполнения бюджета любого уровня, проанализирована практика внедрения казначейского исполнения бюджета.

Научная новизна.

В данной работе впервые в Иркутской области сформулированы теоретические основы казначейского исполнения бюджета, подготовлена нормативная база казначейского исполнения бюджета, разработана схема реализации казначейского исполнения бюджета любого уровня, разработана методология и порядок внедрения казначейского исполнения бюджета.

Практическая значимость.

Данная работа имеет несомненную практическую значимость как сфере исполнения бюджета, что доказано успешной реализацией системы как на уровне областного бюджета, так и на уровне муниципальных образований, и значительную ценность для учебного процесса, так как при подготовке и проведении учебных курсов по казначейской системе исполнения бюджета студенты на практике применили основные принципы иерархических систем управления, правила построения систем контроля.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что при написании данной диссертации автор ставит своей первоочередной задачей создание работы, которая привлечет интерес не только теоретиков в области бюджетных процессов, но и практиков, реально работающих в финансово-бюджетной сфере, предоставив в их руки эффективный инструмент, позволяющий добиться реального увеличения эффективности использования бюджетных средств.

Автор глубоко верит, что самым лучшим результатом его труда может стать практическое внедрение предложенных им идей в различных исполняющих бюджет органах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной диссертации проведены исследования с целью сбора, анализа и осмысления данных, связанных с теоретическими и практическими аспектами повышения эффективности достижения главной цели бюджетного процесса – обеспечение социальной поддержки населения. Этой же цели служат и разработки собственных концепций оптимизации финансового контроля. Была глубокого изучена та теоретическая и нормативная база, которая была наработана специалистами в области финансовых и бюджетных технологий как современных, так и исторических, и это нашло самое непосредственное отражение в работе.

Однако стоит признать, что основное внимание в работе уделялось именно на практической составляющей решения социально-экономических проблем региона, для чего автором использовались материалы ряда ведущих специалистов в области финансово-бюджетных отношений и собственный опыт.

Проведенные в диссертации исследования позволили сделать следующие выводы:

· Решение социально-экономических задач напрямую связано с эффективностью реализации бюджетного процесса, поскольку посредством последнего осуществляется решение всех ключевых задач, составляющих основу социально-экономической политики.

· Наиболее важной задачей в условиях дефицита бюджета является оптимизация сбора доходов и осуществления расходов бюджета, иными словами повышение доходной базы и сокращение расходов.

· В рамках сокращения расходов очень важным является целевое и эффективное использование бюджетных средств и повышение качества планирования расходов бюджета.

· На сегодняшний день система контроля за расходами и доходами бюджета практически отсутствует.

· Наиболее эффективным способом контроля за расходованием бюджетных средств является превентивный контроль, устраняющий саму возможность возникновения нарушений.

· Единственным органом, который способен эффективно реализовывать превентивный контроль, является казначейство на базе финансового управления.

· Без четкой методологии построения казначейства и принятия ряда организационных мер казначейское исполнение бюджета невозможно.

Приступая к исследованию, автор надеялся выполнить работу, которая была бы интересна не только финансистам-теоретикам, но и практикам, ежедневно встречающим на своем пути проблемы, напрямую связанные с контролем за бюджетными средствами.

Хочется верить, что такая работа удалась, и в распоряжении отечественных специалистов в сфере бюджета оказался инструмент, который в должной мере содействовать решению социальных проблем регионов.

В рамках диссертации автор пытался не только проанализировать существующую систему расходования бюджетных средств и контроля за исполнением бюджета, но и создать универсальную методологию, позволяющую четко построить казначейскую систему исполнения бюджета любого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

[1] Программа финансово-экономического развития Иркутской области на 2001-2005 годы. Проект.

[2] Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2002 год»от 28.12.2001 № 26/72 - оз

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ

На правах рукописи

ГРОШЕВА Надежда Борисовна

КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Наши рекомендации